Систематизация нормативно-правовых актов, ее цели и виды
Система законодательства любого современного государства содержит огромное количество нормативно-правовых актов. Издание законов и подзаконных актов является постоянным и непрерывным процессом. Поэтому нередки несогласованность и противоречия между ними. Для удобства пользования нормативно-правовой базой необходимо привести ее в определенную систему, иначе говоря — осуществить систематизацию.
Систематизация — это деятельность, направленная на упорядочение иусовершенствование нормативно-правовых актов, приведение их в определенную согласованную систему.
Существуют следующие основные формы систематизации:
1) инкорпорация — это объединение нормативно-право
вых актов без их изменения в сборник по алфавитному,
тематическому (предметному) или хронологическому кри
терию. Инкорпорация может осуществляться государствен
ным органом (официальная инкорпорация) и негосудар
ственными организациями, частными лицами (неофици
альная инкорпорация). Примером официальной инкорпо
рации являются «В1домост1 Верховно! Ради Украши», где
все принимаемые Верховной Радой акты расположены в
строгой хронологической последовательности;
2) кодификация — создание нового логически цельного
нормативно-правового акта (кодекса, основ) на основе
предыдущих актов с частичным или полным изменением их содержания, устранением пробелов и противоречий. Иначе говоря, кодификация — один из приемов правотворчества. Этот вид систематизации может осуществляться только государством;
3) консолидация — принятие укрупненного унифицированного акта на основе объединения норм разрозненных актов. При этом новые нормы не создаются, всего лишь устраняются повторы. Эта форма систематизации с успехом применяется в англоязычных странах. В нашей стране было бы целесообразно принятие консолидированных актов по вопросам налоговой, социальной политики.