Занятие 1
Цели. Развивать навыки фразовой речи. Обогащать активный словарный запас детей. Способствовать усвоению обобщающего понятия посуда. Учить детей вслушиваться в рифмованную речь воспитателя и повторять текст; выполнять двухступенчатые инструкции педагога.
Наглядный материал. Посуда: вилка, ложка, нож, половник, крышка, тарелка, стакан, чашка, блюдце; таз.
Ход занятия
Игра «Мы посуду называем»
Воспитатель выставляет на столе посуду и предлагает детям назвать ее. Затем он несколько раз проговаривает рифмовку, побуждая детей к повторению.
Мы с посудою играем,
Мы посуду называем:
Вот вилка, вот ложка,
Вот нож, вот поварешка,
Вот крышка, вот тарелка,
Вот стакан, а в нем салфетка;
Вот чашка, вот блюдце...
Осторожно, они бьются.
Педагог еще раз уточняет, что вилка, ложка, нож, половник, крышка, тарелка, стакан, чашка, блюдце — это посуда, что она нужна для еды и приготовления пищи.
Игра «Соберем посуду»
Воспитатель объясняет детям, что после еды посуду нужно убирать со стола. Он предлагает малышам в тазик собрать со стола посуду. Педагог по очереди вызывает детей и произносит инструкцию, например:
Маша, вилку возьми
И в тазик положи.
Ребенок выполняет действия, а остальные дети комментируют:
Маша вилку берет
И в тазик кладет.
Ваня ложку берет
И в тазик кладет.
Таня ножик берет
И в тазик кладет.
Занятие 2
Цели. Развивать навыки фразовой речи. Закреплять словарь по теме. Учить различать количество предметов, способствовать усвоению понятий один, два, много, ни одного. Учить детей вслушиваться в рифмованную речь воспитателя и запоминать короткий текст; координировать речь с движениями.
Наглядный материал. Ложки, чашка, вилка, стакан, крышка, блюдце.
Ход занятия
Игра «Сколько ложек?»
Воспитатель раздает детям ложки (кому одну, кому две, кому много, а кому — ни одной) и предлагает сосчитать их.
У Маши — одна ложка.
У Коли — две ложки.
У Вовы — много ложек.
А у Миши — ни одной ложки.
У Лены — одна ложка.
У Кости — две ложки.
У Светы — много ложек.
А у Даши — ни одной ложки. И так далее.
Речевая подвижная игра «Я иду, иду, иду»
Воспитатель расставляет на столе посуду и произносит четверостишие. Одновременно он выполняет описываемые в нем действия. Затем каждый ребенок повторяет упражнение, но с другими предметами.
Я иду, иду, иду,
Я к чашке подойду,
Я чашку возьму
И вверх подниму.