Виды творчества: их психологически типологическое единство и их отличительные особенности.
Виды творчества разнообразы, как и сферы деятельности. Выделяют научное, техни-
ческое, художественное, музыкальное, литературное, педагогическое творчество с различ-
ными их подвидами. Между некоторыми из них имеются довольно тесные связи.
Научное творчествосвязано с открытием8 явлений и общих закономерностей разви-
тия реального мира. Среди особенностей научного творчества назовем следующие:
• опора на абстрактное, словесно-логическое мышление при решении научно-иссле-
довательской задачи;
• продуктом научного творчества является новое знание, существующее в виде обра-
зов, понятий, умозаключений, теорий и абстрактных идей;
7 При написании этого параграфа использовались материалы книги: Творчество: теория, диагностика, технология:
Словарь-справочник для специалистов в области образования, инноваций и гуманитарных технологий в социальной сфере /
Под ред. Т. А. Барышевой. СПб., 2008.
8 Открытие – постижение новой истины, установление существования, наличия чего-либо ранее неизвестного.
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»
• процесс научного творчества заключается в исследовании реально существующего,
но недоступного еще нашему сознанию (непознанного). Результатом исследования является
получение нового знания или открытия;
• процесс научного исследования может носить как эмпирический, так и теоретиче-
ский характер. Эмпирическое исследование является результатом осмысления и обобще-
ния непосредственной практической работы с изучаемым объектом в процессе наблюдения
и эксперимента. Теоретическое исследование связано с совершенствованием и развитием
понятийного аппарата науки и опосредованным познанием объективной реальности, с раз-
работкой теорий на основе материала эмпирического исследования;
• научное творчество чаще всего бывает коллективным, так как даже выдвигаемые
отдельными учеными гипотезы, теории, выявляемые факты подвергаются обсуждению,
рецензированию, критике со стороны коллег;
• имеется историческая предопределенность научных открытий, обусловленная необ-
ходимостью прогресса общества на том или ином этапе его развития;9
• часто научные идеи и открытия опережают свое время, в результате чего редко оце-
ниваются современниками и получают подтверждение лишь через несколько десятилетий,
и для многих выдающихся ученых слава часто бывает лишь посмертной.
В. Р. Ирина и А. А. Новиков (1978) специфику научного творчества видят в следующем.
1. Акт научного творчества с необходимостью предполагает использование интуитив-
ного знания.
2. Результатом научного творчества является принципиально новое научное знание,
объективно новое в «контексте всей истории» человеческого познания.
3. Критерий неповторимости при анализе научного творчества применим только к
самому процессу научного творчества, но не к его результату.
«Научное творчество – наивысший акт познания, характеризующийся оригинально-
стью, неповторимостью способов получения принципиально нового научного знания и
повторимостью их результатов, акт, в основе которого лежит процесс преобразования инту-
итивного знания» (с. 157).
Для научного творчества более всего подходит изречение, что всякая истина начина-
ется в качестве абсурда, а заканчивается в качестве предрассудка.
Техническое творчествосвязано с практическим (технологическим) преобразова-
нием действительности. Оно близко по своим психологическим характеристикам научному
творчеству, но имеет и отличия.
1. Оно опирается на наглядно-образные и наглядно-действенные компоненты мышле-
ния.
2. Процесс технического творчества выражается в изобретательстве, конструирова-
нии, а его продуктом является изобретение механизмов, конструкций, отвечающее запросам
практики. Отсюда его рациональность и утилитарность.
3. То, что изобретается, не существует до его создания, хотя и опирается на уже име-
ющийся технический базис, на достигнутый уровень технического прогресса.
Художественное творчествосвязано с эстетическим освоением действительности и
удовлетворением эстетических потребностей людей. Его особенности:
• опора в основном на наглядно-образное мышление, хотя имеют значение и
абстрактно-логическое, и наглядно-действенное мышление;
9 Это находит отражение в метафоре «идеи витают в воздухе». Известный английский ученый Гальтон говорил по этому
поводу: «Когда яблоки созрели, они готовы упасть». Некоторые науковеды утверждают в связи с этим, что одновременные
открытия, делаемые разными учеными, скорее правило, чем исключение, и что лишь 58 % открытий бывают уникальными.
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»
• главный компонент художественного творчества – эмоциональный, высшим проявле-
нием которого является переживание человеком катарсиса, т. е. пикового переживания, вос-
принимаемого как очищение;10
• реализуется художественное творчество в особой форме общественного сознания
– искусстве, а продуктом художественного творчества выступает художественный образ,
заключенный в каком-либо материальном объекте (картине, скульптуре, литературном про-
изведении и т. п.);
• рациональная сторона художественного творчества скрыта и часто не имеет утили-
тарного предназначения, не требует внедрения в практику, как изобретение или новое науч-
ное знание;
• художественное творчество создает возможность многозначного отражения разными
людьми одного и того же произведения, что связано с субъективизмом восприятия, развитым
вкусом и т. д.
Сотворчество.В сфере искусства выделяют особый вид творчества людей, воспри-
нимающих произведения искусства, называемый сотворчеством. Это уровень восприятия,
позволяющий зрителю или слушателю открыть и понять за событийной стороной произве-
дения искусства его глубинное смысловое значение (контекст – текст – подтекст).
Педагогическое творчество– это поиск и нахождение нового в сфере педагогической
деятельности. Первая ступень этого творчества – открытие нового для себя, обнаружение
нестандартных способов решения педагогических задач. Эти способы уже известны, опи-
саны, но не были использованы педагогом. Следовательно, речь идет о субъективной, а не
объективной новизне, или о том, что называется инновацией. Возможно и использование
старого метода, приема в новых условиях. Вторая ступень – открытие нового не только для
себя, но и для других, т. е. новаторство. Это, например, разработка нового метода обучения,
эффективного для данных или любых условий педагогического процесса.
Частным видом педагогического творчества является импровизация11 – нахождение
неожиданного педагогического решения и его воплощение «здесь и сейчас». Процесс
импровизации включает в себя четыре этапа: 1) педагогическое озарение; 2) мгновенное
осмысление интуитивно возникшей педагогической идеи и моментальный выбор пути ее
реализации; 3) публичное воплощение этой идеи и 4) осмысление, т. е. мгновенный анализ
процесса реализации педагогической идеи.__