Контент-анализ средств массовой информации

План:

1. История применения метода контент-анализа при изучении СМИ. Тематическое многообразие подходов к анализу текстов СМИ.

2. Основные требования к разработке инструмента в контент-аналитических процедурах.

3. Интерпретация результатов контент-анализа.

Термином контент-анализ (анализ содержания) в социологии обозначается методика выявления частоты появления в тексте определенных, интересующих исследователя характеристик. Многообразие методологических подходов к анализу текстов может распределяться по степени формализации аналитических процедур: от неформализованного (понимающего, качественного анализа) до формализованного (количественного подсчета). При характеристике тематического разброса возможностей применения метода анализа содержания, студентам следует обратить внимание на следующие подходы:

· изучение национальной, политической, профессиональной принадлежности действующих лиц в газетных материалах (Б. Берельсон, П. Сальтер, А. Шай);

· анализ биографий (Л. Левенталь);

· лингвопсихологическое осмысление речевой деятельности (Ч. Осгуд)

· методика социолингвистического исследования адекватности понимания текстовой информации (Б.А. Грушин).

В ходе подготовки ко второму вопросу семинарского занятия планируется изучить основные требования по подготовке инструмента в контент-аналитических процедурах. Для этого студентам необходимо обратить внимание на правила проведения контент-анализа СМИ. Контент-анализ конкретного текста следует начать с выявления смысловых единиц, в качестве которых могут быть выделены:

· понятия (представленные в терминах)

· тема, выраженная в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах.

· имена интересующих исследователя личностей, наименование общественных институтов, организаций, учреждений.

· целостное общественное событие, официальный документ, произведение, случай.

Единицы счета в выбранном студентами тексте могут и совпадать и не совпадать с единицами анализа. В ряде случаев квантификация сводится к определению частот упоминания выделенной смысловой единицы по отношению к другим категориям. Достаточно часто единицей счета избирают физическую протяженность или площадь текстов, заполненную смысловыми единицами: число строк, абзацев, квадратных миллиметров, знаков, колонок – в печатных текстах; длительность трансляции на радио или по ТВ и т.п.

При выделении единиц счета студентам необходимо ориентироваться на следующие требования к возможной единице анализа:

· она должна быть достаточно большой, чтобы выражать значение;

· она должна быть достаточно малой, чтобы не выражать много значений;

· она должна легко идентифицироваться.

· число единиц должно быть настолько велико, чтобы из них можно было делать выборку.

Интерпретация результатов контент-анализа (третий вопрос семинарского занятия) может предполагать несколько смысловых направлений:

· сравнение характеристик текстов разных каналов информации

· сравнение характеристик текстов разных средств информации

· сравнение характеристик в динамике

· сравнение характеристик текста с данными исследований других составных частей коммуникативной цепи