Вербальные методики

Важнейшей формой выражения эмоций у человека является речь. Это могут быть и короткие восклицания ("Ужас!", "Какая прелесть!", "Отстань!"), и содержательные развернутые высказывания - устные или письменные (стихи, письма, дневники). Слово и обозначает, и выражает, т.е. имеет и предметный, и аффективный характер.

Словесное выражение эмоций может выступать в различной форме. Прежде всего, оно может проявляться в эмоциональной окраске слов, таком их подборе, который обеспечивает их сильное воздействие на других.

Не менее действенной является интонационная окраска речи и ее содержательная сторона. Речь всегда имеет и определенный смысл, характеризующий того, кто ею пользуется. Смысл одинаковых слов для разных людей различен, хотя их языковые значения могут быть тождественны. В речи, насыщенной субъективным смысловым содержанием, отражаются психологические особенности человека. Именно это обстоятельство является основанием для использования речи в системе личностной психодиагностики.

Вербальное выражение эмоций может представлять собой . описание эмоций как таковых, обозначение их соответствующими терминами-понятиями.

Преобладание у человека вербального выражения эмоций [связано, как считают психологи, с особым значением языка; как средства знаковой репрезентации мира. Поэтому использование различных методик, основанных на словесных отчетах испытуемых, как показали специальные исследования (Р. Лазарус, В. Ноулис, Я. Рейковский, Л. Рожина, П. Якобсон и др.), эффективно и достаточно валидно.

Среди таких методик можно выделить, прежде всего, тематические экспериментальные сочинения, открытые опросники, свободные описания, шкалы и списки, анализ высказанных (устно или письменно) реакций на просмотренный фильм (театральный, радио- или телеспектакль), прочитанное стихотворение, на представленную картину (фотографию), прослушанное музыкальное произведение. Рассмотрим более подробно одну из этих методик.

Экспериментальные сочинения разработанной нами тематики имеют самую различную направленность.

 

Светлый покой опустился с небес.

Н. Рубцов

А на душе светло и тихо...

И. Тургенев

Нельзя пред вечной красотой Не петь, не славить, не молиться...

А. Фет

Тревожный час.

В час одиночества, печали.

Тогда смиряется в душе моей тревога, Тогда расходятся морщинки на челе, И счастье я могу увидеть на земле, И в небесах я вижу бога.

М. Лермонтов А душу можно ль рассказать?

М. Лермонтов Есть целый мир в душе моей...

Ф. Тютчев

Оглянись - и мир вседневный Многоцветен и прекрасен.

А. Фет

Радостей в мире таинственно много...

В. Брюсов

Чем опять душа полна? Что опять в ней пробудилось?

А. Фет

О счастье мы всегда лишь вспоминаем, А счастье всюду...

И. Бунин

Один из голубых и мягких вечеров...

А. Рембо

Как хорошо безветрие души...

К. Бальмонт

Радость безумная. Грусть непонятная. Миг невозможного. Счастия миг.

К. Бальмонт

Перечень тем экспериментальных сочинений можно про­должить, используя те из них, которые продиктованы решае­мыми на данном этапе задачами диагностики и коррекции.

Контент-анализ сочинений позволяет выявить: ? - смысловые категории в зависимости от характера эмо­ций (положительные, отрицательные, нейтральные, амбива­лентные, многозначные);

- "сквозные" смысловые категории, используемые в рабо­тах на разные темы;

- смысловые категории, специфичные в работах - описа­ниях только положительных или только отрицательных ЭС;

- категории, специфичные только для юношей или только ля девушек;

- категории, общие для юношей и девушек;

- категории, специфичные для испытуемых определенного возраста, или, наоборот, - общие для всех исследуемых групп;

- общий тезаурус понятий, описывающих ЭС и чувства;

- объем тезауруса понятий, используемых при описании того или иного чувства или ЭС;

- семантическую структуру описания эмоциональной сферы; место различных эмоциональных категорий в структуре индивидуальных значений.

В данной обработке можно пользоваться 9 факторами, вы деленными В.Ноулисом: концентрации (серьезный, задумчивый, сосредоточенный), удовольствия (беззаботный, легкий, веселый, удовлетворенный), активации (энергичный, живой, активный), деактивации (вялый, апатичный, сонный, усталый, скучающий), эготизма (самоуглубленный, сомневающийся, самовлюбленный, восхищающийся собой, переживающий чувство превосходства), агрессии (злой, недовольный, рассерженный, в гневе, в ярости), социальных чувств (нежный, ласковый, добрый, дружелюбный, сердечный), депрессии (печальный, безнадежный, неуверенный), тревоги (испуганный, взволнованный, беспокойный, мятущийся) [108].

Мы вводим несколько иные категории.

1. Направленные на себя - направленные вовне: на других людей, предметы и т.д.

2. Детерминанты эмоций и чувств:

• успех - неуспех в деятельности;

• отношение к себе;

• отношение к другим людям;

• отношение к окружающему миру;

• отношение к произведениям искусства;

• отношение к прошлому, настоящему, будущему;

• воспоминания и др.

3. Категория "Внешняя экспрессия", в которой мы выделяем несколько классов:

• лицо (в целом и отдельные его элементы: рот, брови, щеки, скулы, уши, подбородок);

• взгляд;

• улыбка;

• глаза;

• голос;

• жесты;

• походка;

• поза;

• телодвижения;

• плечи.

4. Вербальный эталон ЭС, включающий:

• термин-понятие (радость, гнев, страдание, обида);

• описание элементов внешней экспрессии в зависимости от того, индикатором какого состояния он является (грустнее глаза, счастливая улыбка, безмятежное выражение лица,

Летящая походка, умоляющий взор, задумчивые глаза);

• раскрытие причин ЭС;

• выявление их противоречивости, сложности;

• оценка переживаемого (или пережитого ранее) ЭС;

• отношение к переживанию;

• фиксация внимания на развитии ЭС и чувств;

• положительные ЭС и чувства;

• отрицательные ЭС и чувства;

• амбивалентные ЭС и чувства;

• неопределенные, смутные, неясные ЭС и чувства (беспричинная тоска, смутное сожаление, непонятная тревога,

эанное возбуждение, какое-то беспокойство, вдруг стало как-то хорошо и т.д.).

5. Семантическая дифференциация (СД): термины, прямо называющие эмоции (радость, упоение,

огорчение, тоска);

• термины, косвенно свидетельствующие о характере модальности и знаках ЭС;

- термины, описывающие моторику лица или вегетативные проявления (сердце окаменело, сердце забилось

быстро и беспорядочно, голова сделалась тяжелой, рот тре-вожно заалел);

- термины-сравнения (блукаю я, как метель в степи; так • легко, будто солнце в душу заглянуло);

- термины-метафоры (тяжелое, ясное, легкое, мрачное, кислое состояние);

- термины-эпитеты (радостное, грустное, тоскливое, сумеречное, спокойное, унылое настроение).

6. Грамматические категории:

• существительные;

• прилагательные;

• глаголы;

• причастия;

• деепричастия;

• наречия.

Как видим, анализ эмпирических данных, содержащихся в экспериментальных сочинениях и свободных описаниях, может быть многосторонним, что позволяет выявить не только особенности эмоционального мира испытуемых, но и уровень их речевого развития, а также получить их личностные само характеристики, рассмотреть структуру и содержание самосознания.

Разумеется, интерпретация эмпирического материала может идти и другими путями. Можно, например, проанализировать весь эмпирический материал, используя классификацию чувств и эмоций, предложенную Б.И. Додоновым: альтруистические, лирические, романтические, акизитивные, интеллектуальные, праксические, гедонистические, глорические, коммуникативные, эстетические.

Стремясь получить информацию о том, как воспринимаются субъектом те или иные эмоции, можно воспользоваться! модификацией разработанного Ч. Осгудом метода семантического дифференциала. Так, например, Дж. Блок [108] предь-1 являл нескольким десяткам лиц для оценки по 20 семибалльным шкалам 15 терминов, обозначающих эмоции, которые были выбраны таким образом, чтобы охватить по возможности всю "аффективную сферу". Лист, предлагаемый для оценки, выглядел следующим образом:

ЛЮБОВЬ

Высокая 123456 7 Низкая

Зеленая 123456 7 Красная

Слабая 1 234567 Сильная

Суровая 1 234567 Нежная

Активная 1 234567 Пассивная

Пустая 1 234567 Полная

Малая 1 234567 Большая

Холодная 1 234567 Горячая

Прозрачная 1 234567 Тусклая

Молодая 1 234567 Старая

Добрая 1 234567 Злая

Спокойная 1 234567 Бурная

Больная 1 234567 Здоровая

Угловатая 1 234567 Круглая

Напряженная 1 234567 Расслабленная

Печальная 1 234567 Счастливая

Тихая 1 234567 Громкая

Мокрая 1 234567 Сухая

Красивая 1 234567 Безобразная

Свежая 1 23456 7 Вялая

испытуемый должен был оценить предъявленную категорию (в данном случае - любовь) по каждой из 20 шкал, приведших на листе, указывая цифру, которая лучше всего отражает положение данной категории в названном континууме.

Дж. Блок сравнивал данные о положении эмоций в системе значений, указанные мужчинами и женщинами. С этой целые данные о каждой эмоции упорядочивались в зависимости ВТ количества баллов, отмеченных по отдельным шкалам всеми испытуемыми. Благодаря этому можно было определить, Вычисляя коэффициент ранговой корреляции для каждой эмоции, степень сходства между положением эмоций в системе значений мужчин и женщин.

Полученные корреляции были подвергнуты факторному анализу. В итоге оказалось, что можно выделить три фактора: первый, двухполюсный, характеризуется, с одной стороны, такими эмоциями, как удовлетворение, любовь, радость, симпатия, надежда, а с другой - такими, как чувство вины, огорчение, унижение, печаль, ревность, страх, скука. Этот фактор, иидимо, отражает знак эмоции. Дж. Блок считает, что он соответствует тому, что Г. Шлосберг в своей шкале обозначил как ось "удовольствие - неудовольствие".

Второй фактор, также двухполюсный, определяется, с одной стороны, такими эмоциями, как гнев, гордость, надежда, страх, радость, ревность, а с другой - ностальгия и скука. По мнению Дж. Блока, этот фактор отражает уровень активации и соответствует третьей оси Г. Шлосберга. Третий фактор Дж. Блока - однополюсный. Его определяют такие эмоции, как симпатия, ностальгия, печаль, в меньшей степени - любовь.

Дж. Блок сравнил результаты, полученные в группе молодых американцев, с данными аналогичного исследования, проведенного в Норвегии. Оказалось, что в большинстве случаев результаты были сходными, т.е. подвергавшиеся оценке эмоции занимали примерно одинаковое место в системе значений. Например, данные о любви, гневе, гордости, чувстве вины, удовлетворении, полученные в обеих странах, коррелировали на уровне около 0,90. Не обнаружили сходства лишь некоторые эмоции. Так, норвежцы, вероятно, иначе, чем американцы, переживают ностальгию (г = 0,07) и печаль (г = 0,23).

Было выделено 20 пар эмоций с высокой корреляцией в одной культуре и низкой - в другой. Так, оказалось, что для американских студентов высокой корреляцией обладали (т.е. были похожими друг на друга) такие эмоции, как печаль - чувство вины, печаль - огорчение, радостное возбуждение надежда. Норвежцы же в отличие от американцев видели большое сходство между такими эмоциями, как любовь - тоска (ностальгия), симпатия - гордость и др.

Такого рода данные, если рассматривать их изолирован говорят лишь о том, что в разных культурах (а, по-видимому, также и в разных социальных и возрастных группах, в разно! среде) между структурами репрезентации в сознании отдельных эмоций существуют некоторые различия и что эти различия могут, вероятно, объяснять разное отношение к сходным ситуациям. Что в действительности они означают, например, какую роль играет в данном случае структура языка, методы воспитания, личный пример), не установлено; выяснение этого потребовало бы значительно более широких исследований. Однако необходимо подчеркнуть один общий вывод, который можно сделать из проведенных исследований, а именно: такие, казалось бы, интимные и недоступные изучению явления, как субъективное значение отдельных эмоций и взаимоотношения между ними, могут быть подвергнуты объективному] анализу и достаточно строгому измерению.

Эта и ряд других методик, позволяющих исследовать перцептивные и мнемические эффекты положительных (отрицательных) эмоций, содержатся в книге Я. Рейковского "Экспериментальная психология эмоций" [108].

В целях получения информации о субъективных составляющих тех или иных эмоций мы предложили свой вариант методики СД, включающий необходимое исследователю число терминов, обозначающих эмоции, каждое из которых оценивается по 20 семибалльным шкалам.

503 Service Unavailable

Service Unavailable

The server is temporarily unable to service your request due to maintenance downtime or capacity problems. Please try again later.