АУДИТ ВНУТРИБАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ

 

Банк, как юридическое лицо, имеет право осуществлять банковские операции и иную деятельность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь. Деятельность юридического лица направлена на извлечение прибыли, а результаты деятельности в немалой степени зависят от правильной организации бухгалтерского учета имущества. В банковской деятельности под внутрибанковскими операциями понимают операции с основными средствами, нематериальными активами, материалами, расходами и доходами банка. В контексте данной темы рассматриваются операции с внеоборотными активами, производственными запасами, а также расчеты с персоналом по оплате труда.

Учет вышеназванных операций регулируется следующими нормативными правовыми актами:

· Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств, в редакции постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 26.12.2003 №183.

· Инструкция о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, в редакции постановления Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30.03.2004 № 87/55/33/5.

· Положение по бухгалтерскому учету нематериальных активов, в редакции постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 31.03.2003 №48.

· Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств в банках Республики Беларусь, утвержденная постановлением Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 26.03.2004 №71.

· Инструкция по бухгалтерскому учету нематериальных активов в банках Республики Беларусь, утвержденная постановлением Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 26.03.2004 №70.

· Закон «О товарных знаках и знаках обслуживания» от 05.02.1993 №2181-XII.

· Закон «Об авторском праве и смежных правах» от 16.05.1996 №370-XIII.

· Закон «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы» от 16.12.2002 №160-3.

· Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств утверждены Министерством финансов Республики Беларусь от 05.12.1995 №54.

На этапе предварительного планирования аудитор изучает основные направления деятельности банка, технические особенности осуществления деятельности, учетную политику и внутренние документы банка.

Проверка учета внутрибанковских операций является отдельными элементами общего плана, утверждаемого в соответствии с Правилом «Планирование аудита». Общий план аудита учета внутрибанковских операций как самостоятельной проверки не составляется.

Содержание программы аудита учета внутрибанковских операций может корректироваться в зависимости от особенностей деятельности банка, установленной на предварительном этапе. Программы аудита могут содержать различный перечень аудиторских процедур.

В примерный план при проведении аудита учета основных средств, незавершенного строительства и переоценки основных средств включаются:

1. Проверка наличия документов на приобретение.

2. Проверка наличия сопутствующих документов.

3. Сверка объектов основных средств с содержанием документов на приобретение.

4. Проверка наличия и содержания карточек аналитического учета.

5. Проверка наличия драгоценных металлов в объектах основных средств и их соответствие правоустанавливающим документам.

6. Проверка наличия объектов основных средств, используемых и неиспользуемых в предпринимательской деятельности.

7. Проверка обоснованности разделения объектов на используемые и неиспользуемые в предпринимательской деятельности.

8. Проверка тождественности сальдо по данным бухгалтерского учета и отчетности.

9. Установление механизма поступления основных средств.

10. Проверка приобретения

· за рубли;

· за валюту;

· безвозмездного поступления.

11. Проверка правильности формирования учетной стоимости (счет 5561, счет 5562):

· проверка полноты и своевременности отражения приобретения основных средств (счет 6540, счет 6640, счет 5561, счет 5562);

· проверка обоснованности и полноты включения дополнительных расходов по приобретению (счет 6540, счет 6640, счет 5561, счет 5562);

· проверка обоснованности и полноты включения расходов по доведению основных средств до состояния, пригодного к эксплуатации (счет 6540, счет 6640, счет 5561, счет 5562);

12. Проверка наличия фактически произведенных расходов (счет 6540, счет 6640, счет 5561, счет 5562).

13. Проверка наличия актов приемки-передачи основных средств формы ОС-1 по объектам, введенным в эксплуатацию.

14. Проверка тождественности синтетического и аналитического учета (счет 5561, счет 5570, счет 5562).

15. Проверка полноты и своевременности отражения стоимости основных средств (счет 5510, счет 5521, счет 5522, счет 5529, счет 5531, счет 5570).

16. Проверка обоснованности включения имущества в состав основных средств.

17. Проверка тождественности синтетического и аналитического учета (счет 5510, счет 5521, счет 5522, счет 5529, счет 5570, счет 5532).

18. Проверка правильности и своевременности начисления амортизации (счет 5592, счет 5593, счет 5594).

19. Установление причин списания основных средств:

· проверка реализации;

· проверка безвозмездной передачи;

· проверка выбытия;

· проверка передачи в пределах одного юридического лица.

20. Проверка отражения в бухгалтерском учете основных средств в качестве вклада в уставный фонд.

21. Проверка своевременности списания основных средств.

22. Проверка обоснованности увеличения стоимости основных средств.

23. Проверка построения аналитического учета по капитальным затратам по незавершенному строительству по элементам затрат на строительные работы и реконструкцию, на проектно-изыскательские работы.

24. Проверка наличия правоустанавливающих документов и разрешений на проведение строительства.

25. Проверка обоснованности отнесения затрат на незавершенное строительство.

26. Проверка наличия документального обоснования проведенной переоценки (договора на оказание услуг по переоценке, заключения о стоимости и т.п.).

На начало проверяемого периода производится общая проверка достоверности сальдо на отчетную дату. Детальная проверка производится сплошным методом в соответствии с объемом выборки, который определяет аудитор. Одновременно устанавливается соответствие остатка на конец и начало отчетного периода, подлежащего аудиторской проверке.

Проверка действительности и законности совершенной операции по приобретению основных средств, нематериальных активов, материалов производится путем сопоставления реквизитов, указанных в договорах, первичных и расчетных документах. Сверяются следующие реквизиты: наименование объекта, дата подписания договора, сроки оплаты и получения объектов, наименование продавца и покупателя. Проверка правильности оценки объектов производится путем сопоставления стоимости объекта по договору и стоимости, указанной в карточке аналитического учета. Дата отражения в учете объектов устанавливается по карточкам аналитического учета. Проверка правильности и своевременности отражения в бухгалтерском учете поступления объектов производится путем сопоставления взаимного контроля корреспондирующих счетов:

по формированию учетной стоимости 6540, 6640, 5561, 5562, 5570, 5403, 5510, 5521, 5522, 5529, 6530, 5600;

по правильности оприходования: 5561, 5562, 5403, 5510, 5521, 5522, 5529, 5600.

Правильность отнесения имущества к соответствующим объектам учета проверяется путем сопоставления соответствия совокупностей признаков объектов признакам инвентарного объекта учета.

Проверка своевременности оприходования объектов осуществляется путем сопоставления даты оприходования в бухгалтерском учете по лицевым счетам и в первичных документах, а также сопоставлением даты отражения объекта в учете по лицевым счетам и начала его использования в хозяйственной деятельности по актам ввода в эксплуатацию. Проверка своевременности и законности произведенных затрат, увеличивающих стоимость объектов, осуществляется по первичным учетным документам (актам выполненных работ, оказанных услуг) путем сопоставления даты, указанной в первичном документе, и даты отражения в бухгалтерском учете, а также путем сопоставления характера и сущности произведенных работ и оказанных услуг затратам, установленным законодательством.

Способы начисления амортизации и их наличие проверяется по отражению этих положений в учетной политике банка. Фактически используемые способы начисления амортизации проверяются на соответствие указанным в учетной политике.

Правильность начисления и отражения в бухгалтерском учете амортизации исходя из первоначальной стоимости и способа начисления проверяется методом арифметического контроля и сопоставлением сумм по корреспондирующим счетам 9340 и 5490, 9342 и 5592, 9323 и 5600.

Проверяется наличие приказа на создание, состав и функции комиссии по проведению амортизационной политики, а также наличие протоколов по результатам работы комиссии, соблюдение регламентов, установленных в протоколах комиссии.

Проверка законности и обоснованности выбытия объектов основных средств, нематериальных активов, материалов производится на основании полномочия и процедуры выбытия, документального оформления. Причины выбытия и целесообразность дальнейшего использования проверяется на основании протоколов или актов комиссии, приказов руководителя и (или) решений уполномоченных органов банка. Проверяется правильность документального оформления выбытия объектов. Своевременность списания проверяется путем сопоставления даты отражения выбытия в лицевых счетах с датами документов, оформляемых в связи с выбытием. Правильность списания проверяется взаимным контролем корреспондирующих счетов: 5400, 5490, 9352, 8352, 5510, 5521, 5522, 5529, 5592, 9351, 8351, 5600, 9359, 8359.

Правомерность совершения операций по переоценке проверяется путем сопоставления ведомости переоценки и операций, отражаемых в бухгалтерском учете по переоценке.

Примерный план при проведении аудита учета объектов интеллектуальной собственности (нематериальных активов) состоит из:

1. Проверки наличия охранных документов.

2. Экспертизы действительности охранных документов.

3. Проверки наличия сопутствующей документации охранному документу.

4. Сверки объекта интеллектуальной собственности с содержанием охранного документа.

5. Проверки наличия и содержания карточек аналитического учета.

6. Проверки тождественности сальдо по данным бухгалтерского учета и отчетности.

7. Установления механизма поступления.

8. Проверки приобретения объектов основных средств и нематериальных активов:

· за рубли;

· за валюту;

· безвозмездного поступления.

9. Проверки правильности формирования учетной стоимости (счет 5400).

· проверки полноты и своевременности отражения в бухгалтерском учете (счет 5400, счет 5403);

· проверки обоснованности и полноты включения дополнительных расходов по приобретению (счет 6540, счет 5403, счет 6640);

· проверки обоснованности и полноты включения расходов по доведению объектов до состояния, пригодного к эксплуатации (счет 6530, счет 6630, счет 5403).

10. Проверки наличия фактически произведенных расходов (счет 5403).

11. Проверки тождественности синтетического и аналитического учета (счет 5400, счет 6749, счет 5403).

12. Проверки полноты и своевременности отражения стоимости на соответствующих счетах (счет 5400).

13. Проверки обоснованности включения объектов интеллектуальной собственности в состав нематериальных активов (счет 5400).

14. Проверки правильности и своевременности начисления амортизации (счет 5490).

15. Установления причин списания (счет 5400, счет 6749):

· проверки реализации;

· проверки безвозмездной передачи;

· проверки списания вследствие прекращения использования;

· проверки передачи в пределах одного юридического лица.

16. Проверки отражения в бухгалтерском учете поступления лицензий на право использования (счет 6749).

17. Проверки отражения в бухгалтерском учете поступления объектов интеллектуальной собственности в качестве вклада в уставный фонд.

18. Проверки полноты и своевременности расчетов по лицензионным платежам.

19. Проверки своевременности списания.

Правомерность совершаемых операций по приобретению прав использования нематериальных активов производится путем сопоставления следующих реквизитов лицензионного договора и первичных расчетных документов: наименование объекта, дата подписания договора, наименование лицензиата и лицензиара, срок действия лицензии.

Проверка своевременности отражения в бухгалтерском учете прав на использование объектов интеллектуальной собственности производится путем сопоставления даты отражения прав на счете 6749 и даты подписания лицензионного договора.

Проверка полноты и своевременности исчисления и уплаты лицензиару платежей за право использования объектов интеллектуальной собственности осуществляется путем сопоставления условий лицензионного договора с фактически уплаченными суммами по расчетным документам. Лицензионное вознаграждение — платежи за предоставление прав на использование объектов интеллектуальной собственности, являющегося предметом лицензионного соглашения.

Лицензионные вознаграждения бывают нескольких видов:

роялти — текущие (периодические) отчисления в виде фиксированных ставок от объема реализуемой по лицензионному договору продукции (услуг) через определенные промежутки времени;

паушальный платеж — твердо зафиксированная сумма вознаграждения за предоставленные по лицензионному договору права на использование объектов интеллектуальной собственности, вне зависимости от фактических размеров реализуемой лицензионной продукции (услуг). Паушальный платеж может производится как единовременно, так и в рассрочку.

Правильность отражения в учете роялти проверяется путем сопоставления сумм на счетах учета затрат и расчетов с лицензиаром, устанавливается их тождественность фактически уплаченным суммам по расчетным документам. Правильность отражения в учете паушального платежа проверяется путем сопоставления суммы, фактически уплаченной лицензиару по расчетным документам с суммой, отнесенной на счет 6749. Правильность и своевременность списания паушального платежа производится на основании нормы списания в течение срока действия лицензионного договора исходя из периода предоставленного права пользования и размере платежа, путем сопоставления тождественности исчисленной нормы списания и фактически списанной со счета 6749 на счета учета затрат, сопоставление срока действия договора соответствию периода списания платежей.

При проведении аудита материалов можно использовать следующий примерный план:

1. Проверка наличия и содержания карточек аналитического учета.

2. Проверка соответствия сальдо по данным бухгалтерского учета и отчетности.

3. Установление механизма поступления.

4. Проверка приобретения материалов: за рубли, за валюту, безвозмездного поступления.

5. Проверка правильности формирования учетной стоимости (счет 5600):

проверка полноты и своевременности отражения в бухгалтерском учете (счет 6530, счет 5600);

проверка обоснованности и полноты включения дополнительных расходов по приобретению (счет 6530, счет 6630).

6. Проверка наличия фактически произведенных расходов (счет 6530).

7. Проверка соответствия аналитического и синтетического учета.

8. Проверка полноты и своевременности отражения стоимости на соответствующих счетах.

9. Проверка обоснованности и законности включения объектов в состав материалов.

10. Проверка правильности и своевременности начисления амортизации (счет 5600, счет 9323).

11. Установление причин списания (счет 5600).

проверка реализации

проверка безвозмездной передачи

проверка списания вследствие прекращения использования

12. Проверка своевременности списания.

Для проведения аудита расчетов банка с персоналом по оплате труда в примерный план можно включить:

1. Проверку обоснованности начисления средств по оплате труда.

2. Проверку своевременности расчетов с персоналом.

3. Проверку соответствия установленных сроков выплаты заработной платы по Коллективному договору реальным срокам расчетов.

4. Проверку соответствия начисленных средств по оплате труда штатному расписанию.

5. Проверку обоснованности предоставленных льгот по исчислению подоходного налога.

6. Проверку наличия расчетных документов по оплате труда.

Проверка полноты и своевременности начисления средств по оплате труда производится путем сопоставления данных, указанных в приказах, коллективном договоре, табеле учета рабочего времени и операций, отражаемых в бухгалтерском учете.

Для аудита проведенной банком инвентаризации составляется примерный план, который содержит следующие аудиторские процедуры:

1. Проверка наличия приказа о проведении инвентаризации.

2. Проверка соблюдения сроков проведения инвентаризации.

3. Проверка соблюдения порядка проведения инвентаризации.

4. Проверка полноты включения объектов, подлежащих инвентаризации.

5. Проверка документального оформления материалов инвентаризации.

6. Проверка достоверности отражения в бухгалтерском учете итогов инвентаризации.

Проверка законности и обоснованности отражения операций в бухгалтерском учете по результатам инвентаризации производится на основании документов оформленных по результатам проведения инвентаризации.

Источниками информации для проведения аудита учета внутрибанковских операций в соответствии с Правилом «Аудиторские доказательства» являются первичные документы, учетные регистры и формы бухгалтерской отчетности. К таким документам относятся:

· приказ «Об учетной политике».

· протоколы комиссии по установлению содержания драгоценных металлов в объектах основных средств;

· акты инвентаризации;

· приказы о назначении комиссий по инвентаризации, проведению амортизационной политики; по переоценке;

· договоры;

· карточки учета основных средств, нематериальных активов, материалов;

· ведомости начисления амортизации;

· описи карточек;

· протоколы комиссии по проведению амортизационной политики;

· акты приема-передачи;

· акты на списание;

· книги учета основных средств, нематериальных активов, материалов;

· бухгалтерские балансы;

· отчеты о прибыли и убытках;

· протоколы комиссии по проведению переоценки;

· приказы по кадрам;

· штатное расписание;

· коллективный договор;

· протоколы комиссии о назначении пособий;

· решения банка и приказы о выплате премии;

· ведомости начисления средств по оплате труда;

· лицевые счета по начислению средств по оплате труда;

· табель учета рабочего времени.

 

При аудите внутрибанковских операций проверяется:

· наличие и состояние карточек, инвентарных книг, описей;

· по формальным признакам бухгалтерские документы по учету внутрибанковских операций;

· наличие договоров и сопутствующих им документов (описаний объектов, накладных, актов);

· действительность охранных документов, подтверждающих право на использование нематериальных активов, соответствие по объему правовой охраны, по охранной территории, по срокам действия;

· отражение в балансе;

· наличие документов, подтверждающих использование имущества и нематериальных активов в деятельности банка;

· наличие документов, подтверждающих обоснованность начисления средств по оплате труда;

· наличие документов, подтверждающих проведение переоценки;

· наличие документов, подтверждающих проведение инвентаризации.

После проверки составляются ведомости, в которых отражаются результаты наличия или отсутствия вышеуказанных документов. В соответствии с Правилом «Аудиторские доказательства» ведомости являются основанием для заключения аудитора по данному вопросу.

В качестве примера ведомости отражения результатов наличия документов по инвентаризации и оплате труда можно представить в виде таблиц (таб.1, табл. 2).

 

таблица 1.

Ведомость наличия документов по инвентаризации

Название документа Наличие Отсутствие
1. Приказ о проведении инвентаризации +  
2. Приказ о создании комиссии по проведению инвентаризации +  
3. Инвентаризационная опись +  
4.Акт инвентаризации +  
5. Подписи материально-ответственных лиц, подтверждающие факт проведения проверки в их присутствии + опись №5, опись №18
6. Сличительная ведомость результатов инвентаризации    
основных средств +  
товарно-материальных ценностей +  
7. Протокол заседания инвентаризационной комиссии по результатам проведенной инвентаризации с выявлением причин недостач и излишков   -
8. Предложения комиссии об урегулировании выявленных инвентаризацией расхождений.   -
9. Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией.   -
10. Приказ об утверждении результатов инвентаризации. +  

 

 

таблица 2.

Ведомость наличия документов по оплате труда

Название документа Наличие Отсутствие
1. Коллективный договор. +  
2. Штатное расписание. +  
3. Приказы о назначении на должность.   Кассир Морозова
4. Приказы о предоставлении отпуска   Экономист Иванова
5. Приказы о премировании +  
6. Табель учета рабочего времени   Хозяйственный отдел за июнь
7. Ведомость начисления средств по оплате труда +  
8. Лицевые счета по учету средств по оплате труда   Водитель Сидоров за ноябрь

Система внутреннего контроля при аудите внутрибанковских операций состоит из процедур и методик, направленных на эффективное ведение хозяйственной деятельности, и включает надзор и проверку соблюдения требований законодательства, точность оформления и полноту наличия документации при ведении бухгалтерского учета, предотвращения ошибок и искажений, исполнения приказов и распоряжений руководства, обеспечения сохранности имущества, своевременности подготовки достоверной бухгалтерской отчетности. Она включает в себя также систему бухгалтерского учета, отдельные средства контроля и контрольную среду, которая характеризует отношение, осведомленность и практические действия руководства, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля.

Средства контроля при осуществлении операций по бухгалтерскому учету внутрибанковских операций имеют следующие цели: хозяйственные операции выполняются с разрешения руководства, отражаются в бухгалтерском учете в суммах, указанных в первичных документах и на соответствующих счетах, в надлежащий период времени, в соответствии с учетной политикой и обеспечивают подготовку достоверной отчетности; доступ к имуществу осуществляется только с разрешения уполномоченных лиц; проверка соответствия фактически имеющегося имущества отраженному в бухгалтерском учете производится в соответствии с установленной периодичностью.

Процедуры внутреннего контроля заключаются в арифметической проверке правильности бухгалтерских записей, в проведении сверок расчетов, в проверке правильности осуществления документооборота и наличия разрешительных записей руководства, в проверке осуществления мер, направленных на ограничение доступа уполномоченных лиц к имуществу, к системе ведения документации и осуществления записей на бухгалтерских счетах.

Для оценки состояния системы внутреннего контроля по внутрибанковским операциям аудитором могут быть использованы специально составленные тесты..

Таблица 15. 3.

Примерный перечень тестов для оценки системы внутреннего

контроля по внутрибанковским операциям

№ п/п Вопрос Вариант ответа Вывод о невыполнении нормативных документов
1. Имеется ли приказ о предоставлении права контрольной подписи по внутрибанковским операциям Да  
    Нет Правила организации бухгалтерс-кого учета и отчетности в банках Республики Беларусь (Постанов-ление Правления НБ РБ от 31 октября 2001 г. №288, далее Правила 288)
2. Что является первичным:    
  а)получение разрешения руководителя а)  
  б) осуществление операции б) Локальные документы банка
3. Проводятся ли сверки расчетов да  
    Нет Локальные документы банка
4. Отражение в бухгалтерском учете операций производятся на основании первичных документов да  
    нет Закон о бухгалтерском учете
5. Отражение в бухгалтерском учете операций на соответствующих счетах да  
    нет Инструкция по ведению бухгалтерского учета в банках, расположенных на территории Республики Беларусь» (Постановление Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 19.09.2005 №283)
6. Отражение в бухгалтерском учете операций в соответствии с учетной политикой да  
    нет Учетная политика
7. Своевременность отражения в бухгалтерском учете поступивших первичных документов да  
    нет Локальные документы банка
8. Соблюдение документооборота да  
    нет Локальные документы банка
9. Проведение проверок соответствия фактически имеющегося имущества отражаемому в бухгалтерском учете да  
    нет Локальные документы банка
10. Соблюдение периодичности проведения проверок, указанных в п.9. да  
    нет Локальные документы банка
11. Меры по ограничению доступа лиц к имуществу да  
    нет Локальные документы банка
12. Система ведения документации да  
    нет Локальные документы банка

 

По результатам тестов аудитор выявляет наиболее слабые стороны в системе внутреннего контроля, отмечает, на что необходимо обратить особое внимание при проверке и какие позиции подвергнуть более тщательному анализу. Аудитор определяет состав необходимых процедур для детальной проверки.

Цифровые показатели по внутрибанковским операциям, отраженные в балансе, оказывают влияние на финансовый результат деятельности банка. Но особое значение эти операции приобретают при расчете налогов, так как в соответствии с Налоговым кодексом банки, как и любые другие организации, являются налогоплательщиками.

Операции перечисленные выше оказывают влияние на расчет налоговой базы по следующим налогам и сборам:

налог на добавленную стоимость;

налог на прибыль;

подоходный налог с физических лиц;

налоги на имущество;

земельный налог;

дорожные налоги и сборы;

таможенные пошлины и сборы;

оффшорный сбор;

регистрационные и лицензионные сборы;

патентные пошлины;

налог на рекламу,

а также платежи в Фонд социальной защиты населения.

Отражение в бухгалтерском учете внутрибанковских операций является объектом налогообложения и налоговой базой, а следовательно увеличивает операционные риски. Операционные риски заключаются в неправильном определении объекта налогообложения и налоговой базы. Такие нарушения, в соответствии с налоговым кодексом, классифицируются как неисполнение налогового обязательства и влекут применение к налогоплательщику экономических санкций, которые выражаются в уплате пени, штрафа. Кроме экономических санкций должностные лица привлекаются к административной ответственности, то есть к уплате штрафа, который погашается за счет собственных средств должностного лица. Кроме того, в соответствии с Гражданским кодексом, юридическое лицо применяет к нарушителю такую меру воздействия как возмещение материального ущерба, нанесенного юридическому лицу. И в данном случае должностное лицо возмещает ущерб, уплаченный юридическим лицом в виде пени или штрафа. А в некоторых случаях должностные лица могут даже привлекаться к уголовной ответственности.

Для уменьшения операционных рисков, возникающих при совершении и отражении в бухгалтерском учете внутрибанковских операций, необходимо строго соблюдать порядок документооборота, осуществлять документальное оформление и подтверждение каждой операции первичным документом, своевременно отражать операции в бухгалтерском учете, достоверно вести налоговый учет.

Основными ошибками при проведении аудита внутрибанковских операций являются:

отсутствие документов;

отсутствие карточек аналитического учета либо недостоверное отражение информации в карточках аналитического учета;

неполное или несвоевременное отражение объекта в бухгалтерском учете;

неполное или необоснованное включение дополнительных расходов по приобретению в учетную стоимость;

несоответствие аналитического учета синтетическому;

неполное или несвоевременное отражение стоимости объекта на счетах бухгалтерского учета;

необоснованное включение в состав объектов нематериальных активов или основных средств;

несвоевременное либо неправильное начисление амортизации;

необоснованное разделение объектов на используемые или неиспользуемые в предпринимательской деятельности;

несвоевременное проведение инвентаризации;

отсутствие актов приемки-передачи основных средств при введении объектов в эксплуатацию;

несвоевременное либо необоснованное списание объектов;

необоснованное увеличение стоимости объектов;

при расчетах по оплате труда недостоверное определение источника выплаты;

недостоверное отражение в бухгалтерском учете результатов инвентаризации;

при проведении переоценки неправильное применение коэффициентов переоценки или отсутствие документального подтверждения цены объекта;

отсутствие либо неполное наличие первичных документов.

Вопросы для самопроверки:

 

1.Цель проведения проверки внутрибанковских операций.

2.Основные направления аудита внутрибанковских операций.

3.Источники информации для проведения аудита внутрибанковских операций.

4.Основные аудиторские процедуры при проведении аудита внутрибанковских операций.

5.Система внутреннего контроля по внутрибанковским операциям.

6.Риски по внутрибанковским операциям.

7.Типичные ошибки, выявленные при проверке внутрибанковских операций.