Структурирование Функции Качества
В данном пособии рассмотрим подробнее метод структурирования функции качества (СФК). Метод СФК или Развертывание Функции Качества был впервые применён компанией Мицубиси в 1972 году.
В работе по этому методу участвуют различные специалисты – маркетологи, инженеры-проектировщики, квалиметристы. Метод реализуется в восемь этапов, за каждый из которых отвечают те или иные специалисты.
Суть СФК – поэтапное «развёртывание» и конкретизация требований потребителя, это технология проектирования изделий и процессов через преобразование пожеланий потребителя в требования к изделиям и параметрам процессов.
Общая схема CФК может быть представлена на рис. 8.
|
| |||||
Рис. 8. Общая схема СФК
СФК экспертный метод, который использует таблицы, которые представляют так называемый «домик качества». Ниже представлена схема проведения процесса проектирования изделия и процессов его изготовления и контроля.
| ||||||||||||||
Рис. 9. Этапы реализации метода СФК
Рассмотрим более подробно этапы планирования новой продукции.
1 этап. Специалисты по маркетингу выясняют у потребителя основные требования к продукции. Для этого производится опрос, в процессе которого выясняются ответы на два вопроса:
- Что требует потребитель от продукта?
- Как продукт будет использоваться потребителем?
Процедура опроса состоит из двух этапов: 1) определяется выборка потребителей, представляющая всё множество потенциальных потребителей в определённом рыночном сегменте; 2) организуется опрос, какими свойствами должна обладать продукция. По результатам опроса составляется карточка:
№ п.п. | Потребительские требования |
1. 2. 3. | … … … |
2 этап.Производится ранжирование потребительских требований. Оценивается рейтинг требований и заносится в карточку.
№ п.п. | Потребительские требования | Рейтинг |
1. 2. 3. | … … … |
3 этап.Производится разработка инженерных характеристик (перевод требований на технический язык).
4 этап. Производится вычисление зависимости потребительских требований и инженерных характеристик.
5 этап. Устанавливается взаимосвязь между самими инженерными характеристиками, чтобы не возникло противоречий при проектировании изделия.
6 этап.Определяется важность инженерных характеристик, связанных с потребительскими требованиями.
7 этап.Определяются технические ограничения характеристик.
8 этап.Производится учёт влияния конкурентов. Снова специалисты по маркетингу оценивают способность конкурентов на рынке выполнить требования, указанные потребителем.