Виды творчества: их психологически типологическое единство и их отличительные особенности.

Виды творчества разнообразы, как и сферы деятельности. Выделяют научное, техни-

ческое, художественное, музыкальное, литературное, педагогическое творчество с различ-

ными их подвидами. Между некоторыми из них имеются довольно тесные связи.

Научное творчествосвязано с открытием8 явлений и общих закономерностей разви-

тия реального мира. Среди особенностей научного творчества назовем следующие:

• опора на абстрактное, словесно-логическое мышление при решении научно-иссле-

довательской задачи;

• продуктом научного творчества является новое знание, существующее в виде обра-

зов, понятий, умозаключений, теорий и абстрактных идей;

7 При написании этого параграфа использовались материалы книги: Творчество: теория, диагностика, технология:

Словарь-справочник для специалистов в области образования, инноваций и гуманитарных технологий в социальной сфере /

Под ред. Т. А. Барышевой. СПб., 2008.

8 Открытие – постижение новой истины, установление существования, наличия чего-либо ранее неизвестного.

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

• процесс научного творчества заключается в исследовании реально существующего,

но недоступного еще нашему сознанию (непознанного). Результатом исследования является

получение нового знания или открытия;

• процесс научного исследования может носить как эмпирический, так и теоретиче-

ский характер. Эмпирическое исследование является результатом осмысления и обобще-

ния непосредственной практической работы с изучаемым объектом в процессе наблюдения

и эксперимента. Теоретическое исследование связано с совершенствованием и развитием

понятийного аппарата науки и опосредованным познанием объективной реальности, с раз-

работкой теорий на основе материала эмпирического исследования;

• научное творчество чаще всего бывает коллективным, так как даже выдвигаемые

отдельными учеными гипотезы, теории, выявляемые факты подвергаются обсуждению,

рецензированию, критике со стороны коллег;

• имеется историческая предопределенность научных открытий, обусловленная необ-

ходимостью прогресса общества на том или ином этапе его развития;9

• часто научные идеи и открытия опережают свое время, в результате чего редко оце-

ниваются современниками и получают подтверждение лишь через несколько десятилетий,

и для многих выдающихся ученых слава часто бывает лишь посмертной.

В. Р. Ирина и А. А. Новиков (1978) специфику научного творчества видят в следующем.

1. Акт научного творчества с необходимостью предполагает использование интуитив-

ного знания.

2. Результатом научного творчества является принципиально новое научное знание,

объективно новое в «контексте всей истории» человеческого познания.

3. Критерий неповторимости при анализе научного творчества применим только к

самому процессу научного творчества, но не к его результату.

«Научное творчество – наивысший акт познания, характеризующийся оригинально-

стью, неповторимостью способов получения принципиально нового научного знания и

повторимостью их результатов, акт, в основе которого лежит процесс преобразования инту-

итивного знания» (с. 157).

Для научного творчества более всего подходит изречение, что всякая истина начина-

ется в качестве абсурда, а заканчивается в качестве предрассудка.

Техническое творчествосвязано с практическим (технологическим) преобразова-

нием действительности. Оно близко по своим психологическим характеристикам научному

творчеству, но имеет и отличия.

1. Оно опирается на наглядно-образные и наглядно-действенные компоненты мышле-

ния.

2. Процесс технического творчества выражается в изобретательстве, конструирова-

нии, а его продуктом является изобретение механизмов, конструкций, отвечающее запросам

практики. Отсюда его рациональность и утилитарность.

3. То, что изобретается, не существует до его создания, хотя и опирается на уже име-

ющийся технический базис, на достигнутый уровень технического прогресса.

Художественное творчествосвязано с эстетическим освоением действительности и

удовлетворением эстетических потребностей людей. Его особенности:

• опора в основном на наглядно-образное мышление, хотя имеют значение и

абстрактно-логическое, и наглядно-действенное мышление;

9 Это находит отражение в метафоре «идеи витают в воздухе». Известный английский ученый Гальтон говорил по этому

поводу: «Когда яблоки созрели, они готовы упасть». Некоторые науковеды утверждают в связи с этим, что одновременные

открытия, делаемые разными учеными, скорее правило, чем исключение, и что лишь 58 % открытий бывают уникальными.

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

• главный компонент художественного творчества – эмоциональный, высшим проявле-

нием которого является переживание человеком катарсиса, т. е. пикового переживания, вос-

принимаемого как очищение;10

• реализуется художественное творчество в особой форме общественного сознания

искусстве, а продуктом художественного творчества выступает художественный образ,

заключенный в каком-либо материальном объекте (картине, скульптуре, литературном про-

изведении и т. п.);

• рациональная сторона художественного творчества скрыта и часто не имеет утили-

тарного предназначения, не требует внедрения в практику, как изобретение или новое науч-

ное знание;

• художественное творчество создает возможность многозначного отражения разными

людьми одного и того же произведения, что связано с субъективизмом восприятия, развитым

вкусом и т. д.

Сотворчество.В сфере искусства выделяют особый вид творчества людей, воспри-

нимающих произведения искусства, называемый сотворчеством. Это уровень восприятия,

позволяющий зрителю или слушателю открыть и понять за событийной стороной произве-

дения искусства его глубинное смысловое значение (контекст – текст – подтекст).

Педагогическое творчество– это поиск и нахождение нового в сфере педагогической

деятельности. Первая ступень этого творчества – открытие нового для себя, обнаружение

нестандартных способов решения педагогических задач. Эти способы уже известны, опи-

саны, но не были использованы педагогом. Следовательно, речь идет о субъективной, а не

объективной новизне, или о том, что называется инновацией. Возможно и использование

старого метода, приема в новых условиях. Вторая ступень – открытие нового не только для

себя, но и для других, т. е. новаторство. Это, например, разработка нового метода обучения,

эффективного для данных или любых условий педагогического процесса.

Частным видом педагогического творчества является импровизация11 – нахождение

неожиданного педагогического решения и его воплощение «здесь и сейчас». Процесс

импровизации включает в себя четыре этапа: 1) педагогическое озарение; 2) мгновенное

осмысление интуитивно возникшей педагогической идеи и моментальный выбор пути ее

реализации; 3) публичное воплощение этой идеи и 4) осмысление, т. е. мгновенный анализ

процесса реализации педагогической идеи.__