Гераклит. Фрагменты / Гераклит // Антология мировой философии: в 4 ч. – М., 1969 – 1972. – Т. 1. – С. 275, 276, 278, 279.
«Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимся и мерами погасающим».
«В ту же реку вступаем и не вступаем. Существуем и не существуем».
«Борьба – отец всего и всему царь».
«Следует знать, что борьба всеобща, что справедливость в распре, что все рождается через распрю и по необходимости».
«Признак мудрости – согласиться, не мне, но логосу внемля, что все едино».
«Душе присущ самообогащающийся логос».
? Какие основные философские идеи Гераклита представлены в данном отрывке?
Парменид. О природе / Парменид // Антология мировой философии: в 4 ч. – М., 1969 – 1972. – Т. 1. – С. 295.
«Не доказать никогда, что небытие существует».
«Небытия ни познать … не сможешь,
Ни в слове выразить».
«Есть бытие, а небытия вовсе нету».
«Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует.
Ибо ведь без бытия, в котором ее выраженье,
Мысли тебе не найти.
Не возникает оно, [бытие], и не подчиняется смерти.
Цельное все, без конца, не движется и однородно.
Не было в прошлом оно, не будет, но все – в настоящем.
Без перерыва, одно».
? Какое содержание вкладывает Парменид в понятие «бытие»?
Диоген, Лаэртский. Демокрит / Диоген Лаэртский // Антология мировой философии: в 4 ч. – Т. 1. – М., 1969 – 1972. – С. 326 – 327.
«…начало вселенной – атомы и пустота… Миров бесчисленное множество, и они имеют начало и конец во времени. И ничто не возникает из небытия… и атомы бесчисленны по разнообразию величин и по множеству; носятся же они во Вселенной, кружась в вихре, и, таким образом, рождается все сложное: огонь, вода, воздух, земля. Дело в том, что последние суть соединения некоторых атомов. Атомы же не поддаются никакому воздействию и неизменяемы вследствие твердости».
? В чем сущность атомистического учения Демокрита?