Бихевиоральное направление: теория подражания (Н.Миллер, Дж.Доллард), научение через моделирование (А.Бандура).

Миллер и Доллард разделяют точку зрения Фрейда о роли мотивации в поведении, полагая, что поведение как животного, так и ч-ка яв-ся следствием таких первичных (врожденных) побуждений, как голод, жажда, боль и т.д. Все они могут быть удовлетворены, но отнюдь не угашены. Помимо первичных, существуют вторичные побуждения, включающие гнев, вину, сексуальные предпочтения, потребность в деньгах, власти и многие др.

Трансформируя фрейдовские идеи, Миллер и Доллард замещают принцип удовольствия принципом подкрепления. Подкрепление они определяют как то, что усиливает тенденцию к повторению ранее возникшей реакции. С их точки зрения, подкрепление – это редукция, снятие побуждения или, используя термин Фрейда, драйва. Научение, по Миллеру и Долларду – это усиление связи между ключевым стимулом и ответом, к-ый он вызывает благодаря подкреплению. Если в репертуаре поведения ч-ка или животного нет соответствующей реакции, то ее можно приобрести, наблюдая поведение модели. Придавая большое значение механизму научения путем проб и ошибок, Миллер и Доллард обращают внимание на возможность с помощью подражания уменьшить кол-во проб и ошибок и приблизиться к правильному ответу через наблюдение поведения другого. В экспериментах Миллера и Долларда выяснялись условия подражания лидеру (при наличии или отсутствии подкрепления). Эксперименты проводились на крысах и детях, причем в обоих случаях были получены сходные рез-ты. Чем сильнее побуждение, тем больше подкрепление усиливает стимульно-ответную связь. Если нет побуждения, научение невозможно. Миллер и Доллард считают, что самоудовлетворенные самодовольные люди – плохие ученики.

Концепция социального научения. А. Бандура. А Бандура – наиболее известный представитель теоретиков второго поколения концепции социального научения – развил идеи Миллера и Долларда о социальном научении. Он критиковал психоанализ Фрейда и бихевиоризм Скиннера. Восприняв идеи диадического подхода к анализу поведения ч-ка, Бандура основное внимание уделял феномену научения через подражание. По его мнению, многое в поведении ч-ка возникает на основе наблюдения за поведением другого. В отличие от своих предшественников, Бандура считает, что для приобретения новых реакций на основе подражания не обязательно подкрепление действий наблюдателя или действий модели; но подкрепление необходимо для того, чтобы усилить и сохранить поведение, сформированное благодаря подражанию. Бандура провел немало лабораторных и полевых исследований, посвященных детской и юношеской агрессивности. Н-р, детям показывали фильмы, в к-ых были представлены разные образцы поведения взрослого (агрессивные и неагрессивные), имевшие различные последствия (вознаграждение или наказание). В рез-те агрессивное поведение у детей, смотревших фильм, было больше и проявлялось чаще, чем у детей, не смотревших фильм.

Учитывая эти возражения, А.Бандура включает в схему «стимул – реакция» 4 промежуточных процесса для объяснения того, как подражание модели приводит к форм-ию у субъекта нового поведенческого акта.

Внимание ребенка к действию модели. Требования к модели – ясность, различимость, аффективная насыщенность, функциональное значение. У наблюдателя при этом должен быть соответствующий уровень сенсорных возможностей. Память, сохраняющая информацию о воздействиях модели. Двигательные навыки, позволяющие воспроизвести то, что наблюдатель воспринимает. Мотивация, определяющая желание ребенка выполнить то, что он видит.

Т.О., Бандура признает роль когнитивных процессов в становлении и регуляции поведения на основе подражания. Это заметный отход от первоначальной позиции Миллера и Долларда, согласно к-ой подражание трактовалось как моделирование на основе восприятия действий модели и ожидаемого подкрепления.