Составляем рассказ по серии сюжетных картинок

Воробьёва Т. А.

В75 Составляем рассказ по серии сюжетных картинок. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010. — 96 с: ил. — (Серия «Уроки логопеда»).

ISBN978-5-407-00051-8

Книга представляет собой пособие по развитию речи детей 4—6 лет, где им предлагается составить рассказ по серии сюжетных картинок. Для детей и родителей, логопедов и педагогов.

УДК376 ББК74.3

Воробьёва Татьяна Анатольевна

Составляем рассказ по серии сюжетных картинок

Редактор Ф. Волох

Дизайн серии А. Малахов

Художник О. Анциферова

Обложка Е. Савик, 3. Смирнова

Корректоры Е. Караванова, Н. Андрианова

Верстка М. Цветова

Подписано в печать 28.01.10. Формат 84 х 1081/16. Печать офсетная. Гарнитура Прагматика. Усл. печ. л. 10,08. Тираж 6000 экз. Заказ №20830.

ООО «Издательский Дом „Литера"» 192131, Санкт-Петербург, Ивановская ул., 24

Отпечатано по технологии CtP в ОАО «Печатный двор» им. А. М. Горького 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15

© Воробьёва Т. А., 2010
ISBN 978-5-407-00051-8© Издательский Дом «Литера», 2010


Уважаемые взрослые!

Формирование правильной, грамотной речи — одна из основных задач при подготовке детей к школе. Большое внимание этому уделяется в детском дошкольном учреждении. Немаловажную роль в этом вопросе играет семья. Ребёнок с хорошо развитой связной речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, правильно и чётко сформулировать вопрос, договориться со сверстниками в детском саду и школе. И наоборот, неясная речь, скудный словарный запас весьма затрудняют общение со сверстниками и взрослыми и нередко накладывают тяжёлый отпечаток на характер ребёнка.

В 6—7 лет дети с недостаточно развитой речью уже обычно осознают свои трудности, болезненно ощущают их, становятся замкнутыми, застенчивыми, а некоторые — раздражительными. В семье часто ребёнка понимают с полуслова, и он не испытывает трудностей, даже если у него есть проблемы с речью. Однако постепенно круг общения ребёнка расширяется, и очень важно, чтобы его хорошо понимали окружающие.

Следовательно, чем раньше (но в соответствии с возрастными возможностями) мы поможем ему в овладении нормами грамотной речи, тем увереннее он будет себя чувствовать.

Ещё острее встаёт вопрос с развитием речи в школе, где недостатки устной и письменной речи могут привести к специфическим нарушениям чтения (дислексия) и письма (дисграфия), коррекция которых требует серьёзной работы логопеда.

Наша книга представляет собой пособие для развития речи детей 4—6 лет, где им предлагается составить рассказ по серии сюжетных картинок. В книге представлены серии из двух, трёх, четырёх и пяти картинок.

Серии сюжетных картинок могут использоваться логопедами, дефектологами и психологами также для тестирования детей.

Пособие объединено темой «Моя семья». И это не случайно, так как именно в последние годы наше государство уделяет большое внимание поддержке семьи, материнства и детства и эта тема наиболее близка и понятна ребёнку.

В книге 184 картинки: 18 комплектов из двух картинок, 17 комплектов из трёх картинок, ^комплектов из четырёх картинок и 9 комплектов из пяти картинок. Перед началом работы все картинки нужно вырезать и распределить по комплектам и сериям.

Для этого на оборотной стороне каждой картинки помещено название серии и номер картинки. Например: серия из двух картинок «Здравствуй, малыш!» будет обозначена так: 111 а (первая картинка) и 111 б (вторая картинка). Римские цифры обозначают количество картинок в серии (соответственно будет II, III, IV и V), арабские цифры — номер комплекта, буквы — порядок следования внутри комплекта.

Также на обороте картинки даны опорные слова, обращаясь к которым можно составить рассказ; помочь ребёнку, если возникнут сложности в подборе слов для рассказа.

Опорные слова — это имена существительные, глаголы и имена прилагательные.

Опорные слова помогут расширить словарный запас детей. Следует помнить, что эти слова не являются догмой. Творчество и фантазия ребёнка только приветствуются. Во время составления рассказов по сюжетным картинкам дети усваивают новые слова, закрепляют их в речи, учатся строить предложения, развивают связную речь, логику, мышление.

Работа по сюжетным картинкам проводится преимущественно в устной форме, но с их помощью в школе можно проводить письменные работы (изложения, сочинения).

Работа по серии сюжетных картинок многообразна.

Сначала мы рекомендуем предложить ребёнку картинки со знакомыми сюжетами. Начинайте с серии, состоящей из двух картинок.

Постепенно переходите к более сложным сериям: из трёх, четырёх и пяти картинок.

Картинки раскладываются перед ребёнком произвольно. Ребёнку предлагается ответить на вопрос: «Посмотри, подумай, где первая картинка, а где вторая?» Другой вариант: «Посмотри, подумай, что было сначала, а что было потом?» Если ребёнок разложил картинки верно, то обязательно похвалите его. Если же он затрудняется, то помогите ему наводящими вопросами.

В некоторых сериях логика рассказа не нарушается от перестановки двух картинок (например, картинки IV Зг и IV Зд или картинки (112а, I1126 и И 12в).

Если ребёнок поменял картинки местами, но обосновал это и рассказ не потерял своей последовательности, то согласитесь с ним.

После того как ребёнок верно определил последовательность картинок, предложите ему составить рассказ сначала по первой картинке, затем по второй. Далее рассказы можно объединить в одно целое.

Используйте опорные слова. Помните, что дети легче употребляют в своей речи имена существительные и затрудняются в подборе имён прилагательных и глаголов. Терпеливо знакомьте ребёнка с новыми словами, объясняйте их значение.

Название каждой серии картинок, предложенное автором, условно. Предложите ребёнку после составления рассказа придумать своё название.

Для развития воображения, фантазии полезно также следующее задание: составьте рассказ, а затем предложите ребёнку придумать его продолжение.

В особо сложных случаях вы сами раскладываете картинки, а ребёнок только вам помогает. Затем вы сами рассказываете по картинкам, а он слушает. После ответов на вопросы по каждой картинке, ребёнок рассказывает, используя ваш образец и прибегая к вашей помощи.

Вы можете сами разложить картинки, намеренно нарушив их последовательность, и попросить ребёнка помочь вам. «По-моему, я неправильно разложил(а) картинки. Посмотри, помоги мне найти ошибку, исправь её».

Советуем вам обращать внимание на детали, изображённые на картинке. Например: на картинке III 5a изображены часы. Вы можете вместе с ребёнком определить, в котором часу мальчик проснулся, когда делает зарядку.

Картинки IV 8а—в помогут детям выучить и закрепить названия предметов зимней одежды. После составления рассказа по картинкам IV 10а, б вы можете попросить ребёнка назвать домашних животных, побеседовать о том, какую пользу они приносят.

Развитие связной речи с использованием сюжетных картинок — это только один из видов работы по развитию речи, который не предполагает коррекции звукопроизношения.

Если ваш ребёнок серьёзно отстаёт в речевом развитии и у него нарушено произношение, мы советуем вам как можно раньше обратиться к логопеду.

Старайтесь не принуждать ребёнка к работе по сюжетным картинкам. Делайте это в игровой форме. Предложите ему рассказать интересную историю любимой кукле или мишке.

Если картинки используются индивидуально, то ребёнок может их раскрашивать.

Чаще хвалите своего сына или дочь, радуйтесь их успехам.

Желаем вам интересных занятий и успехов!




Здравствуй, малыш!

II 1а

Существительные:семья, мама, папа, бабушка, дедушка, брат, малыш, фотограф, роддом, сын, дочь, внук.

Глаголы:встречать, рождаться, фотографироваться, ехать, знакомиться, радоваться.

Прилагательные:маленький, новорождённый (малыш), радостный, заботливый.

Здравствуй, малыш!

II 1б

Существительные:дом, кроватка, фотоаппарат, фотография, стена, комната, лицо.

Глаголы:лежать, играть, смотреть, радоваться, висеть, любить, заботиться.

Прилагательные:весёлый, здоровый, любимый, маленький, заботливый.