Факторинговые операции коммерческих банков.

Факторингявляется рискованным, но высокоприбыльным банковским бизнесом, эффективным орудием финансового мар­кетинга, одной из форм интегрирования банковских операций, которые наиболее приспособлены к современным процессам развития экономики.

Факторинг (англ. - агент, посредник) - является разновид­ностью торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кре­дитованием оборотного капитала клиента. Факторинг в любой своей форме связан с неоплаченными расчетными документами (счетами-фактурами). То есть с инкассированием дебиторской задолженности клиента.

Факторинговыми операциямив странах с странах с ры­ночной экономикой занимаются специальные факторские ком­пании, которые, как правило, тесно связаны с банками, либо яв­ляются их дочерними филиалами. Классический факторинг в том виде, каком он осуществляется в западноевропейских стра­нах, основывается на коммерческом кредите в виде отсрочки платежа за поставленную продукцию.

В факторинговых операциях участвуют три стороны.

1) фактор - посредник, которым может быть коммерческий банк или специализированная факторинговая компания;

2) поставщик;

3) покупатель.

Практика зарубежных стран показала, что использование факторинга особенно эффективно для небольших и средних предприятий, а также вновь создаваемых, имеющих перспекти­вы роста объемов производства и испытывающих недостаток денежных средств из-за несвоевременного поступления плате­жей от дебиторов.

В основе факторинговой (факторской) операциилежит покупка банком счетов-фактур (платежных требований) по­ставщика на отгруженную продукцию и передача поставщиком банку права требования платежа с покупателя продукции.

Поэтому факторинговые операцииназывают также креди­тованием продаж поставщика или предоставлением факторин­гового кредита поставщику.

Первоначально факторинг возник как операция специализи­рованных торговых посредников, позднее — торговых банков. Своеобразным приспособлением коммерческого кредита к со­временным требованиям стал факторинг или факторский кредит, получивший широкое развитие в последние два десятилетия. Отличие факторского кредита от коммерческого для продавца товара заключается в том, что они получают оплату за продан­ный товар наличными, тогда как при продаже в кредит продавец получает только вексель. Полученный вексель поставщик может учесть в банке и взять наличные деньги, но в меньшей сумме, чем при продаже счета-фактуры.

Для покупателя приобретение товара в долг при коммерче­ском кредите почти не отличается от факторского кредита, од­нако факторское кредитование имеет преимущество: покупатель может вернуть долг через более длительный срок (пролонгация). Разрешается также частичное погашение долга, что стимулирует покупку товаров через факторские отделы.

Коммерческие банки, развивая факторский кредит, получа­ют дополнительную возможность расширять сеть операций, увеличивать размер прибылей и усиливать связи с клиентами. При покупке соответствующими отделами коммерческих бан­ков (за рубежом также специальными - факторскими - компа­ниями - или просто факторами) у своих клиентов (предприятий - поставщиков товаров и услуг) платежных документов (прав на получение денег) и при последующем получении от должников (покупателей) платежей по ним возможно как разовое приобре­тение таких прав, так и покупка реестров платежных требований, выставленных на плательщика.

Сущность рассматриваемой операции состоит в том, что предприятие-поставщик предъявляет покупателю платежные документы, указывая, что деньги должны поступить на счет от­дела факторинга. Одновременно, последнему представляется один экземпляр документов на основании которых он перечис­ляет деньги со своего счета на счет поставщика а впоследствии контролирует своевременность получения платежа от покупате­ля (получая при его задержке причитающуюся пеню). Вместе с тем, при возникновении просроченной задолженности по пла­тежам свыше определенного в договоре о расчетах через факто­ринг срока банк может прибегнуть к праву регресса (обратной переуступке требований), восстановив их сумму с расчетного счета клиента на счет факторинга.

За рубежом факторинговые операции характеризуются не­медленной оплатой (в течение 1-3 дней) значительной части (до 70-90%) дебиторской задолженности клиента, т.е. причитаю­щихся ему средств от должника.

Оставшаяся часть суммы требований клиента (в размере 10-30%) за вычетом процентов за оказанный (факторинговый) кредит может уплачиваться двояким образом:

• в определенный факторской компанией или соответствую­щим отделом банка срок, причем независимо от поступления средств от должника (дебитора);

• после перечисления дебитором этих средств, т.е. когда оп­лата за поставленный товар будет реально осуществлена.

В мировой практике под факторингомпонимается ряд ко­миссионно-посреднических услуг, оказываемых фактором кли­енту в процессе осуществления тем расчетов за товары и услуги, сочетающихся, как правило, с кредитованием его оборотного капитала.

Основная цель факторингового обслуживания - инкассиро­вание дебиторских счетов клиентов и получение причитающих­ся в их пользу платежей. Эта услуга может оказываться факто­ром клиенту как без, так и с финансированием.

В первом случае клиент факторинговой компании, отгрузив продукцию, предъявляет счета своему покупателю через компа­нию, в целях которой получить в пользу клиента платеж в сроки согласно хозяйственному договору (обычно от 30 до 120 дней).

В случае инкассирования счетов с финансированием факто­ринговая компания покупает счета-фактуры у клиента на усло­виях немедленной оплаты 80-90% стоимости отгрузки, т.е. авансирует оборотный капитал своего клиента (дисконтирова­ние счетов-фактур). Резервные 10-20% стоимости отгрузки кли­енту не выплачиваются, а бронируются на отдельном счете на случай претензий в его адрес от покупателя по качеству продук­ции, ее цене и т.п.

Получение такой услуги наиболее полно отвечает потреб­ностям функционирующих предприятий, так как позволяет им посредством факторинга превратить продажу с отсрочкой пла­тежа в продажу с немедленной оплатой и таким образом уско­рить движение своего капитала.

За дисконтирование счетов-фактур - факторинговая компа­ния взимает с клиента:

1) комиссионные (за инкассацию счетов);

2) процент по факторинговому кредиту. Он взимается с да­ты предоставления кредита до срока поступления средств за эту продукцию от покупателя. Этот процент обычно на 1—2 пункта выше учетной ставки.

Факторинг с финансированием (кредитом) может быть двух видов: открытый (конвенционный) и закрытый (конфиденци­альный).

Открытый факторинг- это форма факторинговой услуги, при которой плательщик уведомлен о том, что поставщик пере­уступает счета-фактуры факторинговой компании.

Закрытый или конфиденциальный факторингсвое на­звание получил в связи с тем, что служит скрытым источником средств для кредитования продаж поставщиков товаров, так как никто из контрагентов клиента не осведомлен о переуступке им счетов-фактур факторинговой компании. В данном случае пла­тельщик ведет расчеты с самим поставщиком, который после получения платежа должен перечислить его соответствующую часть факторинговой компании для погашения кредита. По со­глашению сторон между поставщиком и факторинговой фирмой при факторинге с финансированием может предусматриваться право регресса, т.е. право возврата факторинговой фирмой не­оплаченных покупателем счетов с требованием возмещения кре­дита факторинговой фирме. Однако в мировой практике факто­ринг с регрессом применяется редко и, как правило, факторин­говые фирмы весь риск неплатежа берут на себя.

Помимо «дисконтирования фактур», факторинг-компания может выполнять ряд других услуг, связанных с расчетами и основной хозяйственно-финансовой деятельностью клиент, т.е.:

• вести полный бухгалтерский учет дебиторской задол­женности;

• консультировать по вопросам организации расчетов, за­ключения хозяйственных договоров, своевременного получения платежей и т.п.;

• информировать о рынках сбыта, ценах на товары, пла­тежеспособности будущих покупателей и т.п.;

• предоставлять транспортные, складские, страховые, рек­ламные и другие услуги.

В этих условиях факторинг становится универсальной сис­темой финансового обслуживания клиентов (конвенционный факторинг). За клиентом сохраняется практически только произ­водственные функции. При такой форме факторинга клиент мо­жет существенно сократить собственный штат служащих, что способствует снижению издержек по производству и сбыту продукции. Но одновременно возникает риск почти полной за­висимости клиента от факторинговой компании, так как такие отношения ведут к полному осведомлению фактора о делах сво­их клиентов, подчиненности их его влиянию и контролю.

Правовой основой взаимоотношений факторинговой ком­пании с клиентом является договор, определяющий обязатель­ства и ответственность сторон. В частности, в нем оговаривают­ся вид факторинга, размер факторингового кредита и процент­ная ставка за этот кредит, величина комиссионного вознаграж­дения по всем видам комиссионно-посреднических услуг, гарантии выполнения взаимных обязательств и материальная от­ветственность за их невыполнение, порядок оформления доку­ментов и другие условия по усмотрению сторон.

Поскольку факторинговые операции носят рисковый харак­тер, до заключения договора с клиентом факторинговая компа­ния должна тщательно изучить финансовое состояние потенци­ального клиента, чтобы убедиться в его платежеспособности: проанализировать показатели ликвидности баланса, состав и длительность дебиторской задолженности, возможности реали­зации выпускаемой продукции, конъюнктуру рынков сбыта, круг покупателей продукции будущего клиента и их платеже­способность и т.д.

Для этого используются информация в печати, данные соб­ственных агентов; материалы изучения платеже- и кредитоспо­собности банковской клиентуры, бухгалтерская отчетность кли­ента и другая информация. Указанный анализ должен быть вы­полнен в течении двух недель в случае положительного реше­ния вопроса в заключенном договоре между клиентом и факто­ринговой компанией обычно предусматривается предельная сумма, на которую может быть выдан факторинговый кредит или приняты документы на инкассо.

Для определения размера лимита клиент должен предста­вить факторинговой фирме имеющиеся у него хозяйственные договоры с покупателями.

Договор на факторинговое обслуживание заключается, как правило, на срок не менее чем на 1 год.

Задача факторинговых отделов - на договорной и платной основе выполнять для предприятий ряд кредитно-расчетных операций, связанных со скорейшим завершением расчетов за товары и услуги.

В настоящее время факторинговый отдел может предос­тавлять своим клиентам такие основные виды услуг:

1) приобретать у предприятий-поставщиков право на полу­чение платежа по товарным операциям от определенного поку­пателя или группы покупателей, данные о которых заранее согласовываются с факторингом (покупка срочной задолжен­ности по товарам отгруженным и услугам оказанным);

2) осуществлять покупку у предприятий-поставщиков деби­торской задолженности по товарам отгруженным и услугам ока­занным, неоплаченным в срок покупателями (покупка просро­ченной дебиторской задолженности);

3) приобретать векселя у своих клиентов.

По услугам первой группы отдел за счет своих средств га­рантирует поставщику оплату выставляемых им плательщику платежных требований-поручений незамедлительно в день предъявления их в банк на инкассо. В свою очередь, поставщик передает факторингу право последующего получения платежей от этих покупателей в пользу факторинга на его счет.

Досрочная (до получения платежа непосредственно от покупа­теля) оплата платежных требований-поручений поставщика фак­тически означает предоставление ему факторингом кредита, кото­рый ликвидирует риск несвоевременного поступления поставщику платежа, исключает зависимость его финансового положения от платежеспособности покупателя. В результате, сразу получив де­нежные средства на свой счет, клиент факторинга имеет возмож­ность, в свою очередь, без задержки рассчитаться со своими по­ставщиками, что способствует ускорению расчетов и сокращает неплатежи в хозяйстве.

При покупке факторингом у хозорганов просроченной де­биторской задолженности по товарным операциям он опла­чивает поставщику за счет своих средств указанную задолжен­ность при определенных условиях. Например, при сроке за­держки платежа не более 3-х месяцев и лишь при получении от банка плательщика уведомления о том, что с того не снято пол­ностью кредитование и он не объявлен неплатежеспособным.

Операции по переуступке клиентом факторингу просрочен­ной дебиторской задолженности имеют повышенную степень риска. Это обусловливает более высокий размер комиссионного вознаграждения, уровень которого в 1,5-2 раза выше чем при покупке факторингом задолженности по товарам отгруженным, срок оплаты которых не наступил.

В связи с развитием вексельной формы расчетов, факторинг стал оказывать предприятиям новую услугу - покупать у поставщиков векселя с немедленной их оплатой (учет векселя). Подобная факторинговая операция обеспечивает поставщику, отгрузившему товар под вексель, получение денежных средств в оплату векселя при одновременном сохранении срока платежа по векселю для должника.

За учет векселя факторинг взимает по договоренности с клиентом комиссионное вознаграждение (дисконт), которое представляет собой разницу между валютой векселя и суммой, получаемой от факторинга продавцом векселя,