Ребенок до смены зубов
Томск
Год
Встречи с людьми, участие в семинарах, организация обучающих групп родителей, студентов, педагогов привели к тому, что необходимо стало создать доступные и популярные тексты для дальнейшего ознакомления с вальдорфской педагогикой. Не всем доступна методическая, дидактическая и специальная литература. Эти беседы получались отдельными брошюрками. Первая - дошкольное детство. Потом, через некоторое время, следующая. Вносились дополнения, редактировался текст. И, по-прежнему, я считаю, что необходимо работать с подлинниками. Однако предлагаю для начального ознакомления эту работу с рисунками моих трех детей, когда они были маленькими. Я перечитала сборник - вновь хочется что-то добавить, исправить. Этот процесс бесконечен - давайте открывать мир ребенка, себя и окружающий мир ВМЕСТЕ!
Галина Райнина.
Содержание:
Часть: СВОБОДНОЕ РАЗВИТИЕ (дошкольное детство)
* Ребенок до смены зубов
* Наследственность и индивидуальность
* Сущность и значение подражания
* Детские игры
* Физически-телесное развитие
* Образный мир сказок
Часть: ПЕДАГОГИКА РАЗВИТИЯ
* Исходные принципы дидактики
* Внутренняя подготовка учителя
* Влияние темперамента учителя на ребенка
* Вопрос воспитания как социальный вопрос
Часть: ПЕДАГОГИКА ТВОРЧЕСТВА (школьный возраст)
* Школа жизни
* Особенности школьного возраста
* Цель и задачи воспитания и обучения
* Возможности урока
* Условия становления школы
Часть: ПЕДАГОГИКА ЛЮБВИ (возраст подростка)
* Время перемен
* Рождение человека
* Долг
* Смысл жизни
* Пора любви
* Развитие личности
Часть: ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ (лечебная педагогика)
* Основные положения
* О нарушениях развития у детей
* Дети с особенностями развития
* Классификация состояний детей
* Дети с затрудненным вдохом или выдохом
* Нарушения чтения и письма (легастения)
* Утренний и вечерний ребенок
* Способность к обучению
* Проблемы зависимости
* Беспокойный ребенок (гипервозбудимость)
* Проблемы поведения
* Факторы развития. Окружающий мир детей
* Педагогика - искусство
* Искусство как лекарство
Приложение 1. Дневник наблюдений Г. Райниной - 1 класс
Приложение 2. Урок о фиалке
Приложение 3. Развитие человека (детство) - схема
Список литературы
Часть: СВОБОДНОЕ РАЗВИТИЕ
(дошкольное детство)
Ребенок до смены зубов
Ребенок в дошкольном возрасте является целостным существом. Исходя из трёхчленности человеческой природы (телесность, душевность, духовность), мы можем сказать, что эти три члена человека приобретают дифференциацию лишь в поздние годы. До смены зубов ребенка можно представлять как единый орган чувств. Все его душевные переживания подобны восприятиям, в том числе и впечатления от окружающих людей. Когда в присутствии ребенка мы бываем медлительны, обнаруживая душевную вялость, или наоборот, развиваем бурную деятельность, обнаруживая стремительность наших душевных движений, это воспринимается ребенком с той же интенсивностью, с какой органы чувств воспринимают воздействующие на них внешние раздражения. Весь ребенок в целом - это орган чувств. Орган чувства у него как бы растянут на весь организм. Цветовые впечатления глубоко связываются у него с ритмом дыхания и влияют на кровообращение. Всё тело ребенка, подобно органу чувств рефлекторно реагирует на то, что происходит в окружении.
В случае обучения и воспитания детей дошкольного возраста достаточно мало значения имеет то, чему учился или что знает взрослый. В этом случае наибольшее значение имеет то, какой это человек, какое впечатление получает от него ребенок, и может ли ребенок ему подражать. Поэтому чрезвычайно важно учиться читать в ребенке. Настоящее, практическое, ориентированное на развитие тела, души и духа, познание, является нашим наставником в этом чтении.
Первые семь лет жизни, до смены зубов, являются важнейшими для всего дальнейшего развития человека. Подражая, ребенок внутренне воспроизводит всё окружающее его. Именно с помощью подражания надо учиться в первые годы жизни.
Если в то, что таким образом осваивает ребенок, воспитатель начинает вводить что-то от себя и не понимает, что естеству человека, которое в это время должно быть предоставлено самому себе, может оказываться лишь помощь, - человеческую организацию такой педагог может покалечить на всю жизнь. Это происходит, когда мы понуждаем ребенка ходить, говорить, что-то делать. Причем особый ущерб будет причинен его старости!
Ребенок впечатлителен не только к поступкам взрослых, но так же и к их чувствам, переживаниям, особенно к их мыслям, моральным побуждениям. Ребенок ощущает так же и то, что мы думаем! Поэтому важно, чтобы находясь рядом с ребенком, родители и воспитатели не только не допускали ничего внешне неподобающего, но чтобы в самих своих мыслях и чувствах они были внутренне чисты, внутренне моральны. В воспитании дошкольника окружение является важнейшим фактором.