Методы психологической диагностики эмоционального развития дошкольника

Денисова Н.Д.

Диагностика эмоционально-личностного развития

Дошкольников

Диагностика эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста

Методы психологической диагностики эмоционального развития дошкольника

Л. П. Стрелковой были разработаны следующие параметры эмоционального развития дошкольника:
- адекватная реакция на различные явления окружающей среды;

- дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;

- широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическая оснащенность языка;

- адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.

Исходя из этого, в условиях детского дошкольного учреждения можно использовать разные методики изучения эмоционального развития ребенка.

В качестве основных методов, позволяющих выявить особенности эмоционального развития и оценить эмоциональное состояние ребенка, используются наблюдение, эксперимент и проективные рисуночные тесты. Этими методиками могут успешно пользоваться как специалисты-психологи, так и воспитатели, которые, наблюдая ребенка каждый день, имеют возможность тщательно исследовать его поведение в реальных жизненных обстоятельствах. Регулярное наблюдение позволяет достаточно объективно оценить эмоциональное состояние ребенка в условиях детского сада – при взаимодействии с воспитателем и со сверстниками, в процессе организационной деятельности и отдельных режимных моментах. Однако при использовании данного метода возникают следующие сложности:

- невозможно избежать субъективизма наблюдателя, так как интерпретируя результаты наблюдений, психолог (педагог) не ограничивается только научными представлениями, но и включает в оценку собственные стереотипы суждений, эмоциональные отношения, ценностные ориентации и т. д.;

- наблюдатель может фиксировать только внешние выражения эмоций, а различные эмоции могут выражаться одним и тем же способом. Например, и от страха, и от удивления широко открываются глаза, увеличиваются зрачки; опущенные глаза и голова могут выражать застенчивость, страх или нежелание общаться; слезы могут быть вызваны страхом, печалью или гневом.

Поэтому, чтобы уменьшить количество ошибок при интерпретации результатов, следует отказаться от преждевременных выводов, тщательно фиксировать внешние проявления поведения, продолжать наблюдение по возможности длительное время и лишь, потом приступать к анализу результатов. Подтвердить или опровергнуть сделанные выводы можно с помощью специальных рисуночных методов.

Наблюдения за ребенком должны происходить в естественной ситуации: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него. В ходе наблюдения следует обратить внимание на такие параметры эмоциональных проявлений, как эмоциональный фон, имеющий много общего с настроением (но это более размытая, продолжительная и устойчивая форма выражения эмоционального состояния), который может быть либо положительным, либо отрицательным. В целом эмоциональный фон дает психологу информацию о степени эмоционального благополучия ребенка.

Другой важный параметр – выраженность эмоций. Зачастую дошкольники не владеют культурными формами выражения эмоций, не всегда могут сдерживать такие эмоциональные проявления, как плач, крик и т. п. Важно попробовать увидеть, насколько богат и разнообразен эмоциональный мир ребенка, усвоил ли он эмоциональные оттенки, или его эмоции «плоские», односторонние, невыраженные.

Следующий важный параметр – эмоциональная подвижность. Эмоции детей более подвижны, чем у взрослых, что внешне выражается в быстрой и легкой смене от печали к радости, «от горя к веселью». Однако чрезмерно быстрая и частая смена настроений говорит о повышенной эмоциональной подвижности, неустойчивости.

Выделяют следующие ситуации, в которых эмоциональное состояние ребенка проявляется наиболее ярко,что дает возможность пронаблюдать и оценить степень эмоционального реагирования ребенка на данные воздействия.

Страх:приход в детский сад;

· незнакомая, удивительная игрушка;

· поломка игрушки;

· плач, крик сверстника, друга;

· нападение сверстника, друга;

· неуспешность в деятельности;

· незнакомые звуки;

· запрет, ругань, крик со стороны взрослого;

· незнакомое помещение;

· появление и приближение незнакомых взрослых или детей.

Гнев: уход матери, близкого взрослого;

· желание иметь что-то, чем обладает сверстник;

· желание иметь что-то, чем обладает взрослый;

· желание иметь что-то, что нельзя взять;

· сложная в использовании игрушка, поломка игрушки;

· внимание близкого обращено на другого ребенка;

· другой ребенок забирает игрушку, нападает, дразнится, прячет игрушку;

· сверстники не принимают в игру;

· неуспешность на занятиях;

· воспитатель забирает игрушку, обижает, ругает;

· физическое наказание;

· наличие препятствия.

Радость:приход в детский сад/домой;

· выполнение задания, действия;

· восприятие собственного отражения в зеркале;

· восприятие отражения другого ребенка, друга в зеркале;

· сверстник дурачится;

· внимание, похвала другого человека при взаимодействии и общении;

· совместная игра;

· смешные незнакомые звуки;

· воспитатель заигрывает с детьми, веселит их.

Печаль:приход в детский сад;

· уход матери, близкого взрослого;

· игра, общение со сверстниками;

· невнимание со стороны взрослого;

· наказание, порицание взрослого;

· трудности при выполнении задания;

· сверстники не принимают в игру.

Интерес:приход в группу, прогулка;

· незнакомый взрослый;

· незнакомый сверстник;

· новая игрушка;

· незнакомая игра;

· рассказ взрослого или показ чего-либо;

· проявление интереса на прогулке, во время занятия к предметам окружающей среды, явлениям природы;

· подготовка к праздникам.

Удивление:появление чего-либо/кого-либо в группе;

· незнакомая игрушка;

· на занятиях (прогулке) услышал или увидел что-то новое;

· новая игра;

· знакомый сверстник, друг ведет себя по-другому;

· близкий взрослый общается иначе.