Факторные теории личности

Факторные теории личности стали развиваться после распространения факторного анализа как инструмента количеств, измерений и классификации признаков. Факторный анализ — многомерный метод, применяемый для изучения взаимосвязей между значениями переменных, это метод определения степени совместной изменчивости в большом наборе психологических переменных, полученных при тестировании представительной группы испытуемых. Основные идеи факторного анализа были предложены Спирменом.

Наиболее популярные Факторные теории личности разработаны Кэттеллом, Айзенком и Дж. П. Гилфордом.

Факторная теория личности Р.Б. Кеттелла

Подход прочно основан на использовании точных эмпирических методов исследования. Он полагает, что личностные черты составляют ядро структуры личности, и ответственны за то, что будет делать человек в данной ситуации.

Черта – наиболее важное у Кеттела понятие.

По Кеттелу, черты не имеют никакого реального нейрофизиологического статуса и как таковые могут быть обнаружены лишь при точном измерении наблюдаемого поведения.

Согласно Кеттелу, личность — это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации.

Будучи сторонником математического анализа личности, он придерживался мнения, что предсказание поведения может быть осуществлено посредством уравнения спецификации. Главная формула, используемая Кеттелом для предсказания поведения с определенной степенью точности, имеет вид: R = f (S, Р).

Здесь сказано, что природа специфической ответной реакции человека (R), означающей, что он делает, или думает, или выражает словами, есть некая неопределенная функция (f) от стимулирующей ситуации (S) в конкретный момент времени и от структуры личности (P).

Кеттел различает:

Поверхностные черты—исходные черты. Поверхностная черта представляет собой совокупность поведенческих характеристик, которые при наблюдении выступают в «неразрывном» единстве. Например, наблюдаемые проявления неспособности сосредоточиться, нерешительности и беспокойства могут быть тесно связаны друг с другом и составлять поверхностную черту невротизма. Исходные черты - это некие объединенные факторы, определяющие то постоянство, которое наблюдается в поведении человека. Исходные черты существуют на «более глубоком» уровне личности и определяют различные формы поведения на протяжении длительного периода времени.

Проведя обширную исследовательскую работу с использованием факторного анализа, Кеттел (Cattell, 1979) пришел к выводу о том, что основополагающая структура личности образована примерно шестнадцатью исходными чертами (отзывчивость—отчужденность, интеллект, доминантность—подчиненность и т. д. – см. опросник Кеттела «Шестнадцать личностных факторов»).

Конституциональные черты—черты, сформированные окружающей средой. Конституциональные черты развиваются из биологических и физиологических данных индивидуума. Черты, сформированные окружающей средой обусловлены влияниями в социальном и физическом окружении. Эти черты отражают характеристики и стили поведения, усвоенные в процессе научения, и формируют модель, запечатленную в личности ее окружением.

Способность, темперамент и динамические черты. Исходные черты могут быть классифицированы: способности - черты определяющие умения человека и его эффективность в достижении желаемой цели. (напр., интеллект, музыкальные способности, зрительно-моторная координация); темперамент - конституциональные исходные черты, определяющие эмоциональность человека (напр., люди могут работать над каким-то заданием либо быстро, либо медленно; они могут реагировать на какой-то кризис спокойно или истерично); динамические черты (или мотивационные) - это черты, активирующие и направляющие субъекта к конкретным целям. Так, например, личность может быть охарактеризована как амбициозная, стремящаяся к власти или заинтересованная в приобретении материальных благ.

Динамические черты можно разделить на три группы: аттитюды, эрги и чувства.

Аттитюд, по Кэттелу, - выраженная динамическая переменная, наблюдаемое выражение стоящей за этим динамической структуры, из которой должны выводиться эрги, чувства и их отношения. Аттитюд конкретного индивида в конкретной ситуации - это интерес определенной интенсивности в некотором действии относительно определенного объекта. Аттитюдов может быть очень много.

Эрг есть конституциональная динамическая исходная черта. Кэттел выделил 10 эргов: голод, секс, стадность, родительская протективность, любопытство, бегство(страх), драчливость, приобретательство, самоутверждение и нарциссическая сексуальность.

Чувство - динамическая черта, формируемая средой, это основные приобретенные структуры динамических черт, заставляющие своих обладателей уделять внимание определенным объектам чувствовать их определенным образом и реагироватьна них определенным образом.

Общие черты—уникальные черты. Общая черта — это такая черта, которая присутствует в различной степени у всех представителей одной и той же культуры. Например, самооценка, интеллект и интроверсия относятся к общим чертам. Уникальные черты — это такие черты, которые имеются лишь у немногих или вообще у кого-то одного. Кеттел предполагает, что уникальные черты особенно часто проявляются в сферах интересов и установок. Например, Салли — единственный человек, собравший коллекцию сообщений о детской смертности в Швеции и Канаде в 1930 году. Очень немногие люди, если такие вообще найдутся, разделили бы этот интерес.

Практически все исследования Кеттела посвящены общим чертам.

Свои данные Кеттел черпает из трех основных источников: данные регистрации реальных жизненных фактов (L-данные), данные самооценки при заполнении анкет (Q-данные) и данные объективных тестов (OT-данные - получаются в результате моделирования специальных ситуаций, в которых действия личности по выполнению определенных заданий могут быть оценены объективно, человека помещают в придуманные «миниатюрные ситуации», и он реагирует, не зная по каким критериям оцениваются его ответы).

В своем анализе личности он использовал индуктивный метод, который состоит в том, что исследователь, не имея никаких изначальных гипотез, собирает большой массив данных, применяет к ним факторный анализ, и только после того, как становятся доступны результаты этого анализа, выдвигает гипотезы, которые затем подвергаются проверке.

Для измерения черт Кэттелл разработал несколько вариантов опросника 16PF:

«Личностный опросник для дошкольников» (PSPQ), предназначенный для работы с детьми 4—6 лет; «Личностный опросник для школьников младших классов» (ESPQ), то есть для детей 6—8 лет; «Детский личностный опросник» (CPQ) для тестирования детей 8—12 лет и

«Личностный опросник для старшеклассников» (HSPQ) для работы с молодыми людьми 12—18 лет. Дополнительно был разработан «Клинический аналитический опросник».

Сделал попытку определить сравнительный вклад наследственности и окружающей среды в развитие черт личности. С этой целью он разработал статистическую процедуру — многопрофильный абстрактный вариантный анализ - эта процедура предполагает сбор данных о различных проявлениях сходства между однояйцевыми близнецами, выросшими в одной семье; между сиблингами (братьями и сестрами), выросшими в одной семье; однояйцевыми близнецами, воспитанными в разных семьях и родными братьями и сестрами, выросшими врозь.

 

Нейрофизиологическая теория личности Г.Ю. Айзенка

Айзенк соглашается с Кеттелом в том, что целью психологии является предсказание поведения. Он также разделяет приверженность Кеттела факторному анализу как способу охватить целостную картину личности. Однако по Айзенку, стратегия исследования должна начинаться с достаточно обоснованной гипотезы по некоей интересующей исследователя основной черте, за которой следует точное измерение всего того, что для этой черты характерно. Айзенк был также убежден, что для объяснения большей части поведенческих проявлений человека необходимо не более трех суперчерт (которые он называет типами).

Суть теории Айзенка состоит в том, что элементы личности могут быть расположены иерархически. В его схеме присутствуют определенные суперчерты, или типы, которые оказывают мощное влияние на поведение. В свою очередь, каждую из этих суперчерт он видит построенной из нескольких составных черт. И наконец, черты состоят из многочисленных привычных реакций, которые, в свою очередь, формируются из множества специфических реакций.

Айзенк использовал для сбора данных о людях разнообразные методы: самонаблюдение, экспертные оценки, анализ биографических сведений, физические и физиологические параметры, а также объективные психологические тесты. Полученные данные были подвергнуты факторному анализу для определения структуры личности.

В своем исследовании Айзенк выявил три личностных измерения: интроверсия — экстраверсия (E), нейротизм —стабильность (N), психотизм—сила суперэго (P), которые рассматривает как генетически обусловленные активностью ЦНС.

На основе „трехфакторной модели личности“ Айзенк сконструировал множество опросников самооценки для определения индивидуальных различий по трем суперчертам личности. Самым последним из них является «Личностный опросник Айзенка». Была составлена и анкета «Подростковый личностный опросник» (Junior EPQ) для тестирования детей в возрасте 7-15 лет.

Теория Дж.П.Гилфорда

В психологическом мире Гилфорд более всего известен благодаря работам в области интеллекта и творчества, а также по трудам в области статистики и психометрических методов. Тем не менее, его факторный анализ черт личности восходит как минимум к началу 1930-х годов, когда он опубликовал статью, показывающую, что ожидавшееся измерение единственного фактора интроверсии-экстраверсии в реальности выявило несколько различных личностных факторов. Следствием этого исследования явился опросник, называемый "Обозрение темперамента по Гилфорду и Циммерману". Свои взгляды на личность Гилфорд обобщил в книге "Personality" (Guilford, 1959). Гилфорд, как и Айзенк, рассматривает личность как иерархическую структуру черт, от широких типов на вершине, через первичные черты к гексам (достаточно специфические диспозиции, подобные навыкам) и – на нижнем уровне – специфическим действиям. Гилфорд также признает сферы личности. Три из них: сфера способностей, сфера темперамента, гормическая сфера, примерно соответствующие способностям, темпераменту и динамическим чертам по Кеттелу. Кроме того, Гилфорд вводит класс параметров патологии для того, чтобы охватить личностные нарушения. Гилфорд любит организовывать параметры в любой из этих сфер в трехмерную прямоугольную таблицу, в которой каждый отдельный фактор рассматривается как более общая функция или качество, проявляющееся в определенной сфере поведения. Так, в области темперамента параметр "позитивный-негативный" в общем поведении выступает как фактор "уверенности против неполноценности", в области эмоций как фактор "бодрость против робости". В области способностей хорошо известна модель "структура интеллекта" по Гилфорду (1956).

 

 


42. Социализация и инкультурация личности (сокращенный вариант)

Социализация - процесс усвоения индивидом культурных норм и социальных ролей, благодаря которому происходит превращение человека в социального индивида. Получая в повседневной практике информацию о самых разных сторонах общественной жизни, человек формируется как личность, социально и культурно адекватная обществу.

В отличие от социализации понятие инкультурация подразумевает обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Понятие инкультурации было введено в научный обиход американским культурантропологом М. Херсковицем.

Результатом инкультурации является эмоциональное и поведенческое сходство человека с другими членами данной культуры и его отличие от представителей других культур.

Содержание процесса инкультурации составляет приобретение, следующих знаний и навыков:

· жизнеобеспечение: профессиональная деятельность, домашний труд, приобретение и потребление товаров и услуг;

· личностное развитие: приобретение общего и профессионального образования, общественная активность, любительские занятия;

· социальная коммуникация: формальное и неформальное общение, путешествия, физические передвижения;

· восстановление энергетических затрат: потребление пищи, соблюдение личной гигиены, пассивный отдых, сон.

Три способа передачи культурной информации, необходимой человеку для освоения:

· вертикальная трансмиссия, в ходе которой социокультурная информация передается от родителей к детям;

· горизонтальная трансмиссия, при которой освоение культурного опыта и традиции идет в общении со сверстниками;

· непрямая трансмиссия, при которой индивид обучается у окружающих его взрослых родственников, соседей, учителей, как на практике, так и в специализированных институтах инкультурации (школах и вузах).

Механизмы инкультурации:

· имитация, когда человек наблюдает (как бы подглядывает) за поведением других людей.

· Путем идентификации как способа инкультурации дети усваивают родительское поведение, установки и ценности как свои собственные, воспринимая особенности личности родителей и других, тесно связанных с ними людей.

· негативные механизмы — стыд и вина.Способствующие формированию определенного поведения, запрещают и подавляют.

Стадии инкультурации:

Первичная стадия начинается с рождения ребенка и продолжается до окончания подросткового

возраста. Она представляет собой процесс воспитания и обучения детей. Процессы инкультурации реализуются в это время в основном в результате целенаправленного воспитания и частично на собственном опыте.

Вторичная стадия инкультурации касается уже взрослых людей. Взрослым человек считается, если обладает рядом важных качеств, среди которых:

· достижение необходимой степени физической зрелости организма, как правило, несколько превышающей сформировавшуюся способность к воспроизведению потомства;

· овладение навыками собственного жизнеобеспечения в сферах домашнего хозяйства и общественного разделения труда;

· овладение достаточным объемом культурных знаний и социального опыта через практическую деятельность в составе различных социокультурных групп и знакомство с различными «навыками» культуры (наука, искусство, религия, право, мораль);

· принадлежность к одной из социальных общностей, состоящей из взрослых участников системы разделения труда.

Индивид может принимать или отбрасывать то, что ему предлагается культурой. В это время человек полностью включен в общественную жизнь, выполняя гражданские обязанности и пользуясь определенными правами.