Роль оздоровительно-спортивного лагеря в оптимизации условий жизнедеятельности студентов

С окончанием учебного года и успешной сдачей экзаменов у студентов есть возможность снять утомление и повысить свою работоспособность в оздорови­тельно-спортивном лагере (ОСЛ). Как показывает многолетний опыт, пребыва­ние в ОСЛ кардинально улучшает деятельность не только психо-эмоциональной сферы, но и вегетативных органов (сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и других систем), а также опорно-двигательного аппарата.

Улучшение функционирования психоэмоциональной сферы происходит за счёт:

- положительных реакций по поводу удачной сессии;

- отсутствия необходимости сдачи экзаменов;

- отсутствия учебных занятий (смена обстановки);

- новых межличностных контактов;

- новых форм в распорядке дня, что обусловлено эвристической функцией физкультурной деятельности;

-эмоциональные игры.

Улучшение функционального состояния жизнеобеспечивающих систем объясняется тем, что 90-95% времени в ОСЛ студент находится на свежем воз­духе, а его двигательная активность возрастает в десятки раз по сравнению с учебным годом.

Всем понятно, что 2-х разовых занятий по физкультуре в неделю совершен­но недостаточно не только для повышения функционального состояния студен­та, но даже и для компенсации того переутомления, которое наступает в ходе учебного процесса.

Недаром в недалёком будущем предусматривается ввести (пока в школах) ежедневные занятия физкультурой. Нам известно негативное отношение боль­шинства студентов к этому нововведению, но почему в ОСЛ с утра до ночи ежед­невно они с удовольствием пребывают в движении? Ведь это - утренняя гимнас­тика, закаливающие процедуры, целый день - бадминтон, настольный теннис и футбол; турпоходы (пешие, конные, водные, вело); военно-спортивные игры; ма­лые олимпиады; первенства отрядов, лагеря и межлагерные; плаванье; катание на роликах; работа на тренажёрах и т.д. и т.п. Работа "до упаду", а возвращаются студенты из лагеря отдохнувшими и, главное, окрепшими. Ибо другого средства оздоровления, чем физическая культура, человечество ещё не изобрело.

А пока что в среде студентов - около 40% отнесённых по состоянию здоровья в специальную медицинскую группу. К 2003 году ожидается, что школу закончат 100% больных выпускников, которые и придут к нам в вузы.

 

5. Физическое воспитание в специальных медицинских группах

Основные задачи физического воспитания в спецмедгруппах (СМГ): 1. Укрепление здоровья, содействие физическому развитию и закаливанию организма. Решение этой задачи трудно реализовать по следующим при­чинам:

-большое количество групп и лиц, в них занимающихся;

-нет единого подхода врачей к определению медгруппы;

- тенденция к "перестраховке" как со стороны врачей, так и преподавате­лей физкультуры.

2. Увеличение умственной и физической работоспособности учащихся. Ре­шение этой задачи затруднено тем, что в процессе учебного дня теперь почти не используются физкультминутки и физкультпаузы, нет вводной гим­настики, а отношение большинства студентов к физической работе если не отрицательное, то в лучшем случае индифферентное. Это состояние и не может вести к повышению физической работоспособности, а её ухудшение ведёт к снижению умственной работоспособности, о чём говорилось выше.

3.Формирование основных двигательных умений и навыков, необходимых в профессиональной подготовке. Решение этой задачи затрудняется тем, что большинство студентов СМГ в школе уроки физкультуры не посещали, а потому не обладают соответствующими двигательными навыками и умениями. Поэтому прикладная профессионально-физическая подготовка (ППФП) приобретает для них особое значение. Её реализации мешает пси­хологический барьер, который трудно преодолеть больному человеку.

4.Подготовка к сдаче зачёта по теоретическим требованиям в области физи­ческой культуры. Решение этой задачи затруднено тем, что теоретическая учебная подготовка ограничена во времени, а повышению своего теорети­ческого уровня самостоятельно студенты не уделяют внимания. Не соблю­даются также недельные двигательные режимы.

5.Формирование навыков и воспитание привычек личной гигиены и здоро­вого образа жизни (ЗОЖ).

Особый акцент среди прочих мы ставим на следующих моментах:

- сохранение осанки (а она нарушена у 33% студентов);

- навыки правильной ходьбы (современная обувь этого не позволяет);

- навыки носового дыхания (отсутствие которого затрудняет интеллектуаль­ную деятельность);

- гигиена полости рта, стоматологическая помощь;

- соблюдение активного отдыха;

- борьба с вредными привычками (курение, алкоголь, наркомания, половая распущенность, уносящие сотни тысяч жизней в США, России, не говоря уже о "третьих" странах);

- развитие интереса к физической культуре.

Он реализуется при активизации познавательной деятельности студентов, при повышении образовательной ценности учебных занятий, при совершенствовании теоретических основ обучения. Немалую роль играет дифференцированный под­ход к учащимся с разным отношением к физической культуре. Самостоятельность, при выполнении заданий, обоснование их применения также развивает интерес к этому виду деятельности. Результаты антропометрических измерений, тесты также иногда побуждают к изучению влияния ФУ на организм больного человека.

Принципы методики занятий в СМГ:

а)оздоровительная, лечебно-профилактическая направленность средств фи­зической культуры. При этом сначала ставится задача восстановления на­рушенных функций, предупреждения рецидивов болезни. Поэтому здесь немало элементов лечебной физической культуры.

б)дифференцированный подход к использованию средств ФК. Идеальным ва­риантом было бы объединение в группы по диагнозу заболевания: болезни опорно-двигательного аппарата, вегето - сосудистой дистонии, болезни пи­щеварительного, зрительного аппарата и т.д. К этому следовало добавить объединение в группу по физической подготовленности, не говоря уже о возрасте и поле. Пока что такие варианты неосуществимы из-за недостатков расписания, наличия баз и инвентаря, большого контингента в группах.

В структуре упражнений следует более тщательно использовать топогра­фию мышечных групп, последовательность упражнений, учитывать харак­тер деятельности мышц. Иными словами, и студент, и преподаватель дол­жны знать физиологический эффект каждого упражнения: что даёт каждое упражнение этому организму.

в)профессионально-прикладная направленность занятий. С одной стороны, занятиями в СМГ преследуется задача всестороннего развития человека (что в принципе невозможно), но с другой - требуется подготовка будуще­го специалиста к его профессиональной деятельности. Поэтому препода­вателю физкультуры, равно как и студенту, следует знать профессиограмму каждой специальности и использовать средства физкультуры для её со­вершенствования.

г)принцип круглогодичности - особенно важен для СМГ, т.к. перерыв в дви-

гательной активности во время каникул сведёт на нет положительные сдви­ги, достигнутые в течение года. Процесс физического воспитания в СМГ осуществляется по 3 периодам:

I. Подготовительный, в котором решаются в основном оздоровительные за­дачи. В этом периоде немаловажную роль должны сыграть домашние за­дания по физкультуре, спецификой которых являются упражнения, приме­няемые именно при определённом заболевании (элементы ЛФК). Домаш­ними заданиями предусмотрено изучение УГГ, коррекция осанки, управ­ление дыханием, самоконтроль, закаливание.

II. Основной, в котором начинается тренировка ослабленных функций и пе­реход к элементам ППФП.

III. Заключительный, где с помощью общей и специальной подготовки реша­ются задачи повышения работоспособности и основные задачи ППФП. Длительность каждого периода зависит от динамики положительных резуль­татов в показателях здоровья и физической подготовленности.