Часть 3. Демократия 4 страница
Белые спецовки
Радикальные демократические движения в Европе нашли свое самое яркое воплощение за три-четыре года в конце 1990-х в группе итальянских активистов, получивших известность под наименованием «белые спецовки». Они зародились в «общественных центрах», где активные граждане стали в середине 1990-х годов размышлять о глубоких изменениях в обществе. «Общественные центры» возникли в Италии в 1970-е годы как альтернатива социальным пространствам™. Группы молодых людей захватывали дома, из которых вьюсали жильцы, и устраивали там себе пристанище. Общественный центр часто обрастал книжными лавочками, кафе, радиостанциями, лекционными и концертными площадками, находящимися в коллективном управлении, — то есть всем необходимым. В 1980-е годы молодежь из общественных центров пережила и оплакала гибель прежнего рабочего класса и закат фабричного фордистского труда, которым занимались их родители, усугубив драматизм ситуации теми ранами, которые они сами себе наносили, включая героин, изоляцию и отчаяние. Через такой опыт прошли все ведущие промышленные страны, но в Италии в 1970-е годы классовая борьба была особенно ожесточенной, а потому итальянская молодежь в 1980-е годы пострадала сильнее других. Однако к началу 1990-х время скорби закончилось, и молодые люди из общественных центров стали знакомиться с новой рабочей парадигмой своего существования: мобильная, гибкая, ненадежная работа, типичная для постфордистской эпохи, которую мы уже описали во второй части. Подобно традиционным синим комбинезонам, типичным для прежних фабричных рабочих, белые спецовки стали олицетворять собой этот новый пролетариат.
Движение белых спецовок сначала появилось в Риме в середине
3.1. Долгий путь демократии
1990-х годов, когда традиционные партии и организации итальянских левых все более скатывались на обочину. С самого начала белые спецовки отрицали собственное происхождение от каких-то политических групп или партий. По их словам, они были «невидимыми» работниками, так как не имели фиксированньп контрактов, страховок, никакой основы для идентификации. Белый цвет спецодежды был призван подчеркнуть эту невидимость. Но незаметность, отличавшая специфику их работы, одновременно оказалась и главным преимуществом их движения. Они быстро преуспели в организации бурных развлечений в больших городах. В любую ночь и в любой части города они могли собрать горы музыкального оборудования и караван автофургонов для гигантских, напоминающих карнавал танцевальных вечеринок. Казалось, что тысячи мо-лодъгх людей появлялись ниоткуда, чтобы танцевать ночь напролет. А белые спецовки сочетали такое праздничное занятие с политической деятельностью. На улицах они протестовали против незавидного положения новых работников, перебивающихся случайными заработками, и против бедности, а также требовали гарантированного дохода для каждого. Выглядело это так, будто их демонстрации возникали из воздуха, как внезапно появляется Ариэль в «Буре». Они были прозрачны, невидимы. В какой-то момент их демонстрации получили широкое распространение в различных городах. Белые спецовки стали организовывать демонстрации совместно с нелегальными иммигрантами (еще одной общественной группой, отличающейся невидимостью), политическими беженцами с Ближнего Востока и другими освободительными движениями.
На этом этапе и начались серьезньш конфликты с полицией, и белые спецовки выступили еще с одной талантливой символической постановкой. Они стали передразнивать полицейские акции подавления. Для разгона беспорядков полицейские надевали специальную форму, в которой походили на робокопов, укрывались за плексигласовыми щитами и бронированными машинами. А белые спецовки наряжались в наколенники и шлемы для игры в регби и маскировали танцевальные фургоны под устрашающие боевые машины. Для политических активистов это было зрелищем постмодернистской иронии.
Однако в подлинном смысле решающим событием для организации белых спецовок стала их первая вылазка за пределы Европы, в
323Часть 3. Демократия
Мексику. Им показалось, что субкоманданте Маркое и восстание сапатистов точно ухватили новые моменты в изменившейся глобальной ситуации. Как говорили сами сапатисты, им приходится идти вперед с расспросами ("caminar preguntando") в поисках новой стратегии для всех движений. В итоге белые спецовки присоединились к группам поддержки мексиканского протеста, а белая лошадь Сапаты стала и их символом. Сапатисты известны тем, что поддерживают глобальные связи по интернету, но белые спецовки не были порабощены Сетью. Они предпочитали физическое действие на международной и глобальной арене с организацией операций, которые сами же позже стали называть «дипломатией снизу». Поэтому они несколько раз побывали в Чиапасе. Белые спецовки участвовали в европейском эскорте, сопровождавшем исторический марш сапатистов из Лакандонских джунглей в Мехико. Они видели свое место в одном ряду с борьбой коренного населения Мексики, потому что их всех вместе угнетала та новая и жестокая реальность, которую породил мировой капитал. В условиях неолиберальной глобализации пространственная мобильность и гибкий график стали важнъши факторами и для работников в столице, и для сельского коренного населения, страдавшего от изменившихся правил разделения труда и власти на новом всемирном рынке. Помимо символических действий пробудившемуся европейскому городскому пролетариату понадобилась новая политика, и он нашел ее в джунглях Чиапаса.
Из Мехико белые спецовки вернулись в Европу с выверенньш планом, направлявшим их акции против неолиберальной глобализации. Тогда разразились события в Сиэтле 1999 года, связанные с протестами против ВТО. Так что они поехали в Сиэтл и переняли у американских активистов методы гражданского неповиновения и ненасильственного протеста, к которым нечасто прибегали в Европе. Атакующие и защитные тактические действия, которым они научились в Сиэтле, добавились к ироничным и символическим новациям этого движения. Белые спецовки продолжали разъезжать - снова в Чиапас, на север в Квебек. Кроме того, они присутствовали на каждой международной встрече в верхах в Европе - от Ниццы до Праги и Гетеборга.
Последней остановкой для них стали протесты вокруг саммита «большой восьмерки» в Генуе летом 2001 года. Они выступили
3.1. Долгий путь демократии
одной из центральных сил их организации. Между тем там собралось более 300 тысяч активистов. Белые спецовки, когда быт возможность для прохождения процессии, мирно шли к месту проведения саммита, и сопротивлялись, как только могли, если полиция атаковала их со слезоточивым газом, дубинками и пулями. Но на этот раз их ироническое подражательство встретило явно выраженную насильственную реакцию со стороны полицейских, больше похожую на боевые действия низкой интенсивности, чем на действия полиции. Полицейские убили одного из демонстрантов, Карло Джулиани. Насилие со стороны полиции вызвало крайнее возмущение в Италии и по всей Европе. Еще долго шли судебные слушания с целью наказать полицейских за жестокость.
После Генуи белые спецовки приняли решение исчезнуть. Они постановили, что прошло то время, когда группировка, подобная им, должна возглавлять движения множества. Они сыграли свою роль в организации крупных протестов во время проведения международных и глобальных саммитов; они многое сделали для распространения протестных движений и придания им сплоченности; кроме того, они старались обеспечить безопасность манифестантов, отвращая их от проявления насилия, которое только усугубляет положение, в сторону более творческих - часто ироничнъ1х - форм самовыражения. Вероятно, особенно ценным в опыте белых спецовок было то, что им удалось создать форму выражения для новъи видов труда - с их сетевой организацией, пространственной подвижностью и гибкостью рабочего времени - и собрать их в сплоченную политическую силу, действующую против новой глобальной системы власти. Сегодня политическая организация пролетариата невозможна без этого.
3253.2. Глобальный запрос на демократию
Я понимаю, что равное распределение собственности непрактично. Однако последствия столь неимоверного неравенства для большинства людей пагубны, а потому законодатели не переусердствуют, предложив больше средств, чтобы эту собственность подразделить.
Томас Джефферсон
Товарищи, поговорим об отношениях собственности!
Бертольд Брехт
Жалобные книги
Теперь отложим в сторону теоретические изыскания ради краткого эмпирического исследования. Сегодня неравенство, несправедливость и недемократические свойства глобальной системы вызывают большое недовольство во всем мире, причем протесты все чаще перерастают в мощные, устойчивые движения. Демонстрации во время саммита Всемирной торговой организации в Сиэтле впервые привлекли внимание международных средств массовой информации, однако разные группы в ведущих и подчиненных регионах мира десятилетиями критиковали всемирную систему по политическим, правовым и экономическим мотивам. У каждого из таких протестов есть собственный особый посыл (который часто, по крайней мере в начале, остается незамеченным, как бутылка, брошенная в океан, или росток под снегом, ожидающий прихода весны), однако по-прежнему нет ясности в том, к чему сводятся различные возражения, взятые в целом. Честно говоря, вместе они неизбежно кажутся, как минимум на первый взгляд, бессвязным набором жалоб по несоизмеримым вопросам.
Давайте будем считать различные протесты и требования, направленные сегодня против имперской системы, свежим изданием жалобных книг (cahier de dolihnce), каковые составлялись во Франции накануне Французской революции. В 1788 году ввиду нараставшего финансового кризиса король
3.2. Глобальный запрос па демократию
Людовик XVI объявил о созыве в следующем году Генеральных штатов, не собиравшихся с 1614 года. Обычай был таков, что на заседании Генеральных штатов монарх мог вводить новые налоги, чтобы получить средства, рассмотрев, в порядке взаимности, жалобы его участников. Однако король не ожидал такого наплыва жалоб. К моменту собрания Генеральных штатов в Версале в мае 1789 года по всей стране было собрано 40 тысяч жалобных книг. Там присутствовали разоблачения и требования, варьировавшиеся от чисто местных проблем до вопросов, касавшихся самых высоких сфер управления. Революционные силы, зревшие во Франции, впитали эти требования как часть собственных и усмотрели в конкретных сетованиях зародыш новой общественной силы. Другими словами, аббат Сиейес и его соратники построили на основе жалобных книг фигуру «третьего сословия» как политического субъекта, полного энергии, достаточной чтобы сбросить прежний режим и привести к власти буржуазию. Вероятно, протесты против нынешней формы глобализации можно рассматривать в том же свете, увидев в них потенциальную фигуру нового глобального общества.
Следует отметить, что несоразмерность сегодняшних жалоб и требований иная, нежели во Франции в XVIII столетии. Тогда тысячи жалобных книг очень разнились между собой, но можно сказать, что за ними стояли логичные, упорядоченные тексты «Энциклопедии» Дидро и Даламбера, которые, как нам кажется, придавали им глубокую, просвещенную, рациональную структуру. За сегодняшними протестами нет энциклопедической рациональности. Ныне списки жалоб больше похожи на вавилонскую библиотеку Хорхе Луиса Борхеса, то есть это хаотичное, причудливое, бесконечное собрание сочинений, рассказывающих обо всем на свете. На деле, если сегодня в протестах и есть какая-то связность, то она даст знать о себе позже, будучи представлена с субъективной точки зрения самими протестующими. В конце концов, возможно, сейсмические колебания каждого отдельного протеста вступят в резонанс с остальными, усилив их в процессе координации и породив «землетрясение» множества.
Когда-нибудь, несмотря на разнообразие претензий, мы
327Часть 3. Демократия
сможем выделить три общих пункта, которые постоянно повторяются в качестве условий для всякого проекта нового, демократичного мира: это критика сложившихся форм представительства, протест против нищеты и антивоенные выступления. Однако пока приходится потерпеть. Просто присядем и прислушаемся к шумным жалобам на нынешнее состояние всемирной системы. Мы не претендуем на то, что наш список будет исчерпывающим, причем пристрастность при его составлении, конечно, способна выявить нашу собственную слепоту. Однако он все же даст представление о размахе и серьезности сегодняшних озабоченностей37.
Жалобы по поводу представительства
Большинство современных протестных движений сосредоточено, хотя бы отчасти, на проблеме дефицита представительства. Хотя нас главным образом интересует мировая система, сначала нужно вкратце взглянуть на представительные институты местного и национального уровня, поскольку мировой уровень непосредственно опирается на них. Действительно, сегодня можно постоянно и повсеместно слышать сетования по поводу внутренних систем представительства всех стран мира. Ложное и искаженное представительство, которое дают местные и национальные избирательные системы, давно вызывает недовольство. Картина такова: участие в выборах - зачастую что-то вроде обязанности избрать непривлекательного кандидата лишь как меньшее из двух зол, чтобы он кое-как представлял нас в течение двух, четырех или шести лет. Низкие показатели явки, конечно, подрывают претензии на обеспечение представительности через выборы: те, кто не приходит голосовать, как бы участвуют в молчаливом протесте против системы. Итог президентских выборов в США в 2000 году был подведен в результате вызвавшего споры пересчета голосов и вмешательства Верховного суда. Но это всего лишь наиболее явный пример кризиса представительства, обеспечиваемого с помощью выборных институтов*. Даже Соединенные Штаты - государство, претендующее на роль гаранта демократии во всем мире, - допускают подобное из-
3.2. Глобальный запрос на демократию
девательство над идеей представительной власти. Однако ни в одной другой стране нет избирательных систем, которые обеспечивали бы существенно более точную репрезентативность, а в большинстве случаев она гораздо хуже.
Многие невыборные типы представительства на местном и национальном уровнях тем более не отличаются легитимностью. Так, говорят, что даже не будучи избранными, крупные корпорации представляют национальные интересы. «Что хорошо для "Дженерал моторе" хорошо и для Америки». Но на деле «корпоративная безответственность», то есть отсутствие в данном случае отчетности или представительности, -это общий рефрен многих протестов. Максимум, что может быть сказано в пользу корпоративного представительства, это то, что мы голосуем своими чековыми книжками, совершаем выбор в поддержку одной компании, а не другой, потребляя именно ее продукцию. Или же, в гораздо более узкой сфере, можно говорить, что корпорации представляют собственных акционеров. Однако мало у кого из нас хватает покупательной способности или акций, чтобы претендовать на влиятельные связи или контроль. В сущности, такие представления о корпоративном представительстве совершенно эфемерны, поскольку исходят из надежды на мудрость представителей при отсутствии какого-либо существенного воздействия со стороны представляемых. В конце концов, подобные претензии на представительность не менее оскорбительны, чем старые представления, будто феодальный лорд является представителем крестьян из своего поместья или рабовладелец -представителем собственных рабов59.
В процессе глобализации все эти жалобы на провалы в представительстве на местном и национальном уровне нарастают в геометрической прогрессии. Механизмы связей и руководства в новых сферах глобализации гораздо непрозрачнее, чем даже старое патриархальное представительство. Одним из результатов глобализации в нынешней форме стало то, что некоторые национальные лидеры, как избранные, так и не избиравшиеся, получают существенные полнбмочия в отношении населения за пределами собственных национальных государств. Так, президенты США и американские
JЧасть 3. Демократия
военные во многих аспектах обладают властью, позволяющей им претендовать на представительство человечества в целом. Что же это за представительство? Если связь с такими лидерами слаба у американских избирателей, то для остального человечества она бесконечно мала. Протесты против Соединенных Штатов по всему миру чаще выражают не столько антиамериканские настроения, сколько озабоченность наблюдающимся дефицитом представительства. Связь мирового населения с крупнейшими корпорациями и его контроль над ними тем более ничтожны.
Можно подумать, будто отсутствие представительства, вызванное тем, что полномочия национальных экономических и политических институтов перетекают на глобальный уровень, могло бы быть компенсировано или, по крайней мере, сглажено международными и наднациональными институтами. Однако эти институты только подтверждают всю глубину кризиса представительства. Например, допустимо утверждать, что Всемирный банк и МВФ, ставшие в прошедшие десятилетия объектами нарастающих шумных протестов, представляют интересы всей мировой экономики. В частности, их программы по предоставлению займов и меры по поддержанию стабильности валют могут восприниматься как отвечающие интересам соответствующих стран и регионов. Однако здесь речь идет почти исключительно о том, что выше мы назвали патриархальной формой представительства, - при минимальном воздействии или контроле со стороны страны или региона, в отношении которых проявляется забота. Фактически общей практикой для МВФ и Всемирного банка является навязывание получателям займов или помощи таких условий, которые диктуют определенный хозяйственный и политический курс. Это ведет к умалению их национального суверенитета1*1. Кто-то скажет, что Всемирным банком и МВФ управляют все входящие в них страны. Однако нельзя забывать, что это управление основано, как мы убедились во второй части книги, на количестве голосов, прямо пропорциональном национальным денежным вкладам, вследствие чего Соединенные Штаты и другие ведущие державы получают несоразмерно большую власть. Таким образом, неравное право голоса у разных чле-
3.2. Глобальный запрос на демократию
нов МВФ и Всемирного банка воспроизводит непредставительный контроль доминирующих государств во всемирной системе.
Не возникает сомнений, что самым представительным среди существующих сегодня глобальных институтов является Организация Объединенных Наций. До сих пор она не бкла объектом серьезных общественных протестов, хотя и в отношении нее следует признать, что кризис представительства достиг крайних масштабов. Прежде всего, Генеральная Ассамблея, самый демократичный форум ООН, не может быть представительнее участвующих в ней государств. Другими словами, нехватка демократии, обнаруженная нами на национальном уровне, переходит на уровень Генеральной Ассамблеи, ничуть не убывая. Представитель отдельной страны на Генеральной Ассамблее не может с большим на то правом представлять ее население, чем тот политик, который его назначил - фактически он, безусловно, менее представителен, нежели этот политик. Степень представительности убывает с каждым шагом такого опосредования. Кроме того, если принимать в расчет общемировое население, то представительство в Генеральной Ассамблее резко перекошено, поскольку каждая страна имеет лишь один голос независимо от численности ее жителей. Во-вторых, слабость представительности Генеральной Ассамблее еще более усугубляется широтой полномочий Совета Безопасности. Совет не претендует на представительность, поскольку помимо непостоянных членов, меняющихся на основе принципа ротации, в него входят пять постоянных членов, располагающих исключительным правом вето в отношении принимаемых резолюций: КНР, Франция, Россия, Великобритания и Соединенные Штаты. Действия Совета Безопасности, в частности - вето со стороны его постоянных членов, могут фактически свести на нет всемирный характер представительности Генеральной Ассамблеи (пусть даже и ограниченной).
Нет ничего удивительного (или случайного) в том, что сегодня многие протестуют против дефицита представительства Не только в национальном управлении или национальных средствах массовой информации, но и с еще большим основанием
331Часть 3. Демократия
- на всемирном уровне. Эти протесты ярко высвечивают не только кризис демократического представительства, но и искажения в нашем политическом словаре. Можно выделить сетования по поводу того, что, судя по всему, потеряли прежний смысл как минимум три фундаментальных принципа конституционализма эпохи модернити: никакой власти без представительства, разделение властей и свобода выражения мнений. Аргументы Мэдисона, который считал представительство инструментом, позволяющим расколоть любую властную монархию, теперь выглядят всего лишь мистификацией; голос Монтескье, выступавшего за радикальное разделение конституционных полномочий, заглушён в монолите нынешней системы; а свобода выражения мнений «по Джефферсону» монополизирована корпоративными средствами массовой информации. Политический лексикон современного либерализма стал холодным, бескровным трупом. Либерализм никогда, в сущности, и не стремился к тому, чтобы представлять все общество - бедняки, женщины, расовые меньшинства и прочее угнетенное большинство всегда оттиралось от власти с помощью явных или скрытых конституционных механизмов. Сегодня у либерализма развивается неспособность адекватно представлять даже элиты. В эру глобализации становится все яснее, что исторический час либерализма миновал.
Жалобы по поводу прав и справедливости
Права и справедливость традиционно гарантировались национальными конституциями. В силу этого соответствующие протесты оформлялись в терминах «гражданских прав» и адресовались национальным властям. Серьезные озабоченности в отношении состояния дел с гражданскими правами продолжают звучать и сегодня, особенно среди групп меньшинств в ведущих странах. Речь идет о борьбе в поддержку «утверждающих» действий в пользу женщин и людей с небелым цветом кожи в Соединенных Штатах, за права мусульман во Франции, а также о мероприятиях в пользу коренного населения в Канаде и Австралии. Протестующие обращаются к международным и глобальным властным органам напрямую,
3.2. Глобальный запрос на демократию
причем в нарастающих масштабах, особенно в периферийных странах, где государство не в состоянии обеспечить соблюдение прав. При этом акцент в дискуссии переносится с «гражданских прав» на «права человека». Сегодня по всему миру НПО, отстаивающие гуманитарные права, выражают недовольство той несправедливостью, которая творится в отношении женщин, расовых меньшинств, туземного населения, рабочих, рыбаков, фермеров и других зависимых групп. Особенно поражает то, как за последние 20 лет феминистские движения перестроили свои организации в НПО, представив права женщин в виде гуманитарных прав. Это произошло сначала в зависимых, а затем и в лидирующих странах61.
Реализация прав человека сулит гарантию всех остальных прав и возможность не только противостоять несправедливости в национальных правовых системах, но и дополнить их тем, чего в них не хватает. Вспомним классический, крайний случай: когда власти нацистской Германии проводили в жизнь свой план по уничтожению евреев, подход с точки зрения прав человека требовал преодоления национальных норм права и власти, а также противостояния им. Похожие доводы приводились проводниками гуманитарных прав, выступавшими за вмешательство европейских стран и США в дела бывшей Югославии и Руанды в 1990-е годы. К аргументации, связанной с правами человека, прибегают и в не столь острых случаях, дабы вступиться за тех, для кого национальные системы просто не могут или не станут служить защитой. Наконец, права человека предназначены для помощи тем, кто вообще лишен какого-либо национального правового прикрытия, например, беженцев. В своей основе права человека подразумевают возможность отстаивать другие права, как находясь под национальной юрисдикцией, так и оказавшись вне ее пределов^.
К числу самых убедительных примеров успешной кампании по обеспечению справедливости и прав человека относится «Madres de Plaza de Mayo» - движение матерей, чьи дети исчезли в годы диктатуры в Аргентине. С середины 1970-х годов каждый четверг они встречаются на площади Майо пе-Ред президентским дворцом. На них белые головные платки, в руках у них плакаты с фотографиями пропавших, и они тре-
333Часть 3. Демократия
буют, чтобы им сказали, что же случилось с их сыновьями и дочерьми. Требования «Матерей» возникли как обращение к национальному правительству, но вскоре обрели международное звучание как проблема прав человека, в разрешении которой приняли участие представители Северной Америки и Европы. Эта борьба стала символом общего требования справедливости, противостояния преступлениям и злоупотреблению властью1'3.
Однако главным разочарованием для многих, кто выступает за права человека, является отсутствие адекватной институциональной структуры, которая позволяла бы реализовать их в жизни. Основной силой при отстаивании прав человека служит нравственное убеждение. НПО и активисты, действующие в данной области, конечно, способны добиться серьезных результатов, лоббируя национальные правительства. Они получают средства от международных фондов, их поддерживают, оказывая соответствующее политическое дав- I ление, ведущие национальные государства, им придает сил I внимание со стороны международных средств массовой ин-формации.Но права человека все равно остаются в большей мересугубо риторическим инструментом, они не образуют 1 правовых рамок в подлинном смысле слова. Парадоксально, но до сих пор принуждение к соблюдению прав человека в наиболее очевидных случаях опиралось на мощь ведущих дер- ] жав мира, как, например, в ходе военной интервенции НАТО ; в Косово в 1998 году. Некая нация может быть готова нарушить суверенитет другой во имя прав человека, но одновременно она будет продолжать настаивать на соблюдении принципа национального суверенитета - особенно своего собственного! Ясно, что осуществимость прав человека по всему миру не будет достигнута до тех пор, пока для этого нет законной институциональной структуры, поэтому пока приходится полагаться на ведущие державы.
На практике уже возникли некоторые институты, нацеленные на определение рамок правопорядка за пределами национальных правовых структур или, по крайней мере, на них намекающие. Первый уровень правовой институциона-лизации вне национальных правовых структур создают раз-
3.2. Глобальный запрос на демократию
нообразные комиссии по расследованию, учреждавшиеся по завершении гражданских войн или конфликтов, таких как в ЮАР, Гватемале, Чили и Аргентине. Речь идет об институтах национального уровня, но они всегда стоят выше национальных правовых структур, так как в значительной степени сосредоточены на преступлениях самого государственного режима. Многие из таких комиссий ограничиваются, впрочем, лишь выявлением фактов прошлого, не стремясь к тому, чтобы виновные были наказаны. Нередко даже гарантируется неприкосновенность тем, кто дает показания. В результате общенационального обсуждения в некоторых случаях происходит ревизия истории и меняется баланс политических сил, а в других дело ограничивается чем-то вроде национальной терапии или заговаривания ран, чтобы оставить беды в прошлом и восстановить традиционный порядок. В любом случае, с точки зрения того, что интересует нас, подобные комиссии по расследованию не представляют собой эффективных институтов по обеспечению правосудия.
Международные трибуналы, учреждаемые по завершении национальных конфликтов для привлечения к ответственности лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечности, составляют второй уровень правовых институтов за пределами национальных структур права. Нюрнбергский процесс, на котором судили глав нацистского режима, создал прецедент, и в 1990-е годы были учреждены международные уголовные трибуналы, чтобы судить военные преступления, совершенные в Руанде и Югославии. Конечно, такие трибуналы имеют весьма узкую сферу деятельности - на них рассматриваются только самые ужасные преступления, совершенные в определенной стране в течение установленного периода времени - но, тем не менее, они составляют настоящую, институционализированную систему правосудия вне национальных рамок. В них можно усмотреть первые институты глобальной системы правосудия, даже если подобные трибуналы пока слишком часто действуют лишь в качестве прикрытия для действий победителей.
На третьем и наиболее общем уровне проводятся эксперименты с постоянными международными уголовными суда-
335Часть 3. Демократия
ми. Так, Международный суд был учрежден на основании Хартии ООН 1945 года, чтобы разбирать споры между национальными государствами. Однако предоставленные ему возможности принуждения были чрезвычайно слабы. Участие какого-либо национального государства в слушаниях было делом добровольным, а решения суда не имели особого веса. Например, в 1986 году суд вынес решение против Соединенных Штатов за ущерб, вызванный военными действиями в Никарагуа, финансировавшимися американцами, но США просто отказались подчиниться этому решению, а суд ничего не смог с этим поделать. В 2002 году был основан гораздо более влиятельный институт - постоянно действующий Международный уголовный суд (МУС). Подчиняться его решениям должны все страны, ратифицировавшие устав МУС. В противоположность уголовным трибуналам по Руанде и Югославии, он не имеет приоритета над национальными судами. Он рассматривает только преступления, выходящие за рамки национальной юрисдикции. Несмотря на ограничения подобного рода, МУС в большей мере, нежели любой другой из существующих институтов, демонстрирует возможность формирования глобальной системы правосудия, которая в равной мере служила бы защите прав каждого человека.