Тема 2. Основы конституционного права
План
1. Сущность и понятие Конституции. Юридические свойства Конституции.
2. Правовой статус человека и гражданина.
3. Система высших органов государственной власти РФ: Президент; Федеральное собрание РФ; Правительство РФ; Суды РФ.
Вопросы для контроля
1. Когда и где в мире появились первые конституции?
2. В чем особенности новой Конституции РФ по сравнению с прежними?
3. Как можно приобрести гражданство? Как прекращается гражданство?
4. На какие группы делятся конституционные права и свободы?
5. Почему в Конституции перечисляются обязанности, но не предусматриваются меры юридической ответственности за их нарушение?
6. К какой ветви власти относится Правительство и какую ступеньку этой власти оно занимает?
7. Как формируется Правительство и чем оно занимается (какова его компетенция)?
8. Как Вы понимаете фразу: «Парламент – это представительный орган»?
9. Кто не может участвовать в выборах?
10. Из каких звеньев состоит система общих судов?
11. Из каких звеньев состоит система арбитражных судов и чем занимаются арбитражные суды этих звеньев?
12. КакоВы особенности судебной власти?
13. Как Вы понимаете положение Конституции о том, что Президент – глава государства?
14. Что означает положение о том, что Президент является гарантом Конституции?
15. Какие требования выдвигает Конституция к кандидату в Президенты?
Вопросы для обсуждения (диспута)
Демонстрации как показатель уровня развития общества.
Первая точка зрения. Участие граждан в публичных мероприятиях (собраниях, демонстрациях, митингах, шествиях, пикетированиях) говорит о большой политической активности и культуре граждан. Людей с рабской психологией на улицы не выведешь. Они всегда во всем согласны и послушны власти, даже когда она действует неэффективно. На демонстрации ходят те, кто осознал себя как личность, как хозяин своей судьбы – стал внутренне свободен и хочет заставить государственных чиновников действовать в интересах граждан.
Вторая точка зрения. Проведение публичных мероприятий (собраний, демонстраций, митингов, шествий, пикетирования) говорит о том, что общество больно. В нормально развивающемся обществе все идет своим чередом, всякий знает свои обязанности и честно их выполняет. Зачем бастовать студентам, если установлена умеренная плата за обучение, если занятия проводятся качественно, если реально предоставляются установленные для студентов льготы (льготный проезд в общественном транспорте, бесплатное пользование библиотеками, скидки на билеты в музеи, бесплатные прививки против гриппа и др.)? Кстати, в индустриально развитых странах демонстрации – большая редкость.