Картина одиннадцатая
Кабинет Петра Ивановича. Петр Иванович у письменного стола. Входит Елизавета Александровна.
ЕЛИЗАВЕТА АЛЕКСАНДРОВНА:Петр Иванович! Я к тебе с просьбой.
Петр Иванович достает бумажник.
Нет, не беспокойся, спрячь деньги назад.
ПЁТР ИВАНОВИЧ:Не брать денег, когда дают! Это непостижимо!
ЕЛИЗАВЕТА АЛЕКСАНДРОВНА:Третьего дня был у меня Александр...
ПЁТР ИВАНОВИЧ:Опять изменили, что ли?..
ЕЛИЗАВЕТА АЛЕКСАНДРОВНА:На этот раз в дружбе.
ПЁТР ИВАНОВИЧ:А, слышал о его встрече с Поспеловым...
ЕЛИЗАВЕТА АЛЕКСАНДРОВНА:Поговори с ним... понеж-нее.
ПЁТР ИВАНОВИЧ:Не прикажешь ли заплакать?
ЕЛИЗАВЕТА АЛЕКСАНДРОВНА:Не мешало бы.
ПЁТР ИВАНОВИЧ:А что пользы ему от этого?
ЕЛИЗАВЕТА АЛЕКСАНДРОВНА:Много... и не ему одному...
ПЁТР ИВАНОВИЧ:Что?..
Елизавета Александровна не отвечает.
Шесть лет вожусь с ним.
ЕЛИЗАВЕТА АЛЕКСАНДРОВНА:Конечно, как нам заниматься такими мелочами... Мы ворочаем судьбами людей. Нашелся б между ними один чувствующий, способный любить...
ПЁТР ИВАНОВИЧ:Не сердись, я же делаю все, что ты желаешь. Но это ты подбила его написать повесть...
ЕЛИЗАВЕТА АЛЕКСАНДРОВНА:Почему я? Он сам чувствует склонность к литературному творчеству.
ПЁТР ИВАНОВИЧ:Полно, Лиза! Склонность склонностью, — кто не чувствует этой склонности в его возрасте. Только чтобы написать повесть, одной склонности мало...
ЕЛИЗАВЕТА АЛЕКСАНДРОВНА:Ты жесток к Александру, Петр Иванович!
ПЁТР ИВАНОВИЧ:В чем же? Я же взял его повесть, отослал знакомому редактору, да еще сам подписался, дескать, хочу на старости лет прославиться, напечатай, пожалуйста. Вот нынче от него ответ получил.
ЕЛИЗАВЕТА АЛЕКСАНДРОВНА:Что ж он пишет?
ПЁТР ИВАНОВИЧ:Не распечатывал. Я вызвал Александра, он мне нужен по делу. Пусть сам прочтет, обрадуется... Так что же прикажешь с ним сделать?
ЕЛИЗАВЕТА АЛЕКСАНДРОВНА:Дай ему легкий урок...
ПЁТР ИВАНОВИЧ:Нагоняй? Изволь, это мое дело.
ЕЛИЗАВЕТА АЛЕКСАНДРОВНА:Не нагоняй!
ПЁТР ИВАНОВИЧ:Есть ли у него деньги?
ЕЛИЗАВЕТА АЛЕКСАНДРОВНА:Только деньги на уме! Он готов был бы отдать все деньги за одно приветливое слово друга.
ПЁТР ИВАНОВИЧ:Чего доброго, от него станется...
Входит Александр, молча кланяется.
АЛЕКСАНДР:Вы меня звали, дядюшка?
ПЁТР ИВАНОВИЧ:Звал.
Александр молча садится.
На друга дуешься?.. А скажи-ка, чего ты хотел от него? Жертвы, что ли, какой? Чтоб он на стенку полез?
АЛЕКСАНДР:Люди не способны возвышаться до того понятия о дружбе, какая должна быть...
ПЁТР ИВАНОВИЧ:Если люди не способны, так такой дружбы и не должно быть.
Пауза.
А что ты теперь делаешь?
АЛЕКСАНДР:Да ничего...
ПЁТР ИВАНОВИЧ:Мало... Ну, читаешь, по крайней мере?
АЛЕКСАНДР:Да.
ПЁТР ИВАНОВИЧ:Что же?
АЛЕКСАНДР:Басни Крылова.
ПЁТР ИВАНОВИЧ:Хорошая книга. Да не одну же ее?
АЛЕКСАНДР:Теперь одну. Боже мой, какие портреты люде какая верность!
ПЁТР ИВАНОВИЧ:Чем же тебе так противны люди?
АЛЕКСАНДР:Чем! Своею низостью, мелкостью души.
ПЁТР ИВАНОВИЧ:Хандришь, хандришь! Надо делом заш маться, тогда и людей бранить не станешь, не за что! Чем не хорош твои знакомые? Все люди порядочные.
АЛЕКСАНДР:Да! За кого ни хватишься, так какой-нибудь зверь из басни Крылова и есть.
ПЁТР ИВАНОВИЧ:Хозаровы, например?
АЛЕКСАНДР:Целая семья животных!
ПЁТР ИВАНОВИЧ:Ну, Лунины?
АЛЕКСАНДР:Сам он точно осел. А она такой доброй лисице смотрит.
ПЁТР ИВАНОВИЧ:Что скажешь о Сониных?
АЛЕКСАНДР:Да хорошего ничего не скажешь.
ПЁТР ИВАНОВИЧ:И Волочков не нравится тебе?
АЛЕКСАНДР:Ничтожное и еще вдобавок злое животное. (Александр даже плюнул.)
ПЁТР ИВАНОВИЧ:Ну, теперь заключи эту галерею портрета нашими: скажи, какие мы с женой звери?
Александр промолчал, только иронически улыбнулся.
Ну, а ты сам что за зверь?
АЛЕКСАНДР:Я не сделал людям зла!
ПЁТР ИВАНОВИЧ:Так ты во всем прав? Вышел совсем сух и: воды? Постой же, я выведу тебя на свежую воду...
ЕЛИЗАВЕТА АЛЕКСАНДРОВНА:Петр Иванович! Перестань...
ПЁТР ИВАНОВИЧ:Нет, путь выслушает правду. Скажи, пожалуйста, Александр, когда ты клеймил сейчас своих знакомых и ослами, и лисицами, и прочими зверями, у тебя в сердце не зашевелилос! что-нибудь, похожее на угрызение совести?
АЛЕКСАНДР:Отчего же, дядюшка?
ПЁТР ИВАНОВИЧ:А оттого, что у этих зверей ты несколько лет сряду находил радушный прием. Положим, перед теми, от кого эти люди добивались чего-нибудь, они хитрили, строили козни, а в тебе им нечего было искать. Нехорошо, Александр!.. Пойдем дальше. Ты говоришь, что у тебя нет друзей, а я все думал, что у тебя их трое.
АЛЕКСАНДР:Трое? был когда-то один, да и тот...
ПЁТР ИВАНОВИЧ:Трое... Начнем по старшинству. Этот... тот... Поспелов, кажется... Не видавшись несколько лет... другой бы при встрече отвернулся от тебя, а он пригласил тебя к себе, предлагал тебе услуги, помощь, и я уверен, что дал бы и денег, а в наш век об этот пробный камень споткнется не одно чувство... нет, ты познакомь меня с ним, я вижу — человек порядочный, а по-твоему, — коварный... Ну, как ты думаешь, кто твой второй друг?
АЛЕКСАНДР:Кто?.. Да никто...
ПЁТР ИВАНОВИЧ:А? Лиза! И не краснеет! А я как довожусь тебе, позволь спросить?
АЛЕКСАНДР:Вы... родственник.
ПЁТР ИВАНОВИЧ:Важный титул!.. Нет, я думал — больше. Нехорошо, Александр, это такая черта, которая даже на школьных прописях названа гнусною и которой, кажется, у Крылова нет.
АЛЕКСАНДР:Но вы всегда отталкивали меня...
ПЁТР ИВАНОВИЧ:Да, когда ты хотел обниматься...
АЛЕКСАНДР:Вы смеялись надо мной, над чувством...
ПЁТР ИВАНОВИЧ:А для чего, а зачем?
АЛЕКСАНДР(встал, пошел к дядюшке с протянутыми руками). Дюдюшка!..
ПЁТР ИВАНОВИЧ:На свое место, я еще не кончил!.. Третьего и лучшего друга, надеюсь, назовешь сам...
ЕЛИЗАВЕТА АЛЕКСАНДРОВНА (перебивая). Петр Иванович, не умничай, ради бога, оставь...
ПЁТР ИВАНОВИЧ:Нет, не мешай!
Александр (совсем смутившись). Я умею ценить дружбу тетушки...
ПЁТР ИВАНОВИЧ:Нет, не умеешь. Если б умел, ты бы не искал глазами друга на потолке, а указал бы на нее. Если б чувствовал ее дружбу, ты из уважения к ее достоинствам не презирал бы людей. Она одна выкупила бы в глазах твоих недостатки других. Кто осушал твои слезы да хныкал с тобой вместе?
АЛЕКСАНДР:Ах, ма тант! Неужели вы думаете, что я не ценю... клянусь!..
ЕЛИЗАВЕТА АЛЕКСАНДРОВНА:Верю, верю, Александр! Вы не слушайте Петра Ивановича, он из мухи делает слона, рад случаю поумничать. Перестань, ради бога, Петр Иванович.
ПЁТР ИВАНОВИЧ:Сейчас, сейчас кончу — еще одно последнее сказанье! Ты говоришь — не делаешь другим зла. Ну, скажи, любишь ли ты свою мать?
АЛЕКСАНДР:Какой вопрос! Я отдал бы за нее жизнь...
ПЁТР ИВАНОВИЧ:Скажи-ка, давно ли ты писал к ней?
АЛЕКСАНДР:Недели... три.
ПЁТР ИВАНОВИЧ:Нет. Четыре месяца... Ну-ка, какой ты зверь?
АЛЕКСАНДР (с испугом). А что?
ПЁТР ИВАНОВИЧ:А то, что старуха больна с горя.
АЛЕКСАНДР:Ужели! Боже! Боже!
ЕЛИЗАВЕТА АЛЕКСАНДРОВНА:Неправда, неправда! Она не больна, но очень тоскует.
ПЁТР ИВАНОВИЧ:Ты балуешь его, Лиза.
ЕЛИЗАВЕТА АЛЕКСАНДРОВНА:А ты уж не в меру строг. У Александра были такие обстоятельства, которые отвлекли его на время...
ПЁТР ИВАНОВИЧ:Для девчонки забыть мать — славные обстоятельства!
ЕЛИЗАВЕТА АЛЕКСАНДРОВНА:Да полно, ради бога!
АЛЕКСАНДР:Не мешайте дядюшке, ма тант, пусть он гремит упреками, я заслужил хуже, я чудовище! (Обхватил голову руками.)
ПЁТР ИВАНОВИЧ:«Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» (Жене, тихо.) Кажется, я в точности исполнил твое приказание. (Встает.) А теперь порадую тебя, Александр.
АЛЕКСАНДР:Что, дядюшка?
ПЕТР ИВАНОВИЧ (берет запечатанный конверт). Ответ от редактора.
АЛЕКСАНДР:Дайте, дайте скорей! (Вскрывает конверт.)
ПЁТР ИВАНОВИЧ:Читай вслух. Вместе порадуемся.
АЛЕКСАНДР (читает). «Что это за мистификация, мой любезнейший Петр Иванович? Вы подписались под этой повестью. Да кто ж вам поверит! Нет, хрупкие произведения вашего завода гораздо прочнее сего творения...» (Голос Александра упал.)
ПЁТР ИВАНОВИЧ:Не слышу, Александр, читай погромче!
АЛЕКСАНДР (продолжая читать). «Принимая участие в авторе повести, вы, вероятно, хотите знать мое мнение. Он неглуп, но что-то непутем сердит на весь мир. В каком озлобленном, ожесточенном духе пишет он! Верно, разочарованный. О боже, когда переведется этот народ! (Александр перевел дух.) Самолюбие, мечтательность, развитие всяких сердечных склонностей и неподвижность ума с неизбежным последствием — ленью, — вот причины этого зла. Наука, труд, практическое дело — вот лекарство, вот что может отрезвить нашу праздную и больную молодежь».
ЕЛИЗАВЕТА АЛЕКСАНДРОВНА:Не надо, Александр, оставьте...
ПЁТР ИВАНОВИЧ:Почему же? (Берет письмо из рук Александра и дочитывает его сам.) «Скажите же вашему протеже, что писатель тогда только, во-первых, напишет дельно, когда не будет находиться под влиянием личного увлечения и пристрастия. Он должен обозревать покойным и светлым взглядом на жизнь и людей вообще, иначе выразит только своя Я, до которого никому нет дела. Второе и главное условие — нужен талант, а его тут и следа нет».
ЕЛИЗАВЕТА АЛЕКСАНДРОВНА:Неправда! Повесть хороша и талант есть, хотя он пишет иначе, нежели другие...
ПЁТР ИВАНОВИЧ:Редактор лучше нас с тобой, Лиза, знает, есть талант или нет... Ну что, Александр, как ты себя чувствуешь?
АЛЕКСАНДР:Покойнее, нежели можно было ожидать. Чувствую, как человек, обманутый во всем.
ПЁТР ИВАНОВИЧ:Нет, как человек, который обманывал сам себя да хотел обмануть и других... (Протягивает Александру листы пухлой рукописи.) Что ж мы с повестью сделаем, Александр?
АЛЕКСАНДР:Не нужно ли вам оклеить перегородки?
ПЁТР ИВАНОВИЧ:Нет, теперь нет.
Александр начинает рвать рукопись.
Правильно!
АЛЕКСАНДР (рвет с остервенением). Хорошо, хорошо! Хорошо! Я свободен!
ПЁТР ИВАНОВИЧ:Что ж ты станешь теперь делать?
АЛЕКСАНДР:Что? Пока ничего.
ПЁТР ИВАНОВИЧ:Это только в провинции умеют как-то ничего не делать, а здесь... Зачем ты приезжал сюда?.. Лизанька, извини меня, у нас мужской разговор... Собственно, для этого я тебя и попросил зайти.
Елизавета Александровна уходит.
Ты знаешь моего компаньона Суркова?
Александр кивнул головой.
Он добрый малый, да препустой. Господствующая его слабость — женщины. Чуть заведется страстишка, он и пошел мотать: сюрпризы, подарки, начнет менять экипажи, лошадей... Вот когда он этак пускается мотать, ему уже недостает процентов, он начинает просить денег у меня. Откажешь, заговаривает о капитале.
АЛЕКСАНДР:К чему же все это ведет, дядюшка?
ПЁТР ИВАНОВИЧ:А вот увидишь. Недавно воротилась сюда из-за границы молодая вдова Юлия Павловна Тафаева... Ну, догадываешься?
АЛЕКСАНДР:Сурков влюбился во вдову?
ПЁТР ИВАНОВИЧ:Совсем одурел! А еще?
АЛЕКСАНДР:Еще... не знаю...
ПЁТР ИВАНОВИЧ:Экой какой! Ну, слушай, Сурков мне раза два проговорился, что ему скоро понадобятся деньги. Если не поможешь ты... Теперь догадался?
АЛЕКСАНДР:Сурков просит денег, у вас их нет. Вы хотите, чтобы я...
ПЁТР ИВАНОВИЧ:Нет, не то...
АЛЕКСАНДР:А... теперь понял...
ПЁТР ИВАНОВИЧ:Что ты понял?
АЛЕКСАНДР:Хоть убейте, дядюшка, ничего не понимаю!
ПЁТР ИВАНОВИЧ:Влюби-ка в себя Тафаеву.
АЛЕКСАНДР (опешив). Это нелепо!
ПЁТР ИВАНОВИЧ:Что ж тут нелепого?
АЛЕКСАНДР:Ни за что!
ПЁТР ИВАНОВИЧ:Ради дела прошу, Александр...
АЛЕКСАНДР:Я вообще не хочу видеть женщин. А то, что вы предлагаете...
ПЕТР ИВАНОВИЧ: Да ты и не гляди на нее... Так, небрежно... это даже лучше...
АЛЕКСАНДР:Дядюшка, во-первых, это гнусность...
ПЁТР ИВАНОВИЧ:Хитрость, никому не приносящая вреда. Сурков сначала с ума сойдет от ревности, а потом быстро охладеет, — я его знаю. И капитал цел...
АЛЕКСАНДР:Не могу.
ПЁТР ИВАНОВИЧ:Жаль. Я на тебя очень рассчитывал. И, кажется, до сих пор не обременял просьбами...
АЛЕКСАНДР:Но мне это неприятно, противно...
ПЁТР ИВАНОВИЧ:А ты вытерпи. Мало ли людям приходится делать неприятных для себя дел. Выручи, Александр, прошу! Это очень важно для меня. Если ты это сделаешь, — помнишь две вазы, что понравились тебе на заводе? Они — твои.
АЛЕКСАНДР:Помилуйте, дядюшка, неужели вы думаете, что я...
ПЁТР ИВАНОВИЧ:Да за что ж ты станешь даром хлопотать, терять время? Когда я что-нибудь для тебя сделаю, предложи мне подарок, я возьму. Выручи, Александр, прошу.
АЛЕКСАНДР (в нерешительности). Я могу попробовать...
ПЁТР ИВАНОВИЧ:Вот и хорошо. Только попробуй! Я ручаюсь за успех. В среду я тебя представлю Тафаевой. Эта история продлится месяц, много два. Я знаю Суркова... Прощай!