Билет №35. Патопсихология медиатворчества.

 

Патопсихология медиатворчества.

(патологии)

Формы изменения сознания при посредстве медиапродукции:

- оглушенное состояние сознания – резкое повышение порога для всех внешних раздражителей, затрудненное образование ассоциаций (влияние разноречивой информации, давление рекламы, визуализация информации)

- ассоциативное состояние сознания – то страх, то любопытство вызывают ассоциативные «картины » и «иллюзии», представленные в продукции СМИ. Иногда они очень правдоподобны (сравнение с собой, с близкими). Резкие переходы у участников эксперимента от одного эмоционального состояния к другому.

- сновидное состояние сознания – описывалось со слов респондентов. Похоже на ассоциативное, но всплывает при этом весь прежний опыт общения со СМИ, литературой, реальный жизненный опыт. Можно предположить. что следствием может быть не только дезориентация личности, но и фантастическая интерпретация жизни.

- сумеречное состояние сознания – описывается в специальной литературе по психологии как:

-внезапное наступление и прекращение состояния;

-автоматизм действий (не помнит человек нередко, что так поступал – по сути зомбирование).

 

Нарушение динамики мыслительной деятельностипри непосредственном влиянии СМИ происходит у человека в течение длительного времени и внешне незаметно порой даже для самого реципиента. Какие формы ее проявления можно обнаружить? К примеру, в непоследовательности суждений человека по поводу того, о чем он читал в газетах, что видел по телевизору. Знаменитая женская логика или монологи Михаила Задорнова с повествованиями о ментальности россиян - это тоже примеры проявления нарушений динамики мыслительной деятельности человека. Ведь чаще всего речь здесь идет о примерах многолетнего медиа-воспитания людей, представляющих различные социумы (те же "совки").

Лабильность мышления - чередование адекватности и неадекватности, маниакально-депрессивный психоз. В быту его элементы проявляются, к примеру, в непомерном и часто беспричинном возбуждении человека по поводу прочитанного в газете или когда перескакивают с одного на другое в разговоре при пересказе телесюжета. Другой пример - излишняя откликаемость "представителя" аудитории СМИ, когда все,что сказано даже не в его адрес, человек относит к себе, соотносит со своей жизнью.

Нарушение мативированного компонента мышлениянаходит у человека выражение в неадекватном эмоциональном переживании по поводу каких-то медийно отраженных ситуаций, или когда сильные аффекты меняют представление о предметах и их свойствах, конкретных людях, фактах истории и т.д. Сюда же специалисты относят разноплановость мышления или символизацию человеком медиасобытий. Иная по форме выражения, но одноплановая в системных оценках составляющая такого рода людей - резонёрство, бесплодное мудрствование.

Нарушение кртитичности мышления:по отношению к себе или к другим на основании выводов влиятельных для личности медиасубъектов также составляет одну из частых форм нарушения мыслительной деятельности.

Тесная связь мотивов и потребностей личности, обусловленная в том числе и влияние СМИ, тоже может быть подтверждена многочисленными примерами из жизни людей. Лишь перечислим некоторые из них:

· Нарушение иерархии мотивов: паталогии разной степени влияния на те или иные сициумы и отдельных индивидов - эгоизм, циничность, пивной алкоголизм у молодежи, нарциссизм, эгоцентризм, мания величия и т.д.

· Нарушение смыслообразования:

- учеба ради учебы, чтение ради чтения;

- потеря смысла жизни - суицидальность под воздействием рассказов о подобных поступках знаменитостей;

- отказ от брачных отношений, мол так теперь принято;

- новые модные течения, к примеру, СМИ не раз рассказывали о новом движении в Москве

- несколько тысяч молодых людей и девушек в принципе отказываются от секса;

 

· Нарушение подконтрольности (критичности) поведения под воздействием примеров из масс-медиа:

- "мне дозволено все, потому что..."

- "своя" логика работы, отдыха, творчества.

 

Билет №36 Определение понятия "ментальность"

 

Так, Елизавета Гладковская попыталась проанализировать деятельность и современных российских СМИ путем сопоставления их с зарубежными изданиями.

Ключевым понятием анализа контентов в ее работе была "ментальность" — как в широком, так и в узком смысле данного термина. Предположив, что прежде всего ментальность характеризует любую аудиторию СМИ и от этого во многом зависят особенности восприятия информации, она провела интереснейшее сравнительное исследование качественных периодических изданий России и США.

Но вначале в рамках методологического «поля» исследования подчеркнем, что существует несколько трактовок очень важного для характеристики современной массово-коммуникационной практики понятия «ментальность». Например, по мнению

Б. Шулындина, менталитет можно определить как «сформированную под влиянием достаточно постоянных географических, геополитических и социальных факторов систему стереотипов поведения, чувственно-эмоциональных реакций и мышления, являющуюся выражением иерархически соподчиненных приоритетов и ценностей".

М. Рац и М. Ойзерман говорят прежде всего об определяющей особенности советской ментальности как о «почти полной неспособности к рефлексии".

В. Веселова определяет менталитет как некую характерную для конкретной культуры(субкультуры) специфику психической жизни представляющих ее людей, детерминированную экономическими и политическими условиями в историческом аспекте.

"Содержание менталитета, - отмечает она, - как это вытекает из самой этимологии слова, заключается в когнитивной сфере и определяется, прежде всего, знаниями, которыми владеет человеческая общность".

Известный исследователь "национальных образов мира" Г.Гачев, пытаясь установить, что наиболее важно тому или иному народу и его культуре, "врожденно", выделяет такие элементы, как, Пространство и Время, Вертикаль и Горизонталь, Почему и Кто. К примеру, для немцев - это Время, для русских - это Пространство: даже священное слово "страна" того же корня.

Применительно к СМИ, менталитет, на наш взгляд, можно рассматривать как определенные стереотипы в оценке события, заострение внимания на каком-либо вопросе, приверженность определенным традициям.