ВЫБОР НОРМИРУЕМЫХ ЗНАЧЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УСТАНОВОК НАРУЖНОГО ОСВЕЩЕНИЯ (УНО)

10.1. Нормы, регламентирующие количественные и качественные показатели наружного освещения, должны приниматься одинаковыми при любых типах источников света в соответствии с указаниями СНиП II-4-79 и обеспечиваться при любых типах дорожного покрытия.

10.2. Для улучшения параметров наружных ОУ магистральных улиц и скоростных дорог их проектирование рекомендуется по возможности выполнять комплексно с проектированием дорожного покрытия, предусматривая на этих объектах:

укладку шероховатого или осветленного шероховатого покрытия с дорсилом в населенных пунктах с повышенным количеством жидких атмосферных осадков (см. п. 10.9);

укладку осветленного шероховатого покрытия с дорсилом в транспортных тоннелях, на улицах, дорогах и площадях категории А с нормированной средней яркостью покрытия 1,2-1,6 кд/м2.

Примечание. В качестве осветляющих добавок помимо дорсила могут использоваться естественные каменные материалы - природный кварц, высокопрочный известняк и т.п.

Рис. 110. Схемы размещения светильников на улицах и дорогах

а - однорядная односторонняя; б - двухрядная шахматная; в - двухрядная прямоугольная; г - двухрядная прямоугольная по оси улицы или дороги; д - двухрядная прямоугольная по осям движения; е - осевая

10.3.На улицах с разделительной полосой и тремя полосами движения в одном направлении рекомендуется укладывать осветленное шероховатое дорожное покрытие в следующем процентном соотношении: ближайшая полоса к линии расположения светильников должна содержать дорсила 33%; вторая полоса - 38%, третья - 43%, что дает возможность снизить установленную мощность до 25% и повысить равномерность распределения яркости на 40% по сравнению с шероховатым асфальтобетоном.

10.4. Для расчета средней яркости шероховатого осветленного покрытия с дорсилом рекомендуется применять коэффициенты использования светильников при шероховатом покрытии увеличенные: в 1,2 раза - при содержании дорсила в смеси 33%; в 1,4 раза - при 38%; в 1,6 раза - при 43%.

10.5. Светильники на улицах и дорогах рекомендуется, как правило, располагать в соответствии со схемами, приведенными на рис. 110. При этом по условиям обеспечения нормируемой равномерности распределения яркости или освещенности дорожного покрытия рекомендуется применять следующие схемы:

одностороннюю а при ширине проезжей части до 12 м;

двухрядную шахматную б - при ширине проезжей части до 18 м;

двухрядную прямоугольную в - при ширине проезжей части до 32 м;

двухрядную по оси улицы или дороги г - при ширине проезжей части до 12 м в одном направлении;

двухрядную прямоугольную по осям движения д - при ширине проезжей части до 36 м;

осевую е - при ширине проезжей части до 18 м.

Приведенные максимальные значения ширины проезжей части, допустимые для различных схем расположения светильников, являются ориентировочными и не исключают необходимости проверочного расчета равномерности распределения яркости или освещенности.

Отношение шага светильников к высоте их подвеса на улицах и дорогах всех категорий должно быть не более 5:1 при односторонней (а), осевой (е) или прямоугольной (б) схемах размещения светильников и не более 7:1 - при шахматной (б) схеме.

10.6.На закруглениях улиц и дорог с радиусом в плане по оси проезжей части от 60 до 250 м светильники при одностороннем их расположении должны, как правило, размещаться по внешней стороне дороги в соответствии с рис. 111, а. При невозможности размещения светильников по внешней стороне закругления допускается расположение опор по внутренней стороне с дополнительным уменьшением шага светильников согласно рис. 111, б.

При наличии на улицах и дорогах категорий А и Б продольных уклонов свыше 40% рекомендуется на длине уклона уменьшать принятый для ОУ шаг светильников на 10-15%.

Рис. 111. Схемы размещения светильников на закруглениях улиц и дорог

а - по внешней стороне дороги; б - то же, по внутренней

Рис. 112. Схемы размещения светильников

Ш - автоматический шлагбаум а и б - на железнодорожных переездах; в - на пешеходном переходе

Рис. 113. Схемы размещения светильников на пересечениях в одном уровне

1, 2 - дополнительные светильники а, б, д - на четырехсторонних пересечениях; в, г - на примыканиях

10.7. Освещение железнодорожных переездов и пешеходных переходов в одном уровне, как правило, должно обеспечиваться светильниками, размещаемыми по схеме рис. 112.

При числе пересекаемых железнодорожных путей свыше четырех, ОУ переезда в пределах путей должна быть дополнена светильниками или прожекторами ОУ железной дороги.

10.8. Пересечения улиц и дорог в одном уровне, следует освещать в соответствии со схемами, приведенными на рис. 113. При одностороннем расположении светильников на обеих пересекающихся улицах в зоне перекрестка (рис. 113, а) необходимо устанавливать не менее двух дополнительных светильников.

На примыканиях улиц (рис. 113, в и 113, г) один из светильников основной улицы или дороги независимо от схемы расположения светильников на ней должен размещаться на противоположной стороне перекрестка по линии зрения подъезжающего водителя.

10.9. В проектах освещения улиц и дорог категорий А и Б с интенсивностью движения свыше 1000 ед/ч, городов и поселков со средним количеством жидких атмосферных осадков свыше 600 мм в год (прил. 2) целесообразно учитывать особенности отражения света влажными дорожными покрытиями, предусматривая:

применение светильников, имеющих полуширокую или широкую с направлением максимальной силы света не более 60° кривую силы света в вертикальной плоскости и боковой тип кривой в горизонтальной плоскости, если отношение ширины проезжей части к высоте установки светильников bу/hсв>0,5 при одностороннем и bу/hсв³1,5 - при двухстороннем их расположении;

установку светильников под углом не более 15° к горизонту;

применение, как правило, шахматной или прямоугольной двухрядных схем расположения при bу/hсв>1,0;

окрашивание цокольной части опор белой краской.

На указанных улицах и дорогах не допускается использовать венчающие светильники с синусной кривой силы света в вертикальной плоскости.

Если количество жидких осадков превышает 700 мм в год, а интенсивность движения на указанных категориях улиц и дорог превышает 2000 ед/ч, в дополнение к указанным мерам следует, как правило, предусматривать установку двухламповых светильников или двух светильников на опоре с целью работы одного светильника на каждой опоре при снижении освещенности в ночное время. Во всех установках с прямоугольным или двухрядным прямоугольным по оси движения размещением светильников не допускается отключение в ночное время двух светильников, расположенных на одной линии вдоль или поперек оси дороги.

10.10. Яркость водяных струй, являющихся главным архитектурным элементом фонтана, в наиболее ярком месте следует принимать не менее 300 кд/м2. При этом отношение суммарной мощности погруженных в воду осветителей к суммарной мощности насосов фонтана должно приниматься не менее: при высоте струи до 3 м - 0,7; от 3 до 5 м - 1,0; свыше 5 м - 2,0.

10.11. Среднюю яркость транспарантной светящейся панели следует принимать не менее 300 кд/м2, при этом отношение максимальной яркости к минимальной должно быть не свыше 3:1.

10.12. Среднюю освещенность поверхности освещаемой афиши, плаката или стенда следует принимать в пределах 400-1000 и 250-400 лк при коэффициентах отражения полотна соответственно 0,5-0,2 и 0,8-0,5. Отношение максимальной освещенности полотна к минимальной должно быть не свыше 5:1.

10.13. Максимальная яркость рекламного знака в наиболее ярком месте не должна превышать значений, приведенных в табл. 86.

Таблица 86

Площадь рекламного знака, м2 Значение максимальной яркости знака, кд/м2, на улицах и площадях категорий
А и Б В
Менее 1
От 1 до 5
Свыше 5

10.14. Все части газосветных установок, расположенные вне витрин, должны находиться на высоте не менее 3 м над уровнем дороги и не менее 0,5 м - над поверхностями крыш и других строительных конструкций.

Наименьшая высота расположения источников света в установках световой рекламы должна соответствовать данным, приведенным в табл. 87.