Упражнение 3. Свободный танец

Данное упражнение развивает эмпатию, способность проникать в мир чувств других людей, предоставляет возможность более глубокого осознания собственного внутреннего мира и понимания духовной жизни других людей.

Решая задачи развития эмоциональной сферы, снятия напряжения, скованности, тревоги, необоснованной печали и тоски, создания положительных эмоциональных состояний, мажорного настроения, можно использовать элементы танцевальной терапии, имеющей целью приведение членов группы в контакт с их чувствами путем установления связи чувств с движениями. Творческий танец выразителен, он позволяет освободить подавленные чувства и исследовать скрытые конфликты, которые могут быть источником психического напряжения.

Функции группы танцевальной терапии — совместная работа, игра и опыты в ритмических действиях, экспериментирование с жестами, позами и движениями, невербальное об- I пение друг с другом — служат созданию глубокого группового опыта.

В танце руководитель выступает партнером по танцу в групповом занятии, режиссером событий, катализатором, облегчающим развитие участников через движение. Важной функцией "танцевального терапевта" является создание безопасной окружающей среды для того, чтобы участники могли свободно вступать в контакт, исследовать и понимать себя и свое взаимодействие с другими. Руководитель группы внимательно относится к невербальным коммуникациям участников и эмпатически старается отвечать им с целью установления эффективных терапевтических взаимоотношений. Терапевт, танцуя с пациентом, может сказать: "Я ощущая каждую твою эмоцию, мне знакомы ненависть, печаль, одиночество; я понимаю все настроения, которые отделяют тебя от людей. Я тоже могу это чувствовать, и у меня это не вызывает отвращения. Танцуя с тобой, я принимаю тебя — и мы на минуту понимаем друг друга".

Главное — не уровень танцевального исполнительства, а умение выразить эмоции через движения.

 

Упражнение 4. **Есть целый мир в душе моей.

Участникам предлагается составить обобщенное описания своих ценностных - положительных и отрицательных чувств, форм их невербального выражения, их детерминант! используя, если они посчитают нужным, не только свой личный опыт самоанализа, но и опыт других людей, запечатленный в философской, мемуарной, эпистолярной литературе, также в произведениях искусства.

Несомненно важно использование опыта научного познания психики человека. Сам процесс описания и обсуждения написанного в группе способствует более глубокому выражению своего внутреннего мира и открытию новых сторон внутреннего мира других людей, в понимании которого! было много неясностей, неточностей и ошибок.

В другом варианте этого упражнения, направленном на фиксацию внимания на изменениях мира собственных эмоций и чувств, их обогащение в процессе психологического практикума или тренинга, участникам предлагается разделить лист бумаги на две колонки: