ФОРМАЛИЗМ
с одной стороны, делает возможным применение к нему математических (или подобных математическим, напр. формально-логических) средств, а с др. стороны, само совершается с применением таких средств (в этом смысле говорят, что в теории игр формализуются конфликтные ситуации, имеющие место в экономике, военном деле и т. п.; что матем. теория планирования эксперимента предполагает предварительную Ф. понятий, с помощью к-рых описываются экспериментальные процедуры, и т. п.).
Ф. как познавательный прием — в частности Ф.
в узком «математическом» смысле — носит отно
сительный характер: одна и та же теория
может быть одновременно и средством Ф.
(нек-рой др. теории и области явлений), и и р е д-
м е т о м Ф. (в более «формальной» теории). Так,
традиционная «формальная» логика является Ф.
по отношению к совокупности отраженных в пей
закономерностей человеч. мышления; по отношению
же к своим (аксиоматическим) Ф. она выступает
в качестве содержательной теории — предмета фор
мализации. См. также ст. Исчисление, Метод аксио
матический, Логика высказываний, Предикатов ис
числения. Б- Бирюков. Москва.
Лит.: Т а р с к и й А., Введение в логику и методологию
дедуктивных наук, пер. с англ., М., 1948; К л и н и С. К.,
Введение в метаматематику, пер. с англ., М., 1957, §15;
Ч е р ч А., Введение в математическую логику, пер. с англ.,
т. 1, М., 1960, введение; Ван X а о, На пути к механической
математике, в кн.: Кибернетический сборник, 5, М., 1962;
Филос. вопросы совр. формальной логики, М., 1962; Cur
ry Н. В., F е у s R., Combinatory logic, v. 1, Amst., 1958;
Wang H a o, A survey ol mathematical logic, Peking, 1962.
ФОРМАЛИЗМв искусстве — эстетич. концепция, усматривающая коренной принцип иск-ва в суверенной самоценности формы, не зависящей от художеств, содержания. Ф. исходит из принципиального противопоставления реального мира и искусства и рассматривает иск-во не как отражение действительности, а как творчество «новой реальности», автономных художеств, структур. Провозглашая сущностью иск-ва мир «чистой формы», Ф. тем самым оправдывает крайние разновидности эстетпч. субъективизма и индивидуализма — вплоть до абстракционизма в изобразит, иск-ве, «заумного языка» п «лет-ризма» в поэзии и т. д.
Первым провозвестником Ф. в сер. 19 в. был музыковед Э. Ганслик (1825—1904). Выступив против сведения музык. содержания к к.-л. отвлеченным идеям, лит., живописным п т. п. внемузык. ассоциациям, он в конечном итоге вообще отрицал наличие к.-л. содержания в музыке: «Музыка состоит из звуковых последованпй, звуковых форм, не имеющих содержания, отличного от них самих... Пусть всякий по-своему называет и ценит действие на него музыкальной пьесы — содержания в ней нет, кроме слышимых нами звуковых форм, ибо музыка не только говорит звукам и, она говорит одни звук и» («О музыкально-прекрасном», М., 1895, с. 170).
Теорию Ф. в 1880-х гг. развил и обосновал Фидлер («Moderner Naturalismus und kunstlerische Wahrheit», Lpz., 1881, и др.). Опираясь на идеи неокантианства, он противопоставил хаосу и бесформенности реального мира гармонию, ясность подлинного искусства, к-рое с помощью формы достигает господства над темными стихиями природы. В качестве принципа нск-ва, разрешающего спор между подражанием и «преобразованием действительности», Фидлер выдвинул принцип «порождения» действительности, утверждая, что «содержанием художественного произведения является не что иное, как самое формообразование» («Vom Wesen der Kunst», Munch., 1942, S. 140).
Идеи Фидлера оказали большое влияние на развитие формалистич. искусствознания конца 19 в., особенно в области изобразит, иск-ва — А. Хиль-
дебранда (1847—1921)(«Проблема формы в изобразит, иск-ве», Strassburg, 1893, рус. пер., М., 1914), венскую школу во главе с А. Рпглем (1858—1905), выдвинувшим идею «художественной воли» как принцип художеств, созидания («Stilfragen», В., 1893; «Diespat-romische Kunstindustrie...», Bd 1—2, W., 1901 — 1923), п в особенности Велъфлина, работы к-рого способствовали распространению методов Ф. в литературоведении (О. Вальцель, 1864—1944) п театроведении (школа М. Германа в Германии). Сильной стороной конкретных искусствоведческих работ формалистов была тщательная разработка методики анализа структуры художеств, образа и его материальных элементов — слова в поэзии, пластики в скульптуре, звуковых структур в музыке и т. д. Гл. обр. на этой почве была предпринята попытка размежевания общего искусствознания и эстетики (см. М. Дессуар, «Наука об искусстве»),
К общим формалистич. выводам приходили в своих
работах 1914—25 рус. исследователи поэтич. языка,
объединившиеся в группу «Опояз» (Б. Эйхенбаум,
В. Шкловский, Ю. Тынянов и др.). Они деклари
ровали: «Новая форма является не для того, чтобы
выразить новое содержание, а для того, чтобы за
менить старую форму, уже потерявшую свою худо
жественность» (III к лове к и й В., см. «Поэтика». Сб.
по теории поэтич. языка, П., 1919, с. 120). Вместе
с тем пх конкретный анализ и выработанная ими
частная методология, хотя и в односторонней форме,
подготовили плодотворный материал для совр. струк
турной поэтики п семиотич. изучения иск-ва вообще.
То же относится и к теории Ф. в целом: будучи бес
сильной в понимании нск-ва как отражения действи
тельности, она содержала много ценного материала
для раскрытия структуры художеств, произведения.
Лит.: 3 и м м е л ь Г., Кант и совр. эстетика, пер. с нем.,
[СПБ, 1904]; Романов Н. И., Введение в историю иск-ва,
М., [1915]; Задачи и методы изучения иск-в, П., 1924; Стои
ков А., Критика абстрактного иск-ва и его теорий, М., 1964;
Venturi L., Storia della critica d'arte, 2 ed., Pirenze,
[194 8]; M о r p u r g o-T a g 1 i a b u e G., L'esthetique
contemporaine, Mil., [1960]. См, также лит. к ст. «Наука об
искусстве», Фидлер. Г. Недошивин. Москва.
ФОРМАЛИЗМв математике — одно из осн. направлений в основаниях математики (и логики), к-рое в качестве гл. задачи в области обоснования математики считает доказательство непротиворечивости отд. математпч. теорий и — в идеале — всей математики в целом. Задача эта приобрела особенно актуальный характер после обнаружения парадоксов (антиномий, противоречий) теории множеств — дисциплины, лежащей в фундаменте большей части математики. Поскольку парадоксы (напр., парадокс Рассела) могут быть сформулированы и в чисто логнч. терминах, аналогичная проблема возникает и по отношению к логике (во всяком случае — но отношению к расширенному предикатов исчислению). Под Ф. в литературе обычно понимают несколько близких, но все же различных концепций.
Самая ранняя формалистская программа, развиваемая школой Д. Гильберта начиная с 1904, выдвинула идею формализации логнко-математич. теорий, т. е. представления пх в виде (неинтерпретированных) исчислений (формальных систем), непротиворечивость к-рых может (и должна) быть затем установлена средствами нек-рой содержательной теории, названной Гильбертом метаматематикой (или теорией доказательств) (подробнее см. Метатеории, Метод аксиоматический).
В дальнейшем абсолютизация идеи формализации, отождествление теории и исчисления привели к крайней формалистской концепции, подверженной наибольшим возражениям гносеологнч. характера. Она состоит в том, что предложения теории сами по себе вообще ничего не означают, не имеют никакого смысла,
ФОРМАЛИЗМ —ФОРМАЛИЗОВАННЫЙ ЯЗЫК 391
нто науч. теория как таковая есть всего лишь «игра со знаками», а пригодность ее обеспечивается формальным доказательством непротиворечивости (именно против этого тезиса направлена в первую очередь материалистич. критика Ф.). Однако сам Гильберт, имевший в виду приложимость математики к физике, отнюдь не считал «бессодержательность» математич. теорий обязательным тезисом Ф.
Различая в каждой конкретной теории предложения «действительные» (имеющие или допускающие содержательную интерпретацию) и «идеальные» (не имеющие таковой), он считал только чрезмерным требование интерпретируемости каждого предложения, ссылаясь, в частности, на пример теоретич. физики, интересующейся не столько интерпретациями отд. предложений, сколько согласованием с действительностью всего ее теоретич. описания в целом. Идеальные предложения — при условии, что их введение не приводит к противоречиям,— позволяют во мн. случаях упростить общую структуру теории. С точностью до терминологии, разделение предложений на действительные и идеальные принимается по существу всеми школами оснований математики, и расхождения между ними касаются гл. образом вопроса о роли идеальных предложений (для подавляющего же большинства математиков эта проблема вообще не встает: анализ допущений, из к-рых исходит генезис изучаемых ими объектов, являющихся, как правило, результатом неск. ступеней абстракции п идеализации — н уже потому не истолковываемых непосредственно в нематематич. терминах,— просто не входит в их задачу).
Под Ф. часто понимают также идущую от Гильберта гипотезу о возможности полной (см. Полнота) и непротиворечивой формализации всей классич. математики. [В духе известного тезиса Лейбница о «замене рассуждения вычислением», на реализацию к-рого по существу претендовал Ф., естественно было бы рассчитывать, что такая формализация приведет к разрешимому (см. Разрешения проблемы) исчислению или хотя бы к совокупности таких исчислений; однако этой иллюзии представители Ф. не питали с самого начала]. Доказанная К. Гёделем (1931) теорема о неполноте аксиоматич. арифметики, часто трактуемая как «опровержение Ф.», опровергает фактически лишь упомянутую гипотезу Гильберта (и не имеет непосредственного отношения к сформулированной выше крайне формалистнч. доктрине, достаточно оспоримой и самой по себе). Предпринятые рядом ученых (В. Ак-керманом, Г. Генценом, П. С. Новиковым, Г. Шютте и др.) успешные попеки «конструктивных» средств, позволяющих получить метатеоретич. доказательства различных разделов формальной математики, в т. ч. классич. арифметики, в обход трудностей, обусловленных теоремой Гёделя (к числу таких средств относятся, напр., нек-рые формы бесконечной индукции), ревизуют не столько Ф. в целом, сколько фини-тизм — ту часть концепции Гильберта, к-рая строго кодифицирует допустимые для метатеоретич. исследований методы доказательства.
Наконец, Ф. принадлежит идея рассматривать не-интерпретнрованные исчисления сами по себе, независимо от вопроса о к.-л. пх интерпретации или даже возможности интерпретации. Осознание возможности чисто формального рассмотрения логики (идея, провозглашенная, но не осуществленная до конца еще Аристотелем) и логико-математич. исчислений, важнейшие результаты, относящиеся к познанию «техники нашего мышления», полученные представителями школы Гильберта, и развитый ими аппарат давно и прочно вошли в арсенал математич. логики п широко используются всеми математиками и логиками, в т. ч. ц находящимися в резкой оппозиции к т. зр. Ф.
в целом: логицистами (см. Логицизм), интуициони-стами (см. Интуиционизм), конструктивистами (см. Конструктивное направление). конструктивистами (см. Конструктивное направление). Проведенный Гильбертом и его последователями скептический анализ теоретико-множеств. абстракций (в первую очередь — абстракции актуальной бесконечности) серьезно подорвал доставшуюся математике от «наивной» теории множеств конца 19 в. платонистскую веру в «реальность» результатов этих абстракций. И хотя предпринятая Ф. «логическая реабилитация» методов, связанных с принятием актуально бесконечных множеств в качестве допустимых мыслимых объектов («идеальных»), является, напр., с т. зр. последовательных пнтуиционистов непростительным оппортунизмом, такая «компромиссная» позиция вполне устраивает по существу всех классически настроенных математиков, в т. ч. и охотно критикующих «формалистические извращения», избавляя их и от необходимости соблюдать суровую диету интуиционистски приемлемых методов, и от окрашенных агностицизмом сомнений в осмысленности их деятельности.
Лит.: Гильберт Д., Основания геометрии, пер. с нем., М.—Л., 1948, добавления 6—10; К лини С. К., Введение в метаматематику, пер. с англ., М., 1957, § 8, ik, 15, 42, 79 (имеется библ.); Новиков П. С, Элементы математич. логики, М., 1959 (введение); Генцен Г., Непротиворечивость чистой теории чисел, пер. с нем., в кн.: Математическая теория логического вывода, М., 1967, с. 77— 153. См. также лит. при ст. Математика, Математическая бесконечность, Математическая логика.
Ю. Гастее. Москва.
ФОРМАЛИЗОВАННЫЙ ЯЗЫК—1)В широком смысле — любая совокупность пек-рым образом специализированных языковых средств с (более или менее) точно фиксиров. правилами образования «выражений» (синтаксис Ф. я.) и приписывания этим выражениям определ. смысла (семантика). В таком употреблении термин «Ф. я.» не предполагает, вообще говоря, никаких спец. ограничений ни на синтаксич. структуру, ни на семантич. правила, ни на назначение такого языка. В частности, Ф. я. может как включать дедуктивные элементы (т. е. служить способом выражения умозаключений, предназначаемых для доказательства или вывода нек-рых утверждений), так и не включать таковых (т. е. быть именно и только «языком» как таковым). При таком широком словоупотреблении между «формализованными» и «неформализованными» языками нет четкой границы, они представляют собой не столько два «разных языка», сколько различные способы описания одной и той же «языковой субстанции». Напр., выражения «Н20», «вода», «eau», «water», «Wasser», «vesi» и т. д. можно, в принципе, в равной мере считать элементами «Ф. я. химии», и обычный выбор в качестве стандартного именно первого из них определяется не какой-то его особой «формальностью», а тем удобным обстоятельством, что лишь оно (как, впрочем, и более громоздкие выражения вида «вещество, молекула к-рого состоит из двух молекул водорода и одной молекулы кислорода») имеет четкую структуру, «подсказывающую» способ его образования из нек-рых «элементарных» языковых символов (знаков химич. элементов, скобок, точек и цифр), что играет решающую роль при построении простой и обозримой семантики этого языка. Такого же рода соображения определяют, по существу, и выбор стандартных «Ф. я. математики» и т. п. Структурная организованность таких «математизированных» Ф. я. чрезвычайно важна для задач (математической) логики, где термин «Ф. я.» употребляется в следующем, более узком смысле.
2) Под Ф. я. в логике понимают интерпретированное исчисление, т. е. нек-рую формальную систему вместе с ее интерпретацией. Именно ввиду наличия интер-