ВВЕДЕНИЕ

Автономная некоммерческая организация

Высшего профессионального образования

«Московский областной гуманитарный институт»

_________________________________________________________________________________________________________________

 

Кафедра психологии, педагогики и профессионального образования

 

 

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

«Особенности развития слухоречевой памяти у детей 6 лет с общим недоразвитием речи»

 

Выполнил:

студент 1 курса,

группы Пс-11

Иванов Иван Иванович

 

Руководитель:

доцент кафедры психологии, педагогики и профессионального образования, к.п.н.

Сидоров С.С.

 

 

Подольск 2014
СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ 6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.. 7

1.1. Исследование подходов к сущности понятия «память», ее видам и основным закономерностям развития в психологической науке. 7

1.2. Психологическая характеристика детей 6 лет с общим недоразвитием речи 7

1.3. Особенности развития памяти у детей 6 лет с общим недоразвитием речи 9

Выводы по Главе 1. 9

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ 6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.. 11

2.1. Организация и проведение экспериментального исследования особенностей развития слухоречевой памяти у детей 6 лет с общим недоразвитием речи. 11

2.2. Анализ и обсуждение результатов экспериментального исследования особенностей развития слухоречевой памяти у детей 6 лет с общим недоразвитием речи. 16

2.3. Рекомендации по коррекции и развитию слухоречевой памяти у детей 6 лет с общим недоразвитием речи. 18

Выводы по Главе 2. 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 21

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 22

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования.В настоящее время проблема развития памяти у детей привлекает внимание многих психологов и педагогов. Так, согласно Д.Б.Эльконину в дошкольном возрасте наиболее значимой, ведущей в психическом развитии ребенка является память [1, с. 211]. С одной стороны, память является функцией интегративной, во многом определяющей успешность в формировании других психических процессов, с другой стороны, она наиболее чувствительна к любым мозговым изменениям, поэтому может выступать, как «индикатор» состояния психического развития ребенка в целом. Наибольший интерес у детей дошкольного возраста представляет процесс формирования и развития слухоречевой памяти. Это обусловлено тем, что именно в дошкольном возрасте наблюдается быстрый темп развития всех органов и функций организма, развивается речь, формируются сознание и чувства ребенка, совершенствуются такие психические процессы как внимание, восприятие, мышление и память, что так необходимо для успешного обучения в школе. Анализируя психологические исследования по данной проблеме, мы видим, что число неуспевающих школьников на сегодняшний момент составляет более 30% от общего числа учащихся [2, с. 27]. Пытаясь выяснить причины школьной неуспеваемости, специалисты все чаще обращают внимание на детей дошкольного возраста, которым предстоит начать обучение в школе. К числу детей, представляющих группу риска в начале обучения можно отнести детей с общим недоразвитием речи. Большинство этих детей после окончания дошкольных образовательных учреждений обучается по массовой школьной программе. Имеющаяся в последние годы тенденция к усложнению и интенсификации школьных программ, особенно в начальном звене, ставит таких детей в неравные «стартовые» условия по сравнению с детьми, не имевшими проблем в речевом развитии. Речевые нарушения у детей дошкольного возраста сопровождаются несформированностью других психических функций.

Анализ психологической литературы по данной проблеме выявил, что на современном этапе состояния вопроса об успешном школьном обучении сложились неразрешенные противоречия между особенностями развития слухоречевой памяти у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста и не готовностью педагогами начального школьного образования учитывать это на практике. Необходимость решения данных противоречий определяет актуальность нашего исследования, заключающегося в теоретическом обобщении и концепций и теорий по исследованию особенностей развития слухоречевой памяти у детей 6 лет с общим недоразвитием речи, разработкой рекомендаций по коррекции и развитию слухоречевой памяти у детей 6 лет с общим недоразвитием речи.

Объект исследования– память у детей 6 лет.

Предмет исследования–особенности развития слухоречевой памяти у детей 6 лет с общим недоразвитием речи.

Цель исследования–выявить и экспериментально исследовать особенности развития слухоречевой памяти у детей 6 лет с общим недоразвитием речи.

Для решения поставленной целисформированы следующиезадачи исследования:

1. Провести анализ теоретических подходов к сущности понятия «память», ее видам и основным закономерностям развития в психологической науке.

2. Раскрыть психологическую характеристику детей 6 лет с общим недоразвитием речи.

3. Определить особенности развития памяти у детей 6 лет с общим недоразвитием речи.

4. Провести экспериментальное исследование особенностей развития слухоречевой памяти у детей 6 лет с общим недоразвитием речи.

5. Разработать рекомендации по коррекции и развитию слухоречевой памяти у детей 6 лет с общим недоразвитием речи.

Теоретическо-методологической основой исследованияявились исследования в отечественной и зарубежной психологии и нейропсихологии: концепция о генезисе и структуре высших психических функций (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.); теория о прижизненном формировании высших психических функций, их социогенезе (А.Р. Лурия); концепция деятельности (А.Н. Леонтьева); теория о локализации высших психических функций, как их хроногенность (П.К. Анохин, А.А. Ухтомский и др.); теория о концептуальном аппарате нейропсихологии детского возраста (Л.С. Цветкова); концепция временной организации памяти (Г. Мюллер, А. Пильцекер и др.); концепция распределенности памяти (Х. Коннер); концепция памяти по видам информации (Л. Сквайр).

При рассмотрении состояния исследуемой проблемы использовались следующие методы исследования: теоретические – анализ психологической литературы, сравнение, обобщение, конкретизация, экспериментальные – опрос, тестирование, сравнительный анализ качественных характеристик, количественная обработка данных, психодиагностические методики: «Запоминание 10 слов» (А.Р. Лурия) [4], «Запоминание двух групп слов» [1], «Запомни пару» [3], анализ результатов экспериментального исследования.

База экспериментального исследования.Исследование проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка детский сад №15 «Медвежонок» г. Подольска. В исследовании приняло участие 10 человек: 5 девочек и 5 мальчиков в возрасте 6 лет с общим недоразвитием речи.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе исследованы особенности развития слухоречевой памяти у детей 6 лет с общим недоразвитием речи, проведено экспериментальное исследование особенностей развития слухоречевой памяти у детей 6 лет с общим недоразвитием речи и разработаны рекомендации по коррекции и развитию слухоречевой памяти. Полученные результаты могут быть использованы в практике работы Муниципального дошкольного образовательного учреждения (МДОУ) центра развития ребенка – детского сада №15 «Медвежонок» города Подольска для изучения, коррекции и развития слухоречевой памяти у детей 6 лет с общим недоразвитием речи.

Структура и объем работы. Структура курсовой работы обусловлена целями и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 7 наименований, и 4 приложений.