Мотивационная концепция Г. Мюррея. Классификация потребностей.

Мюррей предложил термин «персонология», под которым понимал исследование личности как уникальной целостности и стремился вскрыть причины индивидуальных различий в поведении людей.

Главный вклад Мюррея в исследование личности связан с изучением ее мотивационной сферы. Личность он рассматривал как организующую и управляющую силу. Ее назначение в том, что бы интегрировать конфликты и побуждения, удовлетворять потребности и строить планы на будущее.

Он заимствовал из психоанализа понятия Я, ОНО и Сверх-Я, но содержательно рассматривает их несколько иначе. ОНО вмещает не только примитивные и неприемлемые импульсы, но и соц. одобряемые. Функция Я состоит в том, чтобы не только сдерживать и подавлять определенные импульсы ОНО, но и организовывать, контролировать и планировать то, как они проявляются. Сверх-Я Мюррей рассматривает как порождение культуры. Сверх-Я формируется не только на основе требований со стороны родителей, как считал Фрейд, но и под влиянием родственников, учителей и др. людей окружающих человека. Сверх-Я связано с идеальным-Я, но может с ним не совпадать.

Потребность определял Мюррей как тпоретический конструкт, который используется для обеспечения силы, организующей восприятие, апперцепцию, мышление, способность к волевому решению. Каждая потребность обычно сопровождается эмоцией и придает определенное направление потребности.

Он составил список из 40 потребностей ( в достижении, власти, аффилиации, агрессии, автономии, защите, опеке и др.), который включает как жизненные, так и соц. потребности. Также он создал классификацию потребностей по 5 критериям:

1.По происхождению:

-первичные (витальные потребности)

-вторичные (возникают на осн. Соц. отношений)

2.По числу объектов:

-фокальные (могут быть удовл-ны 1 или неск. Объектами – потребность в любви)

-диффузные (многими объектами – потребность в познании)

3. По источнику, вызывающему потребность:

-реактивные (возникают в связи со спец. Воздействием среды – потр-ть в безопасности от угрожающего фактора)

-проактивные (возникают под влиянием внутр. Факторов (целей, планов и пр.)

4. По степени проявленности в поведении человека:

-проявляющиеся (чел. Может их открыто удовлетворять и о них говорить)

-скрытые (проявляются в снах, мечтах, символах)

5. По характеру удовлетворения:

-эффект-потребности (удовольствие человек получает только после удовл-я потр-ти)

-процесс-потребности (получает удовольствие в процессе удовлетворения)

-модальные потребности (получает удовольствие от работы сделанной лучше, чем другие)