Понятие роста и развития.

Вопросы для самоподготовки.

 

1. Понятие роста и развития.

2. Закономерности роста и развития.

3. Возрастная периодизация.

4. Понятие физического развития.

5. Методика антропометрических измерений.

6. Методы оценки физического развития

 

Базовая информация.

 

Понятие роста и развития.

Процессы роста и развития являются общебиологическими свойствами живой материи. У любого живого организма, в том числе и человека, они начинаются с момента оплодотворения яйцеклетки, и представляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей его жизни и заключающийся в изменении количественных и качественных характеристик организма.

Под ростом понимается количественное увеличение массы тканей и органов, сопровождающееся изменением числа их клеток или их размеров, за счет поступающих в организм веществ. В процессе роста увеличиваются число клеток, телесная масса и антропометрические показатели. В одних органах, таких, как кости, легкие, рост осуществляется преимущественно за счет увеличения числа клеток; в других (мышцы, нервная ткань) преобладают процессы увеличения размеров самих клеток. Такое определение процесса роста исключает те изменения массы и размеров тела, которые могут быть обусловлены жироотложением илизадержкой воды. Более точный показатель роста организма – это повышение в нем общего количества белка и увеличение размеров костей.

Развитие - это качественное изменение, дифференцировка органов и тканей, их функциональное совершенствование, появление новых функций приводящих к повышению уровней сложности организации и взаимодействия всех его систем как между собой, так и с внешней средой. Рост и развитие находятся в диалектическом единстве, они взаимосвязаны и взаимообусловлены, это две стороны единого процесса жизнедеятельности организма, в основе которого лежит обмен веществ и энергии.

Развитие включает в себя три основных фактора: рост, дифференцировку органов и тканей и формообразование, (приобретение организмом характерных, присущих ему форм). Они находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Жизненный цикл человека можно условно разделить на три этапа: созревание, зрелый возраст старение. Провести хронологическую границу перехода организма от одного этапа к другому можно на основе изучения особенностей его роста, развития и взаимодействия с окружающей (в том числе и социальной) средой. Основные процессы роста и развития происходят на этапе созревания, который характеризуется, прежде всего, достижением половой зрелости, способности организма и возможности выполнения детородной функции, что обеспечивает сохранение вида. В сохранении вида следует видеть биологический смысл индивидуального роста и развития любого живого существа, в том числе и человека.

Однако было бы ошибкой судить о зрелости человека только по степени полового развития. Не менее важный признак - готовность к осуществлению социальных функций, трудовой и творческой деятельности в интересах общества. И в этом следует видеть социально-общественный смысл развития индивида.

Развитие организма протекает по определенным законам и характеризуется специфическими показателями на каждом возрастном этапе. Наличие возрастных особенностей в строении или деятельности тех или иных физиологических систем ни в коей мере не может являться свидетельством неполноценности организма ребенка на отдельных возрастных этапах. Именно комплексом подобных особенностей характеризуется тот или другой возраст. Физиологическая характеристика или оценка этих комплексов может характеризовать уровень развития организма.

На всем этапе созревания (от момента рождения до полной зрелости) рост и развитие организма протекают в соответствии с объективно существующими законами. При этом выявляются следующие закономерности:

· неравномерность темпа роста и развития;

· неодновременность роста и развития отдельных органов и систем;

· обусловленность роста и развития полом;

· биологическая надежность функциональных систем и организма в целом;

· обусловленность процессов как генетическими, так и средовыми факторами;

· акселерация.

Знание указанных закономерностей крайне необходимо всем кто организует и контролирует деятельность ребенка для нормального функционирования его организма, отдельных органов и систем, а также их взаимосвязи друг с другом и единства с внешней средой. Закономерности роста и развития организма являются теоретической основой гигиенического нормирования факторов окружающей среды для детей и подростков.