Конституционные обязанности человека и гражданина в Украине

Конституционные обязанности— это установленные Конституцией Украины виды необходимого поведения лиц, постоянно или временно пребывающих на территории Украины.


Одним из важных правовых принципов является един­ство прав и обязанностей. Поэтому наряду с разнообразны­ми по характеру правами человека и гражданина Консти­туция Украины фиксирует ряд конституционных обязан­ностей. К ним относятся:

1) защита Отечества, независимости и территори­
альной
целостности Украины.
В соответствии с этим
установлена также обязанность нести военную службу. Эта
обязанность распространяется только на граждан Украины.
Особым видом исполнения данной конституционной обязан­
ности является альтернативная (невоенная) служба. Право
на нее имеют граждане Украины, принадлежащие к дей­
ствующим религиозным организациям, вероучение кото­
рых не допускает пользования оружием и службы в воору­
женных силах;

2) уважение государственных символов Украины, а
именно — Государственных Флага, Герба, Гимна;

3) охрана природы и культурного наследия. Каждый
(т.е. гражданин Украины, иностранный гражданин или
подданный, лицо без гражданства) обязан не наносить вред
природе, культурному наследию, возмещать причиненные
им убытки;

4) уплата налогов и сборов. Каждый обязан платить
налоги и сборы в порядке и размерах, установленных за­
коном. Эта обязанность включает также ежегодное предо­
ставление в налоговую инспекцию по месту жительства
декларации о своем имущественном положении и доходах
за истекший год;

5) соблюдение и исполнение законодательства Укра­
ины.
Каждый обязан неукоснительно соблюдать Консти­
туцию Украины и законы Украины, не посягать на права
и свободы, честь и достоинство других людей. Незнание
законов не освобождает от юридической ответствен­
ности;

6) получение полного среднего общего образования. Эта
обязанность адресована каждому человеку;

7) взаимные обязанности родителей и детей. Родите­
ли
обязаны содержать детей до их совершеннолетия. Со­
вершеннолетние дети обязаны заботиться о своих нетрудо­
способных родителях.


5.30. Всеобщая воинская обязанность, ее содержание

Всеобщая воинская обязанность — это конституционно-правовая обязанность защищать независимость, суверени­тет и территориальную целостность государства. Она явля­ется не только правовой, но и почетной моральной обязан­ностью граждан Украины.

Порядок реализации этой обязанности установлен За­коном Украины «О всеобщей воинской обязанности и воен­ной службе» (в редакции от 18 июня 1999 г.).

Всеобщая воинская обязанность устанавливается в целях комплектования Вооруженных Сил Украины и для подго­товки населения к защите Отечества.

Всеобщая воинская обязанностьвключает:

— подготовку граждан к военной службе:

— приписку к призывным участкам;

— принятие и призыв на военную службу;

— прохождение по призыву или добровольно военной
службы;

— исполнение воинской обязанности в запасе;

— соблюдение правил воинского учета.

В военное время всеобщая воинская обязанность вклю­чает также всеобщее обязательное военное обучение граж­дан.

В полном объеме всеобщая воинская обязанность распро­страняется на граждан Украины мужского пола, годных к прохождению военной службы по состоянию здоровья и возрасту. От воинской обязанности освобождаются мужчи­ны в возрасте младше 16 и старше 60 лет.

Граждане женского пола, имеющие по специальности медицинскую подготовку или подготовку, родственную соответствующей военно-учетной специальности (напри­мер, инженер связи) и годные к прохождению военной службы по состоянию здоровья, берутся на воинский учет и являются военнообязанными. В военное время они могут быть призваны на военную службу. Кроме того, в мирное время женщины могут добровольно поступить на военную службу по контракту.


5.31. Понятие, виды, сроки военной службы

Военная служба — особая разновидность государствен­ной службы, почетная обязанность гражданина Украины, связанная с исполнением всеобщей воинской обязанности и службой на конкурсно-контрактной основе в Вооружен­ных Силах Украины.

Виды военной службы:

1) срочная военная служба. Для солдат и сержантов ее
срок составляет 12 месяцев. Для матросов и старшин срок
службы составляет 18 месяцев. Для лиц, имеющих высшее
образование (квалификационный уровень — специалист
или магистр), срок службы установлен 9 месяцев;

2) военная служба по контракту. Она, в свою очередь,
имеет ряд разновидностей:

- — военная служба по контракту солдат и матросов, сер­жантов и старшин. Срок, данной службы — не менее 3 лет;

— военная служба по контракту прапорщиков и мичма­
нов. Срок этого вида службы — не менее 5 лет;

— военная служба (учеба) по контракту курсантов (слу­
шателей) высших военных учебных заведений, а также
высших учебных заведений, имеющих кафедры военной
подготовки. Срок данной службы — от 3 до 5 лет;

— военная служба по контракту лиц офицерского со­
става. Сроки по первому контракту — от 5 до 10 лет;

 

3) военная служба лиц офицерского состава по призыву.
В мирное время офицеры запаса в возрасте до 30 лет могут
быть призваны для прохождения военной службы на долж­
ностях офицерского состава. Срок данной службы — не
менее 2 лет;

4) кадровая военная служба лиц офицерского состава,
зачисленных в ВС Украины до введения военной службы
по контракту.

Граждане, призванные или добровольно поступившие на военную службу, приносят Воинскую присягу на вер­ность Украинскому народу.


5.32. Отсрочки и освобождение от призыва на срочную военную службу

Закон предусматривает предоставление отсрочки от призыва на срочную военную службу при наличии следу­ющих оснований:

1) выпускникам высших учебных заведений, интернату­
ры, аспирантуры или докторантуры, которые занимают
должности научных работников в учреждениях Нацио­
нальной академии наук Украины, — на весь период работы;

2) кандидатам в народные депутаты Украины, заре­
гистрированным в установленном порядке, по их заявле­
нию — до дня опубликования результатов выборов вклю­
чительно;

3) педагогическим работникам с полным высшим об­
разованием, основным местом работы которых являются
общеобразовательные учебные заведения, при условии
полной нагрузки на занимаемой должности — на весь
период их работы по специальности;

4) медицинским работникам при условии полной на­
грузки на занимаемой должности — на весь период их ра­
боты в сельской местности по специальности;

5) выпускникам профессионально-технических учеб­
ных заведений
при условии их работы по полученной
профессии на предприятиях, в учреждениях, организаци­
ях государственной или коммунальной формы собственнос­
ти — на один год со дня окончания учебного заведения;

6) призывникам-священнослужителям — на время
работы священнослужителями;

7) сельским, поселковым и городским председателям
и депутатам местных советов
— на срок выполнения
ими этих полномочий;

8) призывникам, которые самостоятельно или вместе с
родителями ведут фермерское хозяйство, — на срок не
больше одного года с момента получения для этой деятель­
ности земельного участка.

Отсрочка также предоставляется призывникам, относи­тельно которых проводится дознание или досудебное след­ствие или относительно которых уголовное дело рассматри­вается судом, — до принятия соответствующего решения.

Призывники, получившие отсрочку, обязаны ежегодно подавать в военные комиссариаты документы, подтверж-


дающие их право на отсрочку от призыва на срочную воен­ную службу.

От призыва на срочную военную службу в мирное время освобождаются граждане:

1) признанные по состоянию здоровья непригодными
к военной службе в мирное время;

2) достигшие 25-летнего возраста ко дню отправки на
срочную военную службу;

3) отец (мать), родной брат или сестра которых во время
прохождения военной службы погибли или умерли либо
стали инвалидами. Это основание для освобождения от
срочной военной службы призывник может по своему же­
ланию не использовать;

4) которые к приобретению гражданства Украины про­
шли военную службу в других государствах;

5) которым по окончании высших учебных заведений
присвоены воинские (специальные) звания офицерского
состава.

i 5.33. Альтернативная (невоенная) служба

Альтернативная служба — государственная служба вне Вооруженных Сил или иных воинских формирований, которая установлена вместо прохождения срочной военной службы с целью исполнения обязанностей перед обществом. Альтернативная (невоенная) служба является видом испол­нения всеобщей воинской обязанности. Ее прохождение регламентируется Законом Украины «Об альтернативной (невоенной) службе» от 12 декабря 1991 г.

Право на альтернативную службу имеют граждане, при­надлежащие к действующим на основании закона религи­озным организациям, вероучение которых не допускает использования оружия и службы в вооруженных силах. Перечень этих организаций утвержден постановлением Кабинета Министров Украины (1992 г.). В него входят ад­вентисты седьмого дня, свидетели Иеговы, евангельские христиане-баптисты и др.

Срок альтернативной службы в два раза превышает срок срочной военной службы и сегодня составляет 24 месяца. Граждане проходят ее на государственных предприятиях, в учреждениях и организациях социального обеспечения,


здравоохранения и охраны окружающей природной среды, а также в сфере коммунального, сельского хозяйства. Их перечень определяется Кабинетом Министров Украины.

Для прохождения альтернативной службы гражданин подает заявление в комиссию по делам альтернативной службы по месту своего проживания. Заявление рассматри­вается комиссией в присутствии заявителя не позднее чем в двухмесячный срок. При наличии истинных религиоз­ных убеждений у заявителя комиссия принимает позитив­ное решение и определяет место прохождения альтернатив­ной службы.

На гражданина, проходящего альтернативную службу, распространяется действие трудового законодательства Украины. В частности, его отношения с собственником предприятия, учреждения, организации определяются трудовым договором. Гражданин обязан соблюдать трудо­вую дисциплину.

После увольнения с альтернативной службы гражданин обязан стать на учет в военном комиссариате и комиссии по делам альтернативной службы.

5.34. Гарантии прав исвобод человека и гражданина в Украине

Гарантии прав и свобод человека и гражданина — это система условий, средств и способов, обеспечивающих их реализацию и охрану. Различают экономические, полити­ческие, идеологические и юридические гарантии.

Экономические гарантии — это наличие развитой экономики, способной удовлетворить основные материаль­ные потребности конкретного человека и общества в целом. В современном демократическом государстве экономика носит смешанный характер (имеются государственный и частный сектора).

Политические гарантии — народовластие, многопар­тийность, гласность политической жизни, подконтроль­ность государственных органов гражданам и их объедине­ниям.

Идеологические гарантии — общая, политическая и правовая культура общества, в особенности должностных лиц государства.


К числу юридических гарантий прав и свобод человека и гражданина, закрепленных Конституцией Украины, относятся:

1) право на судебную защиту. Каждый человек имеет
право обжаловать в суде решения и действия органов госу­
дарственной власти, местного самоуправления, их долж­
ностных лиц. Если все национальные средства защиты прав
использованы, но оказались безрезультатными, индивид
имеет право обратиться в международные судебные учреж­
дения и иные международные организации, членом или
участником которых является Украина;

2) право на возмещение за счет государства или органов
местного самоуправления нанесенного человеку матери­
ального и морального ущерба, если таковой причинен
незаконными решениями государственных органов, орга­
нов местного самоуправления или их должностных лиц.
В частности, государство возмещает ущерб, причиненный
безосновательным осуждением;

3) право знать свои права и обязанности. Нормативно-
правовые акты, определяющие права и обязанности граж­
дан, должны в обязательном порядке доводиться до сведе­
ния населения. В противном случае невозможно требовать
от граждан исполнения закона. Вот почему Конституция
Украины содержит положение о том, что неопубликован­
ный нормативно-правовой акт недействителен;

4) право на правовую помощь. Правовая помощь оказы­
вается как государственными органами, так и негосудар­
ственными институтами, среди которых первое место при­
надлежит адвокатуре. В определенных законом случаях
оказание такой помощи осуществляется бесплатно;

5) право не исполнять явно преступные распоряжения
или приказы. Данная норма защищает разумную, волевую
личность, способную объективно оценить полученный ею
приказ или распоряжение и имеющую мужество отказать­
ся от его выполнения;

6) презумпция невиновности. Лицо считается неви­
новным и не может быть подвергнуто наказанию, пока его
вина не будет доказана. Обвиняемый не должен доказывать
свою невиновность — напротив, бремя доказательства вины
лежит на государстве. Все сомнения относительно доказан­
ности вины истолковываются в пользу обвиняемого. Гума­
низм данного конституционного положения можно выра-


зить словами: «Лучше пусть будет оправдан виновный, чем осужден невинный»;

7) право не свидетельствовать против себя и своих близких. Данная конституционная норма является свое­образным продолжением презумпции невиновности. Она призвана устранить моральный конфликт между обязан­ностью лица говорить правду и долгом перед членами своей семьи, родными и близкими.

Важное гарантирующее значение имеет положение Кон­ституции Украины о недопустимости ограничения прав и свобод человека и гражданина. Отдельные ограничения допускаются только в случае военного или чрезвычайного положения. Причем такие фундаментальные права как равенство перед законом, право на жизнь, на уважение человеческого достоинства и другие не могут быть ограни­чены ни в коем случае.

Нормативные источники

Конституция Украины: Принята на V сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996 г. // Ввдомосм. Верховно! Ради Украши. — 1996. — № 30. — Ст.141.

О свободе совести и религиозных организациях: Закон Украины от 23 апреля 1991 г.// В1домост1 Верховно! Ради Украши. — 1991. — № 25. — Ст.283.

Об объединениях граждан: Закон Украины от 16 июня 1992 г.// В1домост1 Верховно! Ради Украши. — 1992. — №34. — Ст.504.

Об информации: Закон Украины от 2 октября 1992 г.// BinoMocTi Верховно! Ради Украши. — 1992. — № 48. — Ст.651.

О государственной тайне: Закон Украины от 21 января 1994 г.// В1домост1 Верховно! Ради Украши. — 1994. — №16. — Ст.93.

О порядке выезда из Украины и въезда в Украину граж­дан Украины: Закон Украины от 21 января 1994 г.// Вщо-мост1 Верховно! Ради Украши. — 1994. — № 18. — Ст.101.

О внесении изменений и дополнений в Закон УССР «Об образовании»: Закон Украины от 23 марта 1996 г.// Вщо-mocti Верховно! Ради Украши. — 1996. — № 21. — Ст.84.


Об общем среднем образовании: Закон Украины от 13 мая 1999 г. // BiflOMoeri Верховно! Ради Украши. — 1999. — № 28. — Ст.230.

О внесении изменений в Закон Украины «О всеобщей воинской обязанности и военной службе»: Закон Украины от 18 июня 1999 г.// Вщомоста Верховно! Ради Украши. — 1999. — № 33. — Ст.270.

О гражданстве Украины: Закон Украины от 18 января

2001 г. // В1домост1 Верховно! Ради Украши. — 2001. —
№13.—Ст.65.

О политических партиях в Украине: Закон Украины от 6 апреля 2001 г.// Вщомост! Верховно! Ради Украши. — 2001.—№23.—Ст.118.

Об охране детства: Закон Украины от 21 июня 2001 г.// В1домост1 Верховно! Ради Украши. — 2001. — № 36. — Ст. 142.

О высшем образовании: Закон Украины от 17 января

2002 г. // В1домост1 Верховно! Ради Украши. — 2002. —
№20. —Ст.134.


Глава 6

НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ

И ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ

ДЕМОКРАТИЯ В УКРАИНЕ