Цель курса

Учебно-методический комплекс по дисциплине

 

 

«СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ»

 

Автор-составитель:

доктор социологических наук,

профессор Шарков Ф.И.

 

Москва 2009

 

Данный учебно-методический комплекс «Социология массовой коммуникации» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу «Дисциплины специализации» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по специальности «Связи с общественностью».

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.Организационно-методические рекомендации……………………… 3

 

2. Учебно-методические планы………………………………………. 6

 

3. Программа курса «Социология массовой коммуникации» ………..

 

4. Планы семинарских занятий ……………………………………………… 15

 

5. Методические рекомендации для студентов очно-заочной и заочной форм обучения …………………………………………………………………………………… 17

 

6. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы……………………………………………………

7. Тематика рефератов и курсовых работ……………………………………………….. 20

8. Вопросы для промежуточного тестового контроля ……………………. 21

9. Вопросы для подготовки к экзамену ………………………………………..

 

10. Краткий словарь понятий и терминов, изучаемых в данном курсе …………………………………………………………………………… 27

 

Организационно-методические рекомендации

 

Цель курса

Целью данного курса является изучение студентами основных представлений о функционировании массовой коммуникации в обществе. В процессе обучения студенты знакомятся с анализом ключевых параметров информационной индустрии как социального института, развитие которого тесно связано с развитием человеческой цивилизации. Они также изучают проблемы взаимоотношения СМК и власти, проявления особенностей политической и других видов коммуникации (социальной и коммерческой) в современном обществе. В процессе обучения студенты должны получить знания, раскрывающие социологические методы, с помощью которых можно получить информацию о качественных и количественных характеристик основных звеньев коммуникативной цепи.

 

1.2. Задачи курса:

К задачам изучения данного курса необходимо отнести:

- изучение основных представлений о функционировании массовой

коммуникации в условиях развития современного общества;

- ознакомлениебудущих специалистов по связям с общественностью со структурой и принципами организации информационной индустрии как социального института современного общества;

- знание особенностей реализации различных видов коммуникации (политической, коммерческой, социальной) в условиях функционирования и развития современного общества;

- ознакомление студентов с основными социологическими методами, с помощью которых можно получить информацию о качественных и количественных характеристик основных звеньев коммуникативной цепи;

- привить навыки работы с данными методами для получения более объективной информации о проблемах эффектов и эффективности СМК.

 

1.3. Форма отчетности: экзамен (зачет)

2. Учебно-методические планы

1. Учебно-тематический план для студентов по специальности «Связи с общественностью» очной формы обучения

№ Тем Вид занятий Наименование Разделов и тем Учебных часов
Всего часов учебного времени Аудиторные занятия В том числе Самостоятельная работа
Лекционные занятия Семинарские занятия
1.
1.   1.Возникновение массовых коммуникаций в обществе.     -
2.   2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема      
3.   3. Эволюция представлений социологов на роль СМК в жизни индивида на протяжении ХХ века.      
4.   4. Функции и роли СМК      
5.   5. Механизмы осуществления роли СМК в жизни социума      
6.   6. Проблема эффектов и эффективности коммуникаций      
7.   8. СМК и власть. Понятие «четвертой власти»      
8.   9. СМК как социальный институт и вид бизнеса      
    10. Особенности политической коммуникации в современном обществе. Политическая реклама    
    11. Коммерческая и социальная реклама как вид коммуникации      
11.   12. Коммуникация в системе связей с общественностью      
12.   13. Социологическое исследование основных звеньев коммуникативного процесса      
13.   14. Исследования аудитории массовой коммуникации        
14.   15. Особенности изучения теле-, радиоаудитории.ТВ-метрия    
15.   16.Механизмы взаимодействия аудитории с массовой информацией      
16.   17. Культура и искусство как канал коммуникации     -
    18. Конкретные эмпирические исследования СМК      
    19.Социологические методы исследования социальной коммуникации    
    Всего часов на изучение дисциплины    

 

2. Учебно-тематический план для студентов по специальности «Связи с общественностью» очно-заочной формы обучения

 

№ Тем Вид занятий Наименование Разделов и тем Учебных часов
Всего часов учебного времени Аудиторные занятия В том числе Самостоятельная работа
Лекционные занятия Семинарские занятия
1.   1.Возникновение массовых коммуникаций в обществе.     - -
5.   2. Эволюция представлений социологов на роль СМК в жизни индивида на протяжении ХХ века       -  
14.   3.Исследования аудитории массовой коммуникации     -  
15.   4. Особенности изучения теле-, радиоаудитории.ТВ-метрия     -  
    5. Конкретные эмпирические исследования СМК     -  
    4.Социологические методы исследования социальной коммуникации      
    Всего часов на изучение дисциплины    

 

3. Учебно-тематический план для студентов по специальности «Связи с общественностью» заочной формы обучения

 

 

план для студентов по специальности «Связи с общественностью» заочной формы обучения

 

 

№ Тем Вид занятий Наименование Разделов и тем Учебных часов
Всего часов учебного времени Аудиторные занятия В том числе Самостоятельная работа
Лекционные занятия Семинарские занятия
1.
1.   1.Возникновение массовых коммуникаций в обществе.   - -
5.   2. Эволюция представлений социологов на роль СМК в жизни индивида на протяжении ХХ века     -  
14.   3.Исследования аудитории массовой коммуникации   -  
15.   4. Особенности изучения теле-, радиоаудитории.ТВ-метрия   -  
    5. Конкретные эмпирические исследования СМК   -  
   
№ Тем Вид занятий Наименование Разделов и тем Учебных часов
Всего часов учебного времени Аудиторные занятия В том числе Самостоятельная работа
Лекционные занятия Семинарские занятия
1.
1.   1.Возникновение массовых коммуникаций в обществе.   - -
5.   2. Эволюция представлений социологов на роль СМК в жизни индивида на протяжении ХХ века     -  
14.   3.Исследования аудитории массовой коммуникации   -  
15.   4. Особенности изучения теле-, радиоаудитории.ТВ-метрия   -  
    5. Конкретные эмпирические исследования СМК   -  
    4.Социологические методы исследования социальной коммуникации   -  
    Всего часов на изучение дисциплины