Батарея методик для изучения эмоциональной сферы детей

Батарея методик взята из книги Л. С. Цветковой (1988) и представляет собой программу изучения различных сторон эмоциональной сферы дошкольников, в том числе и с аномальным развитием.

Тесты Материал Инструкции Анализ ошибок
Восприятие и Сюжетные картинки Скажи, это веселая Исследуется состо-
оценка различного эмоциональ- или грустная яние эмоциональ-
эмоционального ного содржания картинка? Почему? ных отношений, их
содержания:   Эти картинки по- развитость, адек-
а) картин   хожи или это одна и ватность, неадек-
  1. «В последний путь» та же картинка? ватность, уплощен-
  Перова   ность, негативизм,
  2. «Тройка» Перова   эйфория, вязкость. Исследуется состо-
      яние глубинных структур мозга,
б) ситуации Ты идешь по улице и Как ты к этому от- лобных и височных
  вдруг видишь, как носишься? Тебе ве- сбластей левого и
  автобус раздавил собаку село? Грустно? Тебе все равно? правого полушария

Приложение

Тесты Материал Инструкции Анализ ошибок
Исследование сопереживания Картинки, вызывающие сострадание: «Опять двойка», «Последняя весна» П. Клодта и др. Скажи, что здесь нарисовано? Веселое или грустное событие? Как ты к этому относишься? Тебе весело? Грустно? Или все равно?  
Отношение к родным и близким Картинки: женщины, мужчины, девочки, мальчики, собаки и др. Представь себе, что это портрет твоей мамы, папы, сестры, брата, а это просто мальчик, дядя, собака. Разложи картинки так, чтобы на месте была картинка того, кого ты больше всех любишь, а затем следующую, кого ты тоже любишь, но уже немножко меньше и т. д. Последней положи картинку того, кого ты совсем не любишь. А куда положить твою фотографию? Исследуется сформированность системы эмоциональных отношений
Связь эмоциональных состояний с мимикой Картинки-схемы (хамеры). Лица без рта Дорисуй рот в каждой картинке: 1) чтобы человек был веселый; 2) грустный; 3) плачет; 4) не веселый и не грустный. Исследуется восприятие и эмоциональное состояние других людей - невербальное общение; соотнесение эмоций с мимикой лица

Приложен™ 621

Воспроизведение   Нарисуй что-ни- Исследуется
эмоций   будь веселое, ра- воспроизведение
    достное. А теперь- эмоций, связь ми-
    печальное, нерадостное. Покажи на мики с эмоциями
    лице радость, печаль,горе