Гуманистический и демократический идеалы общественной жизни белорусского народа.

Для более полного, глубокого уяснения понятия цивилизационные, мировоззренческие основы идеологии белорусского государства давайте приобщимся к таким категориям как "Менталитет", "Национальный менталитет", "Национальный характер", дополняющие ранее рассмотренные культурные, духовные ценности белорусского народа. Слово "менталитет" характеризует особенности мышления, образа жизни, мировоззрения народа. В более широком смысле латинское слово mens (mentis означает ум, образ мыслей), это глубинные черты народа, социальной группы, общности, выявляемые в ходе изучения философских, этических, культурных особенностей. Они позволяют приобщиться к глубинным чаяниям, идеям, идеалам народа. Они дают возможность выяснить, почему в тех или иных исторических условиях одни идеи были поддержаны, будоражили умы, другие, казалось, не менее значимые, остались невостребованными.

Менталитет во многом близок, как считают отдельные исследователи, синонимичен понятию "национальный характер". Профессор В.А. Мельник считает, что они все же не тождественны. "Национальный характер" это в большей степени настроение, способ жизнедеятельности, или темперамент, что также помогает раскрыть душу народа, расположенность к тем или иным идеям.

Менталитет народа, национальный характер социальной общности формируются исторически и не может быть механически привнесен извне. Прошли века, прежде чем сложилась совокупность черт, идеалов белорусов, русских, украинцев, представляющих с конца ХІІІ в. до настоящего времени единую, конфессионально сплоченную общность с особенностями языка, образа жизни, экономическими, культурными устремлениями современного этапа развития.

Отличительной чертой белорусов, влияющей и на другие составляющие менталитета, является толерантность. Несомненно на упрочении ее в характере белорусов сказались гуманистические составляющие деятельности Ф. Скорины, М. Гусовского, чья жизнь и творчество пришлись на эпоху Возрождения.

Гуманистические, демократические идеалы белорусов складывались в период Великого Княжества Литовского, Русского и Жемойтского.

В эту эпоху творили Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла, в трудах которых раскрывается прообраз идеального, справедливого государственного устройства, гуманного, просвещенного монарха, демократического общества.

И сегодня вызывает восхищение приверженность великих гуманистов, политических мыслителей к идеям народовластия, отрицательное отношение к войнам, насилию вообще.

В наши дни мы упрочиваем такие демократические формы как референдум, разделение властей, избрание руководителей государств. Исследования показывают, что предки белорусов в течение ХІІ – ХІІІ вв. использовали для решения общих дел такую форму, как вече, избрали князя, нередко сменяли его у власти, легитимизируя, объявляя, говоря современным языком, ему импичмент.

Характеристикой гуманистической, демократической направленности идеалов Беларуси являются статуты ВКЛ. Это были действующие документы. Даже в наше время правоведы отмечают их исключительный профессионализм. Они подготовлены на основе такого правового документа, как "Русская правда" Ярослава Мудрого, что еще раз говорит об общности наших национальных корней и идеалов, только, как отмечал Максим Богданович, наши народы "длительное время жили порознь и так получилось из них три разных русских народа: у каждого свое название, своя речь, свои песни, своя одежда".

Обобщено назовем характерные черты, свойственные менталитету белорусов:

– свободолюбие, патриотизм;

– приверженность идеалам социального равенства и справедливости;

– трудолюбие;

– коллективизм и индивидуализм;

– миролюбие;

– конформизм (приспособленчество);

– любовь к родной земле;

– готовность жертвенно защищать ее;

– упорство в достижении цели;

– чувство национального достоинства.

Лучшие указанные черты в полную силу проявляются сегодня, в период новых направлений развития Беларуси. В этом ярко высвечивается динамизм обновления всех сфер белорусского общества, в первую очередь в осуществлении национально-государственных идей.

…12…