Психолого-этические проблемы информационной деятельности.

 

Детальная разработка основных положений философии новостей проходит в кабинете редактора. И задача редактора принять ту философию, которая будет близка большинству сотрудников и организовывать их работу. Имеется в виду, к примеру, развитие общей философии новостей в программе, планирование потребностей отдела новостей, набор и подготовка репортеров, работа с бюджетом, создание и развитие системы работы с ньюсмейкерами, сбор новостей, обеспече­ние эффективного управления в отделе – все это в итоге должно обеспечить созда­ние качественного новостного продукта. Поэтому для создания эффективного со­временного отдела новостей требуются не только мощные технические возможно­сти, но и в значительно большей степени неординарное мышление редактора или заведующего отделом информации.

Одно из главных положений философии новостей, которое отдается на откуп редактору – определить критерии новости, то есть четко сформулировать, что счи­тать «новостью» при отборе информационных поводов для программы новостей или информационной подборки. Новость – это конфликт, уникальность, важность, человеческий интерес, близость (физическая и географическая). Новости условно можно разделить на четыре разных вида:

• это то, что аудитория вашего СМИ должна знать;

• это то, что ей необходимо знать;

• это то, что люди хотят знать;

• это то, что интересно знать («необязательные» новости).

При отборе информационных поводов для программы новостей «4 канала» ре­дактор по заданиям, который ежедневно отбирает темы для выпуска и распределяет сюжеты между репортерами, относительно каждого информационного повода зада­ет себе несколько вопросов. Должен ли зритель узнать об этом? В данном случае речь может идти о таких сюжетах, как, например, срыв из-за отсутствия кворума (не­сколько депутатов не пришли на заседание без уважительной причины) важного заседания городской думы, где должны были принять бюджет на текущий год. Редактор решил, что зрителю будет важно знать об этом. В категорию «Необходимых» сюжетов входят бытовые темы (вода, отопление и т д.) Редактор всегда должен помнить о долгоиграющих темах (СПИД, наркомания, курение) даже если эти темы надоели репортерам – они всегда кому-то интересны.

И еще одно. Редактор или заведующий отделом при формулировании основной философии новостей СМ И обязательно должен обратиться за советом ксотрудникам отдела. Ключевое преимущество таких контактов в том, что они создают атмосферу доверия и согласия. И, кроме того, если на первый план будут выдвинуты их идеи, сотрудники будут относиться к философии новостей к чему-то важному, реальному, а не эфемерному, поддерживать и развивать ее.

Мы рассмотрели, как и из чего складывается философия новостей. Теперь можно попытаться кратко сформулировать ее практические составляющие. Сделаем это опять же на конкретном примере:

В новостях «4 канала» новость определяется как информация полезная для телезрителя. Полезность, в свою очередь, определяется двумя факторами:

• это событие, которое может повлиять на жизнь зрителя ("информации о повышении тарифов, отставка президента и т.п.)

• это событие, которое поднимает социальную значимость зрителя (то есть об этой новости назавтра он сможет рассказать, к примеру, коллегам по работе или в транспорте).

Такой подход помогает редакции избегать инициированных новостей и псевдо-новостей.

По сути такого же мнения относительно определения «новости» придерживается

исследователь СМИ Иосиф Дзялошинский:

 

«На мой взгляд, любой нормальный человек — подчеркиваю, нормальный – воспринимает новость как образ новой ситуации, по отношению к которой он должен занять какую-то позицию или принять какое-то реше­ние. Скажем, обвалился мост — это новость, так как мне по нему надо завтра ехать. Или, к примеру, премьер-министра отправили в отставку. Это тоже новость, поскольку это событие сказывается на жизни людей, в том числе и на моей. Вот и получается, что новость – это то, что касается не­посредственно реальной жизни. Если человек живет настоящей жизнью, если ему надо принимать решения и определяться, то его интересуют те события, которые могут повлиять на его жизнь».

 

Выводы:

Философия СМИ – доминанта формирования диалоговых отношений с аудиторией. Она определяет содержание и направленность новостей. Владелец (учредитель, соучредитель) формирует стратегию этой философии (экономическая независимость и т. д.) Финансовая состоятельность, формат издания, задачи сотрудников. Принципы работы должны знать все сотрудники. Именно философия издания определяет аудиторию.

Следовательно, можно порекомендовать каждой редакции сформулировать спою философию, учитывая, что она всегда практически предопределена практи­ческой деятельностью СМИ. Философия новостей — это необходимая сегодня синкретика, и здесь соединены сразу несколько понятий: этические принципы, инфор­мационная политика, принципы работы с персоналом и многое-многое другое. Четко сформулированная философия новостей поможет информационным службам, от­делам, редакциям, да СМИ в целом ритмично, ответственно, без череды бесконеч­ных «консультаций» работать в нештатных ситуациях, которые могут быть неопи­саны во внутреннем кодексе или законодательных актах. Она позволит и руковод­ству, и репортерам мыслить одними категориями и одинаково понимать, что является хорошим новостным продуктом.