Важнейшие правовые памятники Украины IX-XX вв.

Во времена Киевской Руси основным способом регулиро­вания общественных отношений был обычай. Летописные данные содержат сведения о законодательной деятельности князей. Первым систематизированным сводом правовых обычаев и княжеских предписаний, дошедшим до наших дней, является Русская правда. Ее появление связывают с именами Ярослава Мудрого, его сыновей — Ярославичей и внука — Владимира Мономаха (XI-первая треть XII вв.). Русская правда фиксировала зарождение сословного нера­венства, защищала право собственности, содержала прави­ла заключения наиболее распространенных договоров, устанавливала наказание за преступления.

Русская правда продолжала действовать в княжеских государствах, возникших на территории Киевской Руси в XII—XIV вв., а также на украинских землях в составе Ве­ликого княжества Литовского.

В XVI в. правители Великого княжества Литовского осуществили масштабную систематизацию действовавших в государстве правовых норм, результатом которой стало принятие трех Статутов Великого княжества Литовского. Статут 1529 г. содержал нормы государственного, адми­нистративного, гражданского, семейного, уголовного и процессуального права. В1566 и 1588 гг. Статут существен­но перерабатывался (в историю эти новые систематизиро­ванные сборники вошли под названиями II и III Статутов Великого княжества Литовского.Эти Статуты представ-


ляли собой правовые памятники не только литовского, но и украинского, и белорусского народов. Написаны они были на старорусском языке. Созданные в феодальном государ­стве, Статуты были направлены в основном на охрану ин­тересов и привилегий шляхты. Вместе с тем они содержали прогрессивные для своего времени положения: о законных ограничениях власти князя, об отказе от заочного обвине­ния, о распространении действия закона на всю территорию страны и на все население. Статут Великого княжества Литовского 1588 г. действовал на украинских землях до 1832 г., а в Полтавской и Черниговской губерниях нормы наследственного права Статута 1588 г. действовали до мар­та 1917 г.

В украинских городах, имеющих самоуправление, дей­ствовало городское (магдебургское) право, созданное пу­тем слияния местных правовых обычаев и заимствований иноземных правовых норм. Сборник права немецкого города Магдебурга был образцом средневекового городско­го права и широко использовался в Украине. На украин­ских землях магдебургское право окончательно было уп­разднено в 1831 г.

Вхождение украинских земель в состав Московского государства было оформлено нормативным договором, во­шедшим в историю под названием «Мартовские статьи» (1654 г.). Этот правовой акт содержал условия сохранения автономного общественного и государственного строя Укра­ины: права и привилегии сословий, выборное пожизненное гетманство, собственную систему права, армию.

В 1710 г. выборы нового гетмана Украины — Пилипа Орлика — сопровождались заключением договора между гетманом и казачьей радой. Конституция Пилипа Орли­ка стала первым в истории Украины конституционным актом. Она предусматривала: независимость Украины от Московского государства; регулярный созыв казацкого парламента; независимый, равный для всех, включая гет­мана, суд; государственную опеку сирот и вдов. Конститу­ция Пилипа Орлика целиком соответствовала европейским тенденциям создания конституционного государства и «просвещенного правления». К сожалению, в силу утраты автономии Украины этот конституционный акт не был реализован.

В XVIII в. царское правительство поддержало инициа­тиву казачьей старшины и украинской шляхты о новой


систематизации права. В течение 1728-1743 гг. был создан свод правовых норм под названием «Права, по которым судится малороссийский народ». По своим юридическим качествам свод представлял собой выдающийся документ. Он имел четкую структуру, алфавитный указатель, вклю­чал иерархию казачьих чинов. Свод 1743 г. содержал нор­мы административного, гражданского, уголовного и про­цессуального права и был направлен на укрепление авто­номии Украины в составе России. Последнее стало причиной отказа царского правительства утвердить «Права, по кото­рым судится малороссийский народ». Однако в судебной и административной практике свод 1743 г. использовался как комментарий к действовавшим на украинских землях Статуту 1588 г., магдебургскому праву, царским указам.

В начале XIX в. в общем русле кодификационных работ в России была проведена кодификация гражданского и семейного права Левобережной Украины. Она получила название «Собрание малороссийских прав» (1807г.). Офи­циально этот сборник не был утвержден и позднее частично вошел в Свод законов Российской империи.

В XIX в. произошла унификация права как в Россий­ской, так и в Австрийской империях, которая прервала процесс развития украинского права.

Восстановление самостоятельного правотворчества в Украине связано с возрождением украинской государ­ственности в 1917—1920 гг. Первостепенное значение имели Универсалы Центральной Рады. J Универсал (июнь 1917г.) провозгласил автономию Украины в составе Рос­сии. II Универсал (июль 1917 г.) определял компетенцию украинских политических органов: Центральной Рады, Ге­нерального секретариата, а также их взаимодействие с орга­нами государственной власти России. III Универсал (ноябрь 1917г.) провозгласил Украинскую Народную Республику, а IV Универсал (январь 1918 г.) — ее независимость.

29 апреля 1918г. Центральная Рада приняла Консти­туцию (Статут о государственном строе, правах и вольностях) УНР.Конституция УНР содержала: широ­кий спектр прав и свобод человека и гражданина; постро­ение системы органов государства по принципу разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; гарантии прав национальных меньшинств. Конституция не была введена в действие из-за государственного пере­ворота.


П.Скоропадскому, в силу исторических обстоятельств установившему режим личной диктатуры в виде Гетманата, не было чуждо стремление к законности. Государственный строй Гетманата базировался на Грамоте ко всему укра­инскому народу и Законах о временном государственном строе Украины (апрель 1918 г.). В соответствии с ними: в стране восстанавливалось право частной собственности, гарантировалось соблюдение основных личных прав; вся полнота власти вручалась гетману временно — до созыва Учредительного собрания. В целом период Гетманата отме­чен активной законотворческой деятельностью — было утверждено около 400 законов.

Директория У HP, главной задачей которой была защита украинской независимости, не восстановила действие Кон­ституции УНР 1918 г. и не успела выработать собственный конституционный проект. Роль временной конституции сыграл Универсал Трудового Конгресса Украины (28 янва­ря 1919 г.), который отошел от принципа разделения властей и принципа юридического равенства граждан, закрепленных в прежних конституционных актах Украины. В соответствии с Универсалом власть в Украине должна была принадлежать трудовому крестьянству и рабочему классу.

Конституционные акты ЗУ HP (1918—1919 гг.) созда­вались в экстремальных условиях украинско-польской войны. Поэтому они содержали только самые необходимые элементы государственности: название и границы государ­ства; высшие органы государства; принципы избиратель­ного права.

В целом все конституционные акты Украины 1917-1920 гг. не были реализованы в полной мере. Впоследствии в Украине утвердился советский тип государственности, и началось формирование социалистического типа права. Для Конституций УССР (1919 г., 1929 г., 1937 г., 1978 г.) ха­рактерны: декларативность; отсутствие принципа разделе­ния властей; закрепление однопартийной политической системы; приоритет интересов государства перед интереса­ми личности. Но самое главное, что все эти Конституции были фиктивными. В реальности государственные органы и должностные лица руководствовались не Конституцией, а документами и устными указаниями партийного руко­водства.

Обретение Украиной независимости в 1991 г. стало важ­нейшей предпосылкой формирования собственной нацио-


нальной правовой системы, ядром которой является при­нятая в 1996 г. Конституция Украины. В строгом соот­ветствии с Конституцией в настоящее время созданы и создаются новые кодифицированные акты практически во всех отраслях права: Гражданский, Уголовный, Земель­ный, Семейный, Бюджетный, Налоговый и другие важ­нейшие кодексы. Их разработка и внедрение в практику позволит Украине войти в правовое сообщество европей­ских народов.