Занятие 1

Цели. Развивать навыки фразовой речи. Обогащать активный словарный запас детей. Способствовать усвоению обобщающего понятия посуда. Учить детей вслушиваться в рифмованную речь воспитателя и повторять текст; выполнять двухступенчатые инструкции педагога.

Наглядный материал. Посуда: вилка, ложка, нож, половник, крышка, тарелка, стакан, чашка, блюдце; таз.

Ход занятия

Игра «Мы посуду называем»

Воспитатель выставляет на столе посуду и предлагает детям назвать ее. Затем он несколько раз проговаривает рифмовку, побуждая детей к повторению.

Мы с посудою играем,

Мы посуду называем:

Вот вилка, вот ложка,

Вот нож, вот поварешка,

Вот крышка, вот тарелка,

Вот стакан, а в нем салфетка;

Вот чашка, вот блюдце...

Осторожно, они бьются.

Педагог еще раз уточняет, что вилка, ложка, нож, половник, крышка, тарелка, стакан, чашка, блюдце — это посуда, что она нужна для еды и приготовления пищи.

Игра «Соберем посуду»

Воспитатель объясняет детям, что после еды посуду нужно убирать со стола. Он предлагает малышам в тазик собрать со стола посуду. Педагог по очереди вызывает детей и произносит инструкцию, например:

Маша, вилку возьми

И в тазик положи.

Ребенок выполняет действия, а остальные дети комментируют:

Маша вилку берет

И в тазик кладет.

Ваня ложку берет

И в тазик кладет.

Таня ножик берет

И в тазик кладет.

Занятие 2

Цели. Развивать навыки фразовой речи. Закреплять словарь по теме. Учить различать количество предметов, способствовать усвоению понятий один, два, много, ни одного. Учить детей вслушиваться в рифмованную речь воспитателя и запоминать короткий текст; координировать речь с движениями.

Наглядный материал. Ложки, чашка, вилка, стакан, крышка, блюдце.

Ход занятия

Игра «Сколько ложек?»

Воспитатель раздает детям ложки (кому одну, кому две, кому много, а кому — ни одной) и предлагает сосчитать их.

У Маши — одна ложка.

У Коли — две ложки.

У Вовы — много ложек.

А у Миши — ни одной ложки.

У Лены — одна ложка.

У Кости — две ложки.

У Светы — много ложек.

А у Даши — ни одной ложки. И так далее.

Речевая подвижная игра «Я иду, иду, иду»

Воспитатель расставляет на столе посуду и произносит четверостишие. Одновременно он выполняет описываемые в нем действия. Затем каждый ребенок повторяет упражнение, но с другими предметами.

Я иду, иду, иду,

Я к чашке подойду,

Я чашку возьму

И вверх подниму.