Занятие 1

Цели. Развивать навыки фразовой речи. Знакомить детей с предметами труда, их названиями и назначением. Обогащать активный словарный запас детей. Учить отвечать на вопросы; внимательно вслушиваться в рифмованные инструкции воспитателя, правильно их выполнять и рассказывать о проделанной работе.

Наглядный материал. Предметы труда, сюжетные картинки по теме.

Ход занятия

Игра «Для чего нужен предмет?»

Воспитатель по очереди показывает предметы труда и спрашивает у детей, как они называются и для чего нужны. Дети отвечают хором (при необходимости воспитатель помогает), а педагог показывает, как пользуются тем или иным предметом.

Лопатой копают землю.

Молотком забивают гвозди.

Ножницами режут бумагу.

Веником подметают пол. Совком убирают мусор. Кисточкой рисуют картинки. Лейкой поливают цветы, огород.

Игра «На предметы посмотри»

Воспитатель сообщает детям, что сейчас они будут наводить в группе порядок: нужно убрать все предметы на свои места. Педагог по очереди обращается к каждому ребенку с инструкцией:

На предметы посмотри

И лопату убери.

На предметы посмотри

И молоток убери.

На предметы посмотри

И ножницы убери.

Вызванный ребенок убирает названный предмет и комментирует свои действия: «Я убрал лопату (молоток, ножницы)».

Занятие 2

Цели. Развивать навыки фразовой речи. Закреплять знания детей по теме. Учить правильно употреблять глаголы в будущем времени. Ввести в пассивный словарь, а по возможности и в активный наречия высоко, низко, далеко, близко. Учить детей заучивать четверостишие наизусть; сопровождать игру речью. Развивать пространственное восприятие.

Наглядный материал. Кукла; предметы труда.

Ход занятия

Игра «Что будет делать кукла?»

Воспитатель показывает детям куклу и сообщает, что сейчас она будет работать на огороде. Педагог берет лейку и спрашивает у малышей, что будет делать кукла. Дети отвечают хором: «Кукла будет поливать». Воспитатель берет следующий предмет и задает тот же вопрос.

Игра «Я иду, иду, иду»

См. тематический цикл «Дом и предметы быта» (занятие 2).

Игра «Где предметы?»

Воспитатель раскладывает предметы в соответствии с содержанием четверостишия: карандаш кладет на верхнюю полку, кисточку —на нижнюю, ножницы — на стол, лопату ставит в угол. Педагог проговаривает текст, жестом указывая на каждый предмет. Затем дети повторяют четверостишие несколько раз вместе с воспитателем.

Карандаш высоко.

Кисточка низко,

Лопата далеко,

А ножницы близко.