ТАКТИЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Представьте следующее, сосредоточиваясь теперь на ощущениях прикосновения:
· Вы жмете чью-то руку. Почувствуйте ее кожу, температуру, оказываемое ею давление на вашу руку.
· Вы поглаживаете кошку или собаку. Почувствуйте их шерсть.
· Вы держите лимон. Почувствуйте его поверхность.
· Прикосновение к:
· Коре дерева,
· Только что выпавшему снегу,
· Поверхности цветка – очень нежно, чтобы не помять его,
· Песку,
· Струе воды,
· Перышку.
Выполняя эти упражнения впервые, совмещайте вызванные тактильные ощущения со зрительным образом того, к чему вы прикасаетесь, затем представляйте только тактильные ощущения. Воспринимайте предметы только через тактильные ощущения.
С помощью этих упражнений мы можем научиться управлять своим вниманием. Это не так легко, как может показаться, поскольку на нас воздействуют внешние и внутренние отвлекающие раздражители. С помощью этих упражнений мы постепенно поймем, как происходит сосредоточение внимания, сменяющее его обычное рассеянное состояние.
ОБОНЯТЕЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Представьте, что вы вдыхаете запах:
· Ваших любимых духов,
· Бензина,
· Цветов,
· Травы,
· Чистого горного воздуха в сосновом лесу,
· Дыма костра,
· Океана,
· Мяты,
· Свежеиспеченного хлеба.
КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
А сейчас для получения кинестетических ощущений, благодаря которым мы сознаем свое тело и его движения, представьте, что вы:
· Идете, а потом бежите вдоль берега по пляжу: почувствуйте каждое движение своих мышц.
· Ведете машину: отчетливо почувствуйте каждое движение, совершаемое при повороте руля, при нажатии на педали
· Плаваете, играете в теннис, баскетбол или другой ваш любимый вид спорта.
· Рубите дрова.
ВКУСОВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Представьте вкус, температуру и плотность:
· Банана,
· Кислого молока,
· Ореха,
· Взбитого крема.
· Представьте, что вы садитесь за стол и едите свое любимое блюдо. Обращайте внимание на вкус и плотность каждого глотка, куска.
Что вы чувствовали, выполняя эти упражнения? Серьезное напоминание: крайне важно не напрягаться. Один опытный фехтовальщик говорил: "Держите рапиру, словно птицу: не слишком крепко, чтобы птичка не задохнулась, и не слишком свободно, чтобы она не упорхнула". Это правило приложимо и ко вниманию. Едва почувствовав напряжение при выполнении упражнений, остановитесь. Птичка начинает задыхаться. Как только ум начал блуждать – стоп. Птичка улетела.