Концепции воспитания и развития в психоаналитической теории З. Фрейда
Теории развития и воспитания личности
2. Факторы развития личности:
¨ Факторы наследственности
¨ Факторы среды (мега, макро, мезо, микрофакторы)
Педагогу надо знать, что имеются три теории воспитания, в основе которых существует множество концепций, объясняющих происхождение, формирование и изменение личности, ее поведения под влиянием воспитания:
Определённый интерес представляет схема, которую предложил Й.Шванцара, которая своеобразно иллюстрирует взаимоотношения трёх факторов развития человека – наследственность, среда, воспитание (Подласый И.П. Педагогика.-М., 1996.-с.91).
концепции воспитания и развития в психоаналитической теории З. Фрейда
¨ На каждой стадии интересы ребенка и окружающих его людей (родителей, педиатров, родных, учителей и т.д.) сосредоточены вокруг какой-то определенной части тела (эрогенной зоны), служащей источником
получения удовольствий.
¨ Для каждой стадии характерен конфликт между стремлением к удовольствию и ограничениями, накладываемыми сначала родителями, а затем и "Суперэго".
¨ На рубеже XIX - XX веков значительное изменение отношения к проблемам пола и половому воспитанию произошло под влиянием учения З. Фрейда. Идеи Фрейда о сексуальной детерминированности и окрашенности практически всех проявлений активности человека первоначально были встречены общественностью с негодованием. Однако довольно быстро на смену отторжению пришел интерес, а затем и энтузиазм по отношению к психоаналитической трактовке природы личности. Стихийно возникающие половые потребности растущего организма должны посредством жесткого педагогического воздействия переориентироваться в русло социально приемлемой деятельности .
Теоретические основы современной стратегии полового воспитания наиболее полно сформулированы Д. В. Колесовым и Н. В. Сильверовой. По их мнению, система полового воспитания должна строиться с учетом следующих принципов.
Половая принадлежность является важнейшим стержнем формирования личности. Следовательно, формирование в детях эталонов настоящего мужчины и женщины и потребности следовать этим эталонам необходимо не только в плане гармонии сексуального развития, но и для нормальной и эффективной социализации личности.
¨ Половое влечение должно не подавляться, а, наоборот, поощряться, но именно в плане привития педагогически приемлемых способов его удовлетворения в межличностном общении с лицами противоположного пола. Необходимо предупреждать преждевременное осознание ребенком некоторых проявлений сексуального развития, что, однако, должно проявляться не в отказе от обсуждения с детьми и подростками этих вопросов, а в своевременном, но не чрезмерном их сексуальном просвещении.
З.Фрейд выделил следующие стадии психосексуального развития:
1) оральная стадия(от рождения до 2 лет) –
эрогенной зоной является рот
2) анальной стадии(2 до 3 лет) - главной эрогенной зоной становится задний проход, где ребенку прививаются навыки туалета
3) фаллической стадии(4 до 5 лет) –
дети внимательно изучают свои половые органы
4) латентной стадии(6 до 12 лет) –
либидо остается в покое
5) генитальной стадии( 12 до 18 лет) - сохраняются некоторые особенности, характерные для ранних стадий, но главным источником удовольствия становятся половые контакты с представителем противоположного пола
На рубеже XIX - XX веков значительное изменение отношения к проблемам пола и половому воспитанию произошло под влиянием учения З. Фрейда. Идеи Фрейда о сексуальной детерминированности и окрашенности практически всех проявлений активности человека первоначально были встречены общественностью с негодованием. Однако довольно быстро на смену отторжению пришел интерес, а затем и энтузиазм по отношению к психоаналитической трактовке природы личности. Стихийно возникающие половые потребности растущего организма должны посредством жесткого педагогического воздействия переориентироваться в русло социально приемлемой деятельности .
Теоретические основы современной стратегии полового воспитания наиболее полно сформулированы Д. В. Колесовым и Н. В. Сильверовой. По их мнению, система полового воспитания должна строиться с учетом следующих принципов.
Половая принадлежность является важнейшим стержнем формирования личности. Следовательно, формирование в детях эталонов настоящего мужчины и женщины и потребности следовать этим эталонам необходимо не только в плане гармонии сексуального развития, но и для нормальной и эффективной социализации личности.
Половое влечение должно не подавляться, а, наоборот, поощряться, но именно в плане привития педагогически приемлемых способов его удовлетворения в межличностном общении с лицами противоположного пола. Необходимо предупреждать преждевременное осознание ребенком некоторых проявлений сексуального развития, что, однако, должно проявляться не в отказе от обсуждения с детьми и подростками этих вопросов, а в своевременном, но не чрезмерном их сексуальном просвещении.
технократическая концепция воспитания
Э. Эриксона
¨ Э. Эриксон выделил восемь стадий личностного развития, акцентируя внимание на формировании не только операциональных и познавательных умений и навыков, но и качеств личности, связанных с соответствующими видами деятельности.
¨ На каждой из восьми стадий человек испытывает специфический кризис, суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания и психики.