Белорусская идея», традиции национальной культуры и патриотизм

Термин «белорусская идея» используется по аналогии с философским термином «русская идея», введенным В.С. Соловьевым в 1887–1888 гг. для обозначения русского самосознании, культуры, национальной и мировой судьбы России.

В национальной белорусской идее воплощается историческое стремление белорусского народа к свободе, самостоятельности и благосостоянию, сохранению и развитию белорусской науки, белорусского языка и белорусского государства, гуманистических перспектив и гражданской ответственности за будущее страны.

Формирование белорусской идеи имеет глубинные корни и представлено как в рационализированной, социально-философской и общественно-политической форме, так и в образно-типизационном, художественно-литературном выражении. Суть ее заключается в осмыслении бытия белорусского этноса, его национальной идентичности и самости, генетических истоках исторического предназначения, идей сосуществования, основаниях уникальности, особенностях национального характера, геополитического положения и роли в глобализационных процессах современности. Становлению белорусской идеи способствовали ассимиляция духовного опыта западноевропейской и русской традиций в культуре Беларуси, социально-философские и гуманистические идеи в белорусской философии (Ф. Скорина, С. Будный, С. Полоцкий), развитие философско-белорусского самосознания в XX веке (А. Гарун, И. Абдиралович-Канчевский и др.), философско-публицистические выступления и произведения (К. Калиновский, Я. Колас, М. Богданович, Ф. Богушевич, Я. Купала, В. Ластовский). Мощная волна национального возрождения взламывает старые формы, раскрывает тайны о начале белорусской государственности, исторических событиях и личностях, «белых» пятнах национального самоутверждения и самоидентификации, утверждает величие нашего прошлого и обосновывает веру в будущее белорусского народа. Национальная идея является источником духовного обогащения, формирования гуманистического мировоззрения, высоких гражданских качеств, возрождения исторической памяти и национального самосознания, чувства гражданской гордости и патриотизма, национально-культурного возрождения Беларуси.

Белорусская национальная культура сложилась на основе культуры белорусского этноса во взаимодействии с культурами других этнических групп — русских, украинцев, литовцев и др. На протяжении всего своего развития она чувствовала влияние других культур, и сама значительно повлияла на соседние культуры.

Белорусские земли и в прямом, и в переносном смысле всегда находились на перекрестке международных дорог, влияний, интересов, культур. Это пограничье выполняло двойную функцию. С одной стороны, белорусская культура восприняла лучшие достижения восточной и западной культур, создав оригинальную и самобытную культуру. С другой стороны, постоянное нахождение в сфере различных культурно-цивилизационных влияний не дали белорусской культуре возможности до конца самоопределиться, выбрать свой путь. Белорусы не могут, в отличие от своих соседей, идентифицироваться только с одной культурной традицией. Проблема поиска своего пути развития была характерна для белорусской культуры на протяжении всей ее истории. Одним из первых сформулировал идею белорусского пути И. Абдиралович-Канчевский.

С силу особого географического положения Беларуси на стыке двух центров — западного римско-католического и восточного православно-византийского, ее территория часто подвергалась переделу. Возможно, этим объясняется то, что самоидентификация белорусов носила в основном локальных характер и основывалась больше на принадлежности к определенной территории, местности («тутэйшыя»), конфессии (православные, католики и т. д.), роду, семье, возвышаясь иногда до уровня нации и государства. Воздействие различных культур и цивилизаций затрудняло определение культурной принадлежности белорусов.

Белорусам сегодня необходимо самоопределиться, «найти самих себя», иметь довольно сил, что гарантировало бы равноправное участие в свободном обмене передовыми идеями и течениями мысли в духовной жизни восточного и западного регионов, помогло самоидентификации и формированию чувства патриотизма. Чувство патриотизма играет особую роль в формировании мировоззренческих приоритетов белорусской государственности. Патриотизм (patris — родина, отечество) — идея, чувство и действия, выражающие любовь и преданность к Родине, способствующее ее успехам во всеобщей внутренней жизни, повышению ее могущества, укреплению авторитета на международной арене. Патриотизм — осознание общности интересов людей, веками живущих в обособленных отечествах, уважение к историческому прошлому нашего народа, гордость за его достижения горечь за неудачи предков и современников, а также деятельность по созданию нового, прогрессивного. Обязательной стороной подлинного патриотизма является уважение к другим народам.

Патриотизм исключает как национальный нигилизм, так и «квазипатриотизм» — гипертрофированное представление о своей нации, противопоставляющее национальное общечеловеческому, отечественное — интернациональному. С патриотизмом несовместимы национализм, шовинизм. За этими аномалиями стоят общественные силы, интересы которых противоречат тенденции исторического прогресса. Патриотичной должна быть лишь политика, идущая из глубин нашего бытия, вырабатываемая и осуществляемая для блага людей, образующих данную политическую общность, и не в ущерб другим народам.

Сегодня приоритетными для белорусов становятся такие ценности, как белорусская государственность, культура, язык, ценности собственной истории, национальной традиции, обычаев, общечеловеческих идеалов добра, правды, справедливости, соблюдения прав человека.