Биовласть и безопасность
Здесь нам нужно вновь вернуться назад и постараться понять сущность режима биовласти с иной, более философски направленной точки зрения. Хотя, как мы уже заявили, всемирная война содержит все меньше отличий от глобальной акции по поддержанию общественного порядка, она, к тому же, стремится сейчас к воплощению абсолюта. В эпоху модер-нити война никогда не имела абсолютного, онтологического значения. Люди тогда, конечно, признавали войну основополагающим элементом общественной жизни. Когда о войне рассуждали крупные военные теоретики той эпохи, они воспринимали ее как разрушительный, но неизбывный компонент жизни человеческого общества. Не стоит забывать также, что в философии и политике времен модернити война часто рассматривалась как позитивный фактор, обеспечивавший как стремление к славе (прежде всего в аристократическом сознании и соответствующей литературе), так и выстраивание социальной солидарности (нередко с позиции подчиненных групп населения). Однако ничто из вышесказанного не делало войну абсолютной. Война была составной частью общественной жизни, но не подчиняла ее себе. В эпоху модернити война была диалектична в том смысле, что каждый негативный момент разрушения необходимым образом подразумевал и позитивный момент конструирования общественного порядка.
Война действительно обрела черты абсолюта лишь вслед-
ггвие технического совершенствования вооружений, что впервые сделало возможным массовое и даже всемирное разрушение. Оружие глобального поражения прерывает присущую современности диалектику войны. Война всегда влекла за собой убийство, но в XX веке размах уничтожения приобрел характер производства смерти как таковой, символами чего стали Освенцим и Хиросима. Способность к осуществлению геноцида и ядерному уничтожению непосредственно затрагивает саму структуру жизни, разлагая и извращая ее. Суверенная власть, контролирующая подобные средства уничтожения, есть форма биовласти в самом негативном и отвратительном смысле слова. Это власть, которая непосредственно повелевает смертью - не просто гибелью отдельного человека или группы людей, а всего человечества и, возможно, даже всего живого. Когда геноцид и ядерное оружие ставят под вопрос жизнь как таковую, война обретает подлинную реальность-*.
Таким образом, война, похоже, движется одновременно в двух противоположных направлениях: с одной стороны, она низводится до полицейской акции, а с другой - возводится технологиями всемирного разрушения на абсолютный, онтологический уровень. Однако эти два разнонаправленных тренда не противоречат друг другу: редукция войны до полицейской акции не устраняет, а фактически подтверждает ее онтологическое измерение. Истончение военной функции и усиление полицейской функции являются онтологическими знаками абсолютной аннигиляции: военно-полицейские силы поддерживают угрозу геноцида и ядерной катастрофы в качестве важнейшего резона для своего существования29.
Биовласть распоряжается не только мощью средств массового уничтожения всего живого (которому угрожает, например, ядерное оружие), но и мерами индивидуализированного насилия. Будучи индивидуализирована до крайности, биовласть превращается в пытку. Подобное применение власти, нацеленное на индивида, является центральным элементом контролируемого общества в романе Джорджа Оруэлла «1984 год». * Как один человек утверждает свою власть над другим, Уин-стон?" Уинстон подумал и сказал: "Подвергая его страданиям.
33Часть 1. Война
Именно так. Заставляя его помучиться. Повиновения недостаточно"»30. Сегодня пытка становится все более распространенным методом контроля. В то же время она постепенно становится обыденной. Выбивание признаний и информации с помощью физических и психологических мучений, приемы дезориентации заключенных (типа лишения сна) и незамысловатые способы унижения (такие как обыски с раздеванием) стали привычными орудиями современного пыточного арсенала. Истязания - это один из основных пунктов встречи полицейской акции и войны; техника пытки, применяемая во имя предотвращения нарушений общественного порядка, обретает черты, характерные для военных акций. Это вторая сторона состояния исключения и тенденции политической власти к освобождению себя от верховенства закона. На практике растет число случаев, когда практически не действуют международные конвенции против пыток и национальные законы, направленные против жестокого и изощренного наказания". К пыткам прибегают и диктатуры, и либеральные демократии - одни по своей естественной склонности, а вторые якобы в силу необходимости. По логике экстраординарной ситуации пытка составляет существенную, неизбежную и оправданную технику применения власти.
В реальности суверенная политическая власть никогда не способна дойти до чистого производства смерти, поскольку не может позволить себе убить всех тех, кем она управляет. Оружие массового поражения должно оставаться лишь угрозой либо использоваться в очень незначительном числе случаев, а пытка, как правило, не предполагает смерти истязаемого. Суверенная власть поддерживается только при сохранении жизни людей, зависящих от нее. В самом крайнем случае она сама зависит от их способностей к производству и потреблению. Если некая суверенная власть их уничтожит, то непременно уничтожит тем самым и саму себя. Следовательно, конструктивная природа биовласти важнее нигилистических технологий полного уничтожения и истязаний. Глобальная война должна не только нести смерть, но также генерировать и регулировать жизнь.
Одним из показателей нового, активного, конституирую-
/./. Симплициссимус
щего характера войны является переход в политике от «обо-поны» к «безопасности». Ему содействовало американское правительство - особенно в качестве элемента войны с террориз-мом, начатой после 11 сентября 2001 года32. В контексте внешней политики США перенос акцента с обороны на безопасность означает переход от пассивного и сдержанного подхода к активной и агрессивной позиции как внутри, так и вне национальных границ, а именно: от политики поддержания существующего в стране социально- политического строя к его трансформации и, аналогичным образом, от пассивного подхода к войне, подразумевающего лишь реакцию на нападения извне, к активной позиции, нацеленной на их упреждение. Следует учесть, что демократические нации эпохи модернити единодушно ставили вне закона все формы военной агрессии, а их конституции давали парламентам право только на объявление оборонительных войн. Международное право тоже всегда решительно запрещало превентивные или упреждающие удары на основании прав национального суверенитета. Между тем теперешнее оправдание упреждающих ударов и профилактических войн во имя безопасности открыто подрывает национальный суверенитет. Оно все больше лишает смысла существование национальных границ33. То есть и внутри, и за пределами страны поборники безопасности требуют большего, нежели просто консервации сложившегося порядка - по их утверждениям, если мы станем дожидаться нападений, чтобы отреагировать на них, будет слишком поздно. Безопасность требует активного и постоянного формирования внешней среды с помощью военных и/или полицейских акций. Безопасным будет только мир, сформированный нами самими. Такое понимание безопасности и есть, следовательно, форма биовласти в том смысле, что на нее возлагается задача производства и трансформации общественной жизни на самом общем, глобальном Уровне.
Активный, упреждающий характер политики безопасности по сути уже заложен и в других трансформациях войны, пРоанализированных нами выше. Если отныне война считается уже не экстраординарной ситуацией, а нормальным положением дел, то есть если мы вступили в перманентное со-
35Часть 1. Война
стояние войны, то становится необходимым, чтобы она была не угрозой существующей структуре власти, не дестабилизирующей силой, а, напротив, активным механизмом, постоянно воспроизводящим и укрепляющим нынешний глобальный порядок. Более того, концепция безопасности ведет к устранению различий между внешней и внутренней сферами, между армией и полицией. Если «оборона» предполагает наличие защитного барьера против внешних угроз, то «безопасность» оправдывает постоянную военную активность как на собственной территории, так и за рубежом.
Концепция безопасности лишь отчасти и вскользь намекает на обширную трансформацию, с которой связан отмеченный переход. На уровне схем и абстракций мы можем увидеть произошедшее смещение акцентов в инверсии традиционного устройства власти. Представим себе сочетание элементов современной суверенной власти в виде русской матрешки. Самая крупная ее часть - административная власть, призванная поддерживать общую дисциплину; в нее заключена власть, ответственная за политический контроль; последняя, в свою очередь, содержит в себе полномочия на ведение войны. Однако позитивистский характер концепции безопасности требует, чтобы порядок и приоритетность этих вложенных друг в друга «куколок» стали обратными. Теперь уже война выступает внешней оболочкой, внутри которой находятся система политического контроля и, наконец, дисциплинарная власть. Как мы утверждали выше, для нашего времени характерно, что война из финального элемента в последовательности властей - смертоносной силы, приберегаемой на крайний случай, -превратилась в первичный и самый значимый элемент, в основу политики как таковой. Имперский суверенитет создает порядок, не прекращая «войну каждого против всех», как это было у Гоббса, а предлагая режим дисциплинарного администрирования и политического контроля, который непосредственно опирается на непрекращающиеся военные действия. Иными словами, постоянное и скоординированное применение насилия становится необходимым условием поддержания дисциплины и обеспечения контроля. Чтобы война выполняла эту основополагающую общественно-политическую роль,
1.1. Симплициссимус
она должна годиться для осуществления конституирующей или регулятивной функции: война должна стать как процедурным действом, так и упорядочивающей, регулирующей деятельностью, которая создает и поддерживает социальные иерархии, то есть - своего рода биовластью, нацеленной на поддержание общественной жизни и управление ею.
Определять войну через биовласть и безопасность - значит принципиально трансформировать ее правовые рамки. В эпоху модернити старое изречение Клаузевица о том, что война есть продолжение политики другими средствами, представляло собой момент истины в том плане, что война воспринималась при этом как форма политического действия и/или поддержки, что тем самым предполагало наличие международно-правовых рамок ведения современной войны. Подразумевались как jus ad bellum (право вести войну), так и jus in belb (правовые рамки, которым подчинялось бы военное поведение). Во времена модернити война находилась под властью международного права и тем самым была легализована, точнее - превратилась в легальный инструмент. Однако когда термины меняются местами, а войну начинают считать основой внутренней политики глобального порядка - политики Империи, то тогда рушится присущая модернити модель цивилизации, составлявшая фундамент легализированной войны. Прежние правовые рамки объявления и ведения войны более не действуют. Тем не менее, мы по-прежнему не имеем дела с чистым и нерегулируемым применением насилия. В качестве основы всей политики война должна сама обрести законность и фактически создать новые законодательные процедуры. Сколь жестокими и причудливыми ни были бы эти новые формы права, война все же выступает источником юридического регулирования и упорядочивания. Если прежде воина регулировалась правовыми структурами, то теперь она сама стала их регулятором, создавая и навязывая собственные правовые рамки*'4.
Следует отметить, что слова, будто имперской войне присущи регулирующие и упорядочивающие функции, то есть она СоДержит в себе конструктивную составляющую, не означа-Ют> что война сама по себе выступает конституирующим или
37Часть 1. Война
фундаментальным фактором. Революционные войны эпохи модернити были действительно примерами конституирующей силы; они выполняли основополагающую роль в той мере, в какой свергался прежний строй и извне внедрялись новые своды законов, новые формы жизни. Современное состояние имперской войны, напротив, воспроизводит и регулирует уже сложившийся порядок; оно приводит к созданию новых законов и полномочий внутри существующей системы. Своды соответствующих законов строго функциональны и служат задаче постоянной перекройки имперских территорий. Это состояние носит конституирующий характер в том же смысле, как и, например, так называемые подразумеваемые полномочия конгресса в американской конституции или деятельность конституционных судов в закрытых правовых системах. Это функциональные системы, которые выступают (прежде всего в неоднородных обществах) в качестве суррогатов демократического выражения мнений - и тем самым наносят ущерб демократии. В любом случае полномочия по реорганизации и регулированию общества имеют мало общего с конституционными полномочиями в их исконном, фундаментальном смысле. Скорее, это инструмент их вытеснения и удушения35.
Политическая программа «строительства наций» в таких странах, как Афганистан и Ирак - основной пример реализации проекта биовласти и войны. Нельзя придумать ничего более постмодернистского и противоречащего основам материализма, чем подобное представление о строительстве государств. С одной стороны, данный проект обнаруживает, что нация стала чем-то совершенно условным, случайным или, как выразились бы философы, несущественным. По этой причине - в качестве части политической программы - государства можно разрушать, фабриковать или изобретать. С другой стороны, они являются совершенно необходимыми элементами глобального порядка и системы безопасности. Международное разделение труда и власти, иерархии в рамках всемирной системы, как и формы глобального апартеида, которые мы будем обсуждать в следующей части, - все это зависит от учреждения национальных правительств и наделения их властью. Нации нужно сотворить! Поэтому государственное строитель-
1.1. Симплицшсимус
ство рядится под конституирующий, даже онтологический процесс, хотя в реальности это не более чем бледная тень тех революционных процессов, в ходе которых рождались современные нации. Революции и процессы национального освобождения эпохи модернити, которые привели к созданию наций, были такими процессами, которые зарождались в недрах самих национальных обществ, будучи плодом долгой истории общественного развития. Нынешние проекты национального строительства, напротив, навязываются извне силой в результате процесса, который сейчас проходит под рубрикой «смены режимов». Подобное государственное строительство мало напоминает революционное зарождение современных наций и больше смахивает на прецеденты раздела мира колониальными державами и вычерчивания карт подвластных им территорий. При более благосклонном взгляде это также похоже на схватки по поводу перекройки избирательных или административных округов с целью заполучить контроль, распределяемый теперь в глобальном масштабе. В любом случае государственное строительство служит иллюстрацией «конструктивного» аспекта биовласти и стратегии безопасности. Другой пример подобной природы биовласти и всемирной войны, а также их способности к правовому регулированию можно найти в возрождении концепции «справедливых войн». Ныне возобладавшее понимание справедливой войны не следует сводить только к праву властвующей силы на одностороннее принятие решений и отдачу приказов, которое могло бы соответствовать старым представлениям о государственных соображениях (raison d'ittat) в трактовке некоторых ястребов, ведущих сегодня имперские войны. Ввиду опасности того, что справедливая война выродится в фанатизм и пред-рзссудки, не стоит превращать ее и в принцип морали, как этого, по-видимому, хотели бы некоторые религиозные мыслители и теоретики-утописты из области права. И то, и другое - это, в сущности, просто старые, имевшие хождение еще Д° современной эпохи концепции, которые в последнее время возрождаются. Полезнее проследить гораздо более свежую Генеалогию справедливой войны и ее конституирующий по-ТеНциал, особенно то ее понимание, которое связано с «холод-
39Часть 1. Война
1.1. Симплициссимус
ной войной» и служило фундаментом теорий «сдерживания», выдвигавшихся различными стратегами, начиная с Джорджа Кеннана и заканчивая Генри Киссинджером. «Холодная война», как мы покажем ниже, была действительно войной, но такой, при которой возникли ранее не существовавшие элементы. Она зачастую велась в форме конфликтов низкой интенсивности одновременно на разных фронтах по всему миру. Для наших рассуждений имеет значение то, что авторы теорий «сдерживания», опиравшихся на понятие «холодной войны», изменили толкование традиционных принципов поведения в ходе справедливой войны. С их точки зрения, «холодная война» была справедливой не потому, что могла ликвидировать коммунистическую и советскую угрозу, а потому, что могла их сдерживать. В таком случае «справедливая война» не может больше служить моральным оправданием для ограниченных во времени актов насилия и разрушения, как это было прежде. Взамен она становится пригодной для поддержания постоянного равновесия в рамках глобального порядка.
Однако «холодная война» так и не доросла до онтологического истолкования. Присущее ей представление о «сдерживании» отличалось статичностью или, как допустимо считать, диалектичностью. В подлинном смысле конструктивный характер война как таковая стала приобретать уже после завершения эпохи «холодной войны». Внешнеполитическая доктрина Буша-старшего, например, отличалась конструктивностью в том смысле, что война 1991 года в Персидском заливе, хотя ее первоначальной целью было восстановление национального суверенитета Кувейта, являлась, кроме того, частью проекта по созданию «нового миропорядка». В политике гуманитарных войн, поддержания мира и национального строительства администрации Клинтона присутствовали аналогичные аспекты, направленные на выстраивание, в частности, нового политического порядка на Балканах. По крайней мере отчасти, обе эти администрации выдвигали нравственный критерий «справедливой войны» в качестве конституирующего элемента политики, дабы перекроить геополитическую карту мира. Наконец, администрация Буша-младшего, особенно после событий 11 сентября 2001 года и перехода в полити-
ке от обороны к обеспечению безопасности, отчетливо заявила о глобальном размахе и активной, основополагающей функции войны в глобальном миропорядке. Это было сделано вопреки тому, что такая война остается несовершенным и неритмичным процессом, который еще некоторое время будет продвигаться и отступать в различных своих проявлениях. Имперской войне предстоит решить задачу формирования глобальной политической среды и тем самым выступить в качестве формы биовласти в позитивном, продуктивном смысле. Может показаться, будто мы дошли до точки реакционной революции, когда основы нового глобального порядка закладываются в ходе имперской войны, однако в действительности идет всего лишь процесс урегулирования, который закрепляет существующий в Империи порядок*.
Легитимное насилие
К нынешнему глобальному состоянию войны нужно подойти еще с одной стороны - на сей раз с позиции изменений в восприятии легитимного насилия. Одной из главных опор суверенитета современного национального государства служит монополия на применение легитимного насилия, которой оно наделено и внутри национального пространства, и относительно других стран. Внутри собственных границ государство не только располагает преобладающим материальным превосходством в способности к проявлению насилия над всеми прочими общественными силами. Оно является также единственным социальным актором, для которого употребление насилия законно и легитимно. Все другие формы насилия в обществе заведомо нелегитимны или, как минимум, весьма ограничены и скованы в своем применении, как, например, т°т род легитимного насилия, который связан с правом профсоюзов на забастовку, если только можно вообще счесть стач-КУ насильственным актом. На международной арене отдельные государства, бесспорно, располагают разными военными возможностями, но в принципе все они имеют равное право прибегнуть к насилию, то есть вести войну. Легитимное принуждение, правом на которое обладает государство, укорени-
41Часть 1. Война
лось сначала в национальных, а затем в международных правовых структурах. (Речь идет, если обратиться к формулировкам Макса Вебера, скорее о легальной, нежели о традицион-нойили харизматической власти.) Насилие со стороны полицейского, тюремщика и палача на национальной территории либо генерала и солдата за ее пределами легитимны не из-за 1 личных качеств определенных индивидов, а в силу занимаемых ими должностей. Действия этих разнообразных государственных функционеров, способных к совершению легитимного насилия, таким образом, подлежат отчету, по крайней мере в принципе, на основании национального и международного правового порядка, которыми они руководствуются. В политической науке все теории экстраодишрной ситуации - осадного положения и конституционной диктатуры, а также связанных с ними понятий вооруженного мятежа и государственного переворота - недвусмъкленно основываются на государственной монополии на насилие'1'. Крупнейшие практики и теоретики политики XX века, как правые, так левые, сходились в данном вопросе: Макс Вебер и Владимир Ленин говорили почти одними и теми же словами, что в смысле применения силы государство всегда выступает как диктатура38.
Однако во второй половине XX столетия механизмы легитимации государственного принуждения оказались серьезно подорваны. С одной стороны, изменения в международном праве и межгосударственных договорах наложили ограничения на легитимное использование силы одним национальным государством против другого, а также на гонку вооружений. Так, в период «холодной войны» соглашения о нераспространении ядерного оружия, наряду с разнообразными лимитами на разработку химического и биологического оружия, работали на сохранение двумя сверхдержавами подавляющего преимущества в военном потенциале и возможностях реализации права на ведение войны. Тем самым они оставались вне досягаемости для большинства остальных стран'9-С другой стороны, легитимное использование силы подверглось эрозии и внутри государств, в особенности в завершающие десятилетия XX века. Дискурс гуманитарных прав и опирающиеся на него военные интервенции и другие узаконен-
1.1. Симплициссимус
ные акции способствовали постепенному продвижению к деле-гитимации государственного насилия даже при осуществлении его на собственной национальной территории40. К концу XX века государства уже не всегда могли легитимным образом обосновать насильственное принуждение, к которому они прибегали, будь то на своей территории или за ее пределами. Сегодня у них может не быть легитимного права подвергать собственное население полицейским акциям и наказаниям или вести войны за рубежом на основании собственных законов. Следует уточнить, что мы не утверждаем, будто уже снизился уровень насилия, которое государства совершают против собственных граждан и других государств. Напротив! Сократился лишь арсенал средств, сообщающих такому государственному насилию легитимность.
Размывание монополии национального государства на легитимное принуждение возвращает нас к ряду тревожных вопросов. Если насилие со стороны государства априорно нельзя считать легитимным, то от чего зависит теперь легитимность насилия? Является ли всякое насилие легитимным в равной мере? Есть ли, скажем, у бен Ладена и «Аль-Каиды» столь же законное право на совершение насилия, как и у американских военных? Обладает ли югославское правительство правом мучить и убивать отдельные группы собственного населения, сопоставимым с правом Соединенных Штатов на заключение в тюрьму и казнь кого-то из своих граждан? Является ли насилие палестинских групп, направленное против израильских граждан, в той же мере законным, что и насилие израильских военных против граждан Палестины? Возможно, упадок способности государств к легитимации совершаемого ими насилия может объяснить, по крайней мере отчасти, почему за последние десятилетия стали звучать все более громогласные и сбивчивые обвинения в терроризме. В мире, где никакое насилие не будет легитимным, в принципе допустимо называть всякое насилие терроризмом. Как мы уже отмечали выше, все существующие сейчас определения терроризма неустойчивы и зависят от того, кто или что определяет их основные компоненты: законность правительства, права человека и правила ведения войны. Трудности с формулирова-
43Часть 1. Война
нием стабильного и внутренне непротиворечивого определения терроризма тесно связаны с проблемой адекватного понимания легитимности насилия.
Сегодня многие политики, общественные деятели и ученые призывают рассматривать нравственность и моральные ценности в качестве основы легитимного насилия или, скорее, в качестве базиса новой правовой структуры вне вопроса о его законности: насилие легитимно, если его основа нравственна и справедлива, но лишено легитимности, если его основа аморальна и нечестна. Скажем, бен Ладен претендует на легитимацию, выступая как высоконравственный герой для бедняков и угнетенных глобального Юга. Аналогичным образом, правительство Соединенных Штатов претендует на легитимацию совершаемого им военного насилия на основании исповедуемых им ценностей, таких как свобода, демократия и благоденствие. Если же рассуждать шире, то многочисленные дискурсы о правах человека заставляют предположить, что насилие может быть легитимировано на нравственных основаниях - и только так. Набор гуманитарных прав, считать ли их универсальными или устанавливаемыми в ходе политических переговоров, выступает как нравственная конструкция, возвышающаяся над законом, или вообще как замена правовых структур. Во многих традиционных концепциях права человека противопоставлены всем формам насилия, но после Холокоста и, конечно, «гуманитарной интервенции» в Косово данная точка зрения сместилась к тому, что можно назвать «доктриной Аннана» (по имени генерального секретаря ООН). Точка зрения большинства по вопросу прав человека сейчас предполагает поддержку насилия, служащего обеспечению гуманитарных прав, легитимированного по нравственным основаниям и осуществляемого военными в голубых касках сил ООН41.
Сегодня подобные моральные претензии действительно обеспечивают своего рода легитимацию, но при этом следует помнить, что она опрометчиво полагается на чрезвычайное разнообразие нравственных подходов и суждений. В 1928 году Уинстон Черчилль рассказал притчу, иллюстрирующую катастрофические последствия действий на основе предположе-
1.1. Симплициссимус
ния об универсальности собственного толкования насилия42. Однажды все звери в зоопарке решили разоружиться и отречься от насилия. Носорог объявил, что кусаться - это варварство, то есть зубы необходимо запретить, а рога применяются в основном в оборонительных целях, и потому их нужно разрешить. Олень и дикобраз с ним согласились, однако тигр стал возражать против рогов и защищал зубы и даже клыки как вполне достойные и мирные атрибуты. Медведь со своей стороны предположил, что в случае возникновения между зверями разногласий достаточно будет крепко обняться. Как заключил Черчилль, каждое животное считает собственный способ прибегнуть к насилию исключительно инструментом мира и справедливости. Нравственность сможет создать прочную основу для легитимного насилия, власти и доминирования только тогда, когда откажется соглашаться с различными подходами и суждениями. Как только кто-то признает весомыми разные ценности, подобная конструкция немедленно развалится.
Правовые структуры традиционно обеспечивали более стабильные рамки для легитимации, нежели нравственность. Поэтому сегодня многие специалисты настаивают, что только национальные и международные законы остаются крепкой основой для легитимного принуждения43. Однако нужно учесть, что международное уголовное право имеет весьма скудный набор договоров и конвенций при самом минимальном инструментарии для их исполнения. Большинство усилий по применению международного уголовного права не принесло никаких результатов. Например, разбирательства в отношении бывшего чилийского диктатора Аугусто Пиночета в британских и испанских судах представляли собой попытку создать прецедент, на основании которого военные преступления и преступления против человечности подлежали бы универсальной юрисдикции и в принципе могли преследоваться в соответствии с национальным законодательством любой страны мира. Похожие призывы звучали и по поводу желательности привлечь к ответственности бывшего государственного секретаря США Генри Киссинджера за военные преступления в Лаосе и Камбодже, но, как нетрудно было предска-
45Часть 1. Война
зать, эти призывы так и не привели к юридическим действиям. Возникают новые институты, призванные наказывать не-легитимное насилие. Они распространяются много шире ста-рых национальных схем и международного права и включа-ют такие органы, как Международные уголовные трибуналы по бывшей Югославии и Руанде, учрежденные Советом Без-опасности ООН в 1993 и 1994 годах, и (что важнее) постоянный Международный уголовный суд, созданный в Гааге в 2002 году. (Соединенные Штаты отказались присоединиться • к нему, чем существенно ограничили его полномочия.) Если прежде международное право основывалось на признании национального суверенитета и прав народов, то новое имперское правосудие, элементами которого служат концепция преступлений против человечности и деятельность международных судов, направлено на разрушение прав и суверенитета народов и стран с помощью практики наднациональной юрисдикции. В качестве примера рассмотрим обвинения, выдвинутые против Слободана Милошевича и других сербских лидеров в Международном уголовном трибунале по бывшей Югославии. Вопрос, нарушались ли в ходе насилия, совершавшегося сербскими лидерами, законы югославского государства, не является предметом рассмотрения. В сущности, это совершенно не относится к делу. Примененное этими лидерами насильственное принуждение признается нелегитимным в рамках, находящихся вне контекста национального и даже международного права. Другими словами, эти преступления не нарушали национальных или международных законов, а совершались против человечности. Подобное смещение акцентов свидетельствует о возможном упадке международного права и возведении на его месте глобальной или имперской формы закона44.
Мы полагаем, что такого рода подрыв международного права сам по себе не является негативным событием. Мы прекрасно сознаем, как часто на протяжении XX столетия международное право служило лишь оправданию и поддержке насилия сильного над слабым. И все же новое имперское правосудие, при некоторой подвижке осей и разделительных линий, как нам кажется, тоже создает и поддерживает глобаль-
1.1. Симплициссимус
ное неравноправие. Приходится признать, насколько избирательно такое отправление правосудия, как часто преследуются преступления наименее влиятельных игроков, тогда как в отношении самых мощных это происходит слишком редко. Настаивать, что самые сильные тоже должны подчиняться имперским законам и санкциям, представляется нам стратегией благородной, но совершенно утопичной. До тех пор, пока институты имперского правосудия и международные суды, которые наказывают за преступления против человечности, находятся в зависимости от господствующих в мире сил, таких как Совет Безопасности ООН и самые мощные государства-члены ООН, они непременно будут ценить и воспроизводить политические иерархии Империи. Отказ Соединенных Штатов подчинить своих граждан юрисдикции Международного уголовного суда показывает неравенство в применении правовых норм и структур45. Соединенные Штаты будут накладывать дозволенные санкции на других на основании будь то обычных внутриполитических систем или специальных договоренностей, таких как заключение боевиков в тюрьму в заливе Гуантанамо при чрезвычайных обстоятельствах, но они не допустят собственной подотчетности другим национальным или наднациональным судебным органам. Из-за неравенства в силах, по-видимому, не удастся установить и равенство перед законом. В любом случае, сегодня реальное положение дел заключается в том, что согласованность насилия либо с установленным международным законом, либо с возникающим глобальным законом еще не гарантирует его легитимации, а нарушение не означает, что его сочтут нелегитимным - совсем наоборот. За пределами этих юридических структур нужно поискать другие механизмы или рамки, имеющие сейчас эффективность в качестве основания для легитимного насилия. Как нам кажется, в настоящее время принуждение особенно эффективно легитимируется не в рамках некой заранее данной схемы, будь то нравственной или юридической, но лишь постфактум, на основании его результатов. Можно было бы подумать, что насилие со стороны сильного легитимируется автоматически, а насилию со стороны слабого немедленно наносится клеймо терроризма, но логика легитимации теснее
47Часть 1. Война
связана с воздействием, которое производит насилие. Укрепление или восстановление существующего глобального порядка - вот что задним числом легитимирует обращение к силе. ВI интервале всего лишь немногим более десяти лет мы стали свидетелями полного изменения в соотношении форм легитимации. Первая война в Персидском заливе получила легитимность на базе международного права, поскольку была официально нацелена на восстановление суверенитета Кувейта. Для интервенции НАТО в Косово, напротив, легитимации искали в моральных, гуманитарных основаниях. Вторая война в Персидском заливе, которая стала упреждающим ударом, могла рассчитывать на легитимацию прежде всего исходя из ее результатов46. Военная и/или полицейская сила будет получать легитимность в той и только в той мере, в какой она действенна в смысле исправления всемирных нарушений - не обязательно в установлении мира, но в поддержании порядка. По этой логике такая сила, как американская армия, может прибегать к насилию, которое не обязательно законно или нравственно, но будет считаться оправданным, поскольку приводит к воспроизводству имперского порядка. Однако как только принуждение перестанет обеспечивать порядок или безопасность сложившейся глобальной системы, основа его легитимации исчезнет. Это самая сомнительная и нестабильная форма обретения легитимности.
Для легитимации имперского насилия необходимы постоянное присутствие врага и угроза беспорядков. Вероятно, не стоит удивляться тому, что когда война составляет базис для политики, то враг становится определяющей функцией легитимности. То есть враг уже не конкретен и не имеет определенного местонахождения, а отныне становится чем-то быстро перемещающимся и ускользающим, как змей в имперском раю. Враг неизвестен и невидим, и все же он присутствует, как нечто типа общей атмосферы враждебности. Вражеский лик просматривается в дымке будущего и позволяет взбодрить легитимацию там, где она ослабла. Такой враг на деле не просто неуловим. Это совершенная абстракция. Конкретные лица, послужившие целью сначала - в частности, Усама бен Ладен, Саддам Хусейн, Слободан Милошевич, Муаммар Кад-
1.1. Симтициссимус
дафи и Мануэль Норьега - сами по себе представляли весьма ограниченную опасность. Однако их надувают до фигур неве-поятной величины, чтобы они служили олицетворением бо-лее общей угрозы и создавали видимость традиционных, реальных объектов военного противодействия. Возможно даже, что они выступают в роли воспитательного инструмента (или вводящего в заблуждение прикрытия), представляя войну нового типа в привычной для нас форме. Абстрактные объекты войны - наркотики, терроризм и тому подобное - в реальности тоже не являются врагами. Лучше всего относиться к ним как к симптомам дезорганизации действительности, которая составляет угрозу безопасности и обеспечению дисциплины и контроля. Есть нечто ужасное в таком абстрактном противнике, который таится повсюду. Его чудовищность есть первый признак того факта (который будет подробно рассмотрен нами ниже), что асимметрия и дисбаланс сил в мире не могут найти разрешения в рамках новых форм легитимации имперской власти. Здесь же достаточно будет сказать, что этот враг составляет пример или, точнее, служит для experimentum crucis (решающего эксперимента) в определении легитимности. Враг должен быть мыслительной схемой в кантовом понимании, однако действующей в обратном направлении: он должен продемонстрировать не то, что есть сила, а то, от чего она нас спасает. Наличие врага указывает на потребность в безопасности.
Следует пояснить, что безопасность как таковая не обязательно подразумевает подавление или насилие. Во второй части мы подробно проанализируем новые формы общественного труда, которые базируются на нематериальных факторах, таких как умственные способности, информация и различные эмоциональные реакции. Такие формы труда и создаваемые ими социальные сети организуются и контролируются изнутри, через сотрудничество. Вот подлинная форма безопасности. Между тем понятие безопасности, которое мы рассматривали и которое опирается на идею об абстрактных врагах, помогая легитимировать принуждение и ограничить свободы, появляется извне. Эти два понимания безопасности, °Дно основанное на сотрудничестве и другое - укорененное в
49Часть 1. Война
1.1. Симплициссимус
насилии, следовательно, не только различны, но и находятся в открытом конфликте друг с другом47.
На начало нового тысячелетия пришлись почти две тысячи длительных вооруженных конфликтов на Земле, причем их число продолжает расти. Когда вслед за упадком монополии на легитимное применение силы сокращаются суверенные функции национальных государств, конфликты начинают множиться, прикрываясь бесконечной чередой эмблем, идеологий, религий, требований и идентичностей. Причем во всех таких случаях бывает невозможно различить легитимное насилие, преступность и терроризм. Это не означает, что все войны и все воюющие стороны стали одинаковыми, или что мы не в состоянии понять причин, по которым возникают войны. Скорее речь идет о том, что критерии эпохи модернити становятся непригодными: различие между легитимным и нелегитимным насилием, между освободительными войнами и войнами, направленными на угнетение, оказывается все менее четким. Все варианты насилия сливаются в разные оттенки серого цвета. Сама война вне зависимости от различий, которые мы пытаемся проводить, нас подавляет. Возникает видение с точки зрения Симплициссимуса, который не ведал стыда.
Вспомним, в частности, варварскую, имевшую характер геноцида войну между племенами хуту и тутси в Руанде в начале 1990-х годов. Конечно, причины этого конфликта поддаются пониманию, например, в контексте наследия, оставленного бельгийской колониальной системой, при которой тутси, находившиеся в численном меньшинстве, занимали привилегированные позиции относительно хуту, составляющих большинство населения48. Однако подобные объяснения не служат оправданием случившегося. Не указывают они и пути к освобождению. Насилие со стороны как хуту, так и тутси лишено легитимности. То же самое верно, если говорить о насилии со стороны сербов и хорватов на Балканах, а также со стороны индусов и мусульман в Южной Азии. Всем этим проявлениям насилия свойственно становиться в равной мере нелегитимными и реакционными.
Тем не менее, мы можем классифицировать сегодняшние войны согласно различным системам координат (например,
ак борьбу богатых против бедных, богатых против богатых й бедных против бедных), однако подобные категории вряд ли будут иметь значение. Никто не спорит, что они важны для
частников конфликтов, но в рамках нынешнего глобального порядка это не так. Важно только одно различие, которое выше всех остальных: это различие между насилием, сохраняющим сложившуюся иерархию глобального порядка, и угрожающим еМу. Такова перспектива новой имперской войны, которую мы детально исследуем в следующем разделе. Многочисленные ныне идущие войны ничего не дают господствующей глобальной иерархии и ничего у нее не отнимают, а потому Империя к ним равнодушна. Это не значит, что они прекратятся, но это может помочь в объяснении того, почему такие войны не являются объектом имперского вмешательства.
Тайный советник Самюэль Хантингтон
В основнъи трудах в области политической науки эпохи модернити всегда предлагаются инструменты трансформации или свержения господствующих сил и освобождения людей от угнетения. Даже «Князь» Макиавелли, то есть книга, которую порой считают учебным пособием для бесчестных правителей, фактически представляет собой демократический памфлет, который ставит понимание насилия и коварное применение силы на службу республиканского ума. Однако сегодня большинство политологов - не более чем технологи, занятые решением количественных проблем поддержания порядка, а остальные бродят по коридорам от своих университетов до мест средоточия власти, пытаясь заполучить доступ к уху правителя и прошептать в него свой совет. Образцовой фигурой политолога стал тайный советник, секретный поставщик рекомендаций для высшего руководства. Самюэль Хантингтон Шжет служить наилучшим примером имперского тайного совет-кика, наиболее успешно пробравшегося к властному уху. В 1975 году вместе с Мишелем Крозье и Джоджи Ватануки он опубликовал объемистый том по вопросу «кризиса демократии», подготовленный ™я Трехсторонней комиссии49. Диагноз, сформулированный Хантингтоном, сводился к тому, что «демократия» в Соединенных
51Часть 1. Война
Штатах с 1960-х годов была поставлена под угрозу слишком многочисленными каналами демократического участия и излишним обилием требований со стороны организованной рабочей силы, а также недавно активизировавшихся социалъньгх групп, таких как
х защитники прав женщин и афроамериканцы. Согласно его парадоксальному утверждению, в США избыток демократии привел к ее ослаблению, что в итоге выразилось в «демократическом расстройстве». Не исключено, что столь противоречивый ход мыслей мог восприниматься как разумный лишь во времена «холодной войны», когда на фоне угрозы советского тоталитаризма власть над обществом капитала, какие бы политические формы она ни принимала, обязательно считалась «демократической». В действительности текст Хантингтона - это решительно антиреспубликанская, антидемократическая проповедь, содержащая наставления по защите суверенитета против угроз со стороны всех социальных
" сил и общественных движений. Конечно, больше всего Хантигнтон боялся именно демократии в подлинном смысле слова, то есть власти всех, осуществляемой всеми, и это определило основной пафос его аргументации. По его словам, демократия нуждается в усмирении властью, а различные сегменты населения необходимо удерживать от чересчур активного участия в политической жизни или от выдвижения чрезмерных требований в адрес государства. На деле в последующие годы доктрина Хантингтона действительно послужила руководством для неолибералов в деле разрушения государства благосостояния.
Через 20 лет тайный советник Хантингтон снова нашептывает в ухо верховной власти. Ее потребности изменились, а с ними и его советы. «Холодная война» обеспечивала прочный принцип деления государств на союзников и врагов, тем самът очерчивая глобальный порядок, но теперь с этим покончено. В конце XX столетия, когда «холодная война» завершилась и даже суверенитет национальных государств сходит на нет, отсутствует ясность в отношении того, какую форму можно придать глобальному поряд-ку и как допустимо развертывать и легитимировать насилие, необходимое, чтобы такой порядок поддерживать. Хантингтон рекомендует отныне определять организующие разделительные линии глобального порядка и глобального конфликта, те блоки, которые сводят государства в лагеря союзников и врагов, не в терминах «иде-
1.1. Симпяициссимус
окогии», а как «цивилизации»50. Освальд Шпенглер возвращается. Старые родимые пятна реакционной мысли вновь вышли на поверхность. Остается неясным, что могли бы представлять собой эти причудливые исторические образования под названием цивилизаций, но в представлении Хантингтона они в основном определяются как обнаруживается, на основании расовьт и религиозных критериев. Размытый характер цивилизаций как мерила классификации тем более облегчает подчинение «науки» политической тактике и использование их для перекройки геополитической карты. В данном случае наш тайный советник верховной власти опирается на старую реакционную гипотезу, относящую политические группировки к смешанным сообществам (Gemeinschaften), и помещает властную реальность (Machtrealitdten) среди духовных сущностей. Он будит призраки этих цивилизаций, чтобы обнаружить в них общую схему приведения в порядок того разделения на друзей и врагов, которое является для политики самым важным. Друзья для нас те, кто принадлежит к нашей цивилизации; прочие цивилизации -наши враги. Пусть все услышат благую весть: война превратилась в столкновение цивилизаций! Спиноза метко окрестил подобное сотворение врагов и страхов предрассудком, который, как было ему хорошо известно, всегда в конце концов приводит к варварству бесконечной войны и разрушения.
Талант Хантингтона как тайного советника проявился в 1970-е годы в том, что он предвосхитил потребности власти, заранее подготовив антидемократическое руководство к действию, пригодившееся во время революций Рейгана и Тэтчер. Аналогичный образом, его тезис о «столкновении цивилизаций» предшествовал 11 сентября 2001 года и последовавшей за ним войне с терроризмом, которую средства массовой информации и основные политические силы немедленно восприняли, иногда с благоразумным его опровержением, но часто и без такового, как конфликт Запада с исламским миром. На этом фоне гипотеза о столкновении цивилизаций фактически выглядит не столько описанием нынешнего соспгояниямира, сколько недвусмысленным предписанием. Это при-зыв к войне, постановка задачи, которую предстоит решать Запа-fy31. Иначе говоря, в версии Хантингтона цивилизации не имеют Никаких изначальных, духовных или даже исторических истоков, а в роли политических и стратегических данностей,
Часть 1. Война
которые должны породить реальные политические единицы, считающиеся друзьями или врагами США в перманентном состоянии войны.
На этот раз Хантингтон промахнулся, и власть отвернулась от него. О, жестокая судьба тайного советника, зависящего от прихотей господина! После 11 сентября американское правительство настойчиво повторяло, что его всемирная стратегия безопасности не имеет ничего общего со столкновением цивилизаций^. Изначальная причина тут не в том, что политические лидеры США уловили расистский подтекст гипотезы-предложения Хантингтона. Скорее, его понимание цивилизации слишком узко для их глобального видения. Хантингтон застрял в рамках прежней парадигмы мирового порядка, стараясь сформировать новые кластеры национальных государств, на этот раз в виде цивилизаций, чтобы они заменили противостоящие блоки времен «холодной войны». Однако имперские виды на будущее гораздо шире. Все человечество должно оказаться под управлением Империи. В этом новом мире воображаемые цивилизации Хантингтона и разделяющие их границы -просто препятствия. Есть нечто печальное в облике ретивого советника, которым пренебрег владыка, вычеркнув его из избранного круга.
1.2. Подавление мятежей
В наступившем столетии перед нами стоит трудная задача: защитить американскую нацию от неизвестной, неопределенной, невидимой и неожиданной опасности.
Дональд Рамсфепд, министр обороны США
Вся Галлия усмирена. Юлий Цезарь
На смерть У.Б., изгнанника
(Уолтеру Беджамену)
Как говорят, покончил ты с собой,
Чтоб избежать услуги палача.
За восемь лет твоей чужбины вырос враг.
Тогда, ввиду преград неодолимых,
Ты и ушел, они сказали, - ведь ты бессмертным не был.
Империям конец приходит. Предводители бандитов
Вышагивают чинно, как элита. Народы
Теряются из виду за вооруженьем их многочисленных бригад
А потому грядущее во мраке, и праведные силы
Иссякают. Все это было ясно для тебя,
Когда ты уничтожил измученное пыткой тело.
Бертольд Брехт
В этом разделе мы проанализируем внутренние противоречия «военной машины», порожденной экстраординарностью ситуации и глобальной гражданской войной. У новой модели ведения войны есть свои характерные особенности. Тем не менее, она должна отвечать и традиционным запросам суверенной власти, а именно - подавлять движения сопротивления и подчинять множество определенному порядку. Другими словами, даже новые стратегии ведения боевых действий следует оформлять как подавление мятежей. Как станет ясно из Дальнейшего изложения, новой модели войны присущи противоречия двух типов: те, что проистекают из ее отхода от Ранее принятых методов ведения боевых действий, и те, что возникают в связи с изменившимися социальными условиями и появлением новых форм общественного труда, с которыми
55Часть 1.Война
неизбежно сталкиваются биовласть и война. Такие противоречия дают нам исходную точку или основу, чтобы выяснить, какие формы сопротивления и, в конечном счете, освобождения возможны в этом новом контексте, иначе говоря, чтобы найти выход из этого глобального состояния войны.
Зарождение новой войны
Состояние войны эпохи постмодернити во многом напоминает войны тех времен, когда еще не наступила эпоха мо-дернити. Сейчас период модернити, в течение которого войны сводились к ограниченным во времени и пространстве конфликтам между национальными государствами, преследовавшими политические цели, может показаться всего лишь краткой передышкой на пару веков перед тем, как человечество вновь погрузится в расплывчатое состояние войны, нравственные и религиозные коды которой постоянно меняются. Но на самом деле часы истории не идут вспять. Констатация возвращения неких прежних элементов - лишь первая слабая попытка ухватить смысл нового явления.
Можно сказать, что, по сути дела, с самого начала XX века человечество так и не жило в мире. Первая мировая война (1914-1918 годы), которая была сосредоточена в Европе, после неспокойного периода хрупкого мира непосредственно привела ко Второй мировой войне (1939-1945 годы), а сразу вслед за ее завершением мы вступили в «холодную войну». Это уже была глобальная война нового типа, в некотором смысле - Третья мировая. Ее окончание (1989-1991 годы) ознаменовало переход к современному состоянию имперской гражданской войны. Таким образом, наше время можно считать Четвертой мировой войной53. Подобная периодизация - полезная исходная точка, поскольку она помогает нам увидеть как то, что унаследовано от прежних мировых конфликтов, так и отличия от них. Само по себе понятие «холодной войны» уже предполагало, что война стала нормой. Тем самым стал очевиден тот факт, что даже прекращение стрельбы означает не завершение вооруженного конфликта, а лишь временное смягчение его форм. Как представляется, в широком
1.2. Подавление мятежей
смысле сегодня состояние войны стало нескончаемым. Кроме того, предлагаемая периодизация позволяет понять, как на различных этапах менялся характер военных действий и противоборствующих сторон. Первая мировая война была конфликтом между европейскими государствами, хотя в него были втянуты многие регионы вне Европы, прежде всего - в силу распространения по миру империалистических и колониальных структур. Вторая мировая война во многом повторяла Первую, на этот раз в равной мере разворачиваясь в Азии и в Европе. Она была завершена в результате вмешательства Советского Союза и Соединенных Штатов, впоследствии ставших сторонами нового конфликта всемирного масштаба. «Холодная война» закрепила данную глобальную конфигурацию таким образом, что большинство стран оказалось вынуждено поддержать ту или иную ее сторону. Однако в нынешнем со- , стоянии имперской войны суверенные национальные государства уже не имеют первостепенного значения в качестве участников противостояния. Сегодня на поле брани вступили иные действующие лица. Более четкое их определение составляет одну из основных задач для выяснения генезиса нынешнего состояния войны.
Принципиальные изменения в международных отношениях часто датируют 1989 годом и окончательным завершением «холодной войны». Однако, чтобы отметить наступление нынешнего состояния, по-видимому, больше подходит 26 мая 1972 года, то есть тот день, когда Соединенные Штаты и Советский Союз подписали Договор о противоракетной обороне, регулирующий производство ядерных вооружений двух сверхдержав. Ядерное соревнование, в котором угрозы сторон зеркально отражали друг друга, достигло апофеоза. Возможно, именно в тот момент война утратила прежнюю отчетливость в качестве главного показателя мощи национальных государств. Ядерное оружие, опирающееся на ракетные боеголовки, еще долго после этого оставалось краеугольным камнем военной стратегии, но, в сущности, начиная с данного момента, ядерные ракеты стали увязать в грязи своих хранилищ. Война, по крайней мере в том виде, каком ее знала эпоха МоДернити, то есть всеобщий вооруженный конфликт высо-
Часть 1. Война
1.2. Подавление мятежей
кои интенсивности с массовыми разрушениями, отступала в прошлое. Бойни, подобные бомбардировкам Лондона Германией в сентябре 1940 года или бомбардировке Дрездена войсками союзников по антигитлеровской коалиции в феврале 1945 года, которые представляли собой тотальное напряжение всех сил, нацеленное на уничтожение и устрашение всего населения страны, теперь, если рассуждать здраво, уже нельзя признать элементом военного искусства. Правда, к сожалению, это не означает, что подобные действия не могут повторяться. В течение какого-то времени еще могла продолжаться стратегия взаимного сдерживания, характерная для противостояния между США и СССР, но война как таковая стала видоизменяться. Она меньше ориентирована на защиту от какой-то явной мегаугрозы и больше нацелена на распространение мелких угроз. Она нацелена не столько на общее уничтожение врага, сколько на его трансформацию и даже создание. Война приобрела ограниченный характер. Вместо того чтобы напрягать все силы в крупномасштабной битве, сверхдержавы стали втягиваться в полицейские акции высокой интенсивности, каковые проводились Соединенными Штатами во Вьетнаме и Латинской Америке, а Советским Союзом - в Афганистане. Конечно, высокоинтенсивную полицейскую акцию часто почти не отличишь от военных действий низкой интенсивности. Но даже когда названные конфликты временами переходили в военную фазу, они не становились такими же всеобъемлющими, как тотальные мобилизации «великих войн» XX столетия. Короче говоря, 26 мая 1972 года война стала превращаться в неотъемлемый компонент биовласти, направленной на создание и воспроизводство глобального общественного порядка.
Изменения начала 1970-х годов в форме и целях войны совпали с периодом крупной трансформации в мировой экономике. Договор о ПРО не случайно был подписан в промежуток времени между прекращением США обмена долларов на золото, которое произошло в 1971 году, и первым нефтяным кризисом 1973 года"я. То было время не только валютных и хозяйственных кризисов. Тогда же начались и эрозия государства благосостояния, и перенос упора в экономике с фаб-
г
ичного производства на социально-ориентированные и нематериальные отрасли. К таким разнородным трансформациям можно относиться как к отдельным граням одного и того явления - грандиозной социальной трансформации. Военные действия биовласти периода постмодернити столь явно зависят от изменений в экономике постольку, поскольку война всегда была связана с ней и, судя по всему, со временем такая зависимость лишь укреплялась. Многие ученые подчеркивают, что крупной промышленности принадлежит главная роль в определении нынешнего состояния дел в военной сфере - в плане технологических изменений, организационных моделей и тому подобного. Нынешняя война и современная промышленность развивались рука об руку53. Для боевых действий эпохи постмодернити характерно усвоение и распространение технологий и форм крупномасштабной индустрии, а также новшеств из области социального и нематериального производства, на чем мы подробно остановимся во второй части книги.
Сегодня военный контроль и организация осуществляются в первую очередь с помощью средств связи и информационных технологий. Более того, представляет особый интерес (и опасность) развитие в военных целях - в дополнение к новым ядерным и химическим технологиям и наряду с обычными промышленными технологиями - биотехнологий и соответствующих производств. В совокупности все это составляет гигантский арсенал, служащий целям войны. В результате война в условиях постмодернити обретает многие черты того, что экономисты считают характерным для «постфордизма» на производстве. В ее основе лежат мобильность и гибкость; она включает в себя разведку, обработку данных и труд в нематериальной сфере; ее масштаб расширяется за счет распространения милитаризации по всей поверхности Земли вплоть до космических высот и океанских глубин. Речь идет не только о крахе традиционных попыток добиться нераспространения вооружений. По сути дела, новые производственные технологии составляют основу того, что аналитик «РЭНД корпо-Рэйшн» Лоран Муравич называет «распространяющимся рас-
59Часть 1.Война
пространением» - непреодолимым наращиванием всех видов оружия во всем мире*.
Характеризуя взаимосвязи между войной и экономическим производством, нужно проявлять осторожность, дабы не впасть в упрощенчество, которое нередко имеет место при описании «военно-промышленного комплекса». Этот термин появился для определения случаев слияния интересов крупных промышленных предприятий и государственного военно-политического аппарата в империалистической фазе капиталистического развития. Например, между сталелитейным производством Круппа и германской армией, между страховой компаний «Ллойде» и британскими империалистическими проектами, между авиастроительной фирмой «Дассо» и военной политикой де Голля или между «Боингом» и Пентагоном. Начиная с 1960-х годов понятие «военно-промышленный комплекс» превратилось в некую эмблему, служившую для описания того, как военная промышленность подчинила себе людские судьбы. Другими словами, ВПК стали считать скорее субъектом истории, нежели итогом сложных взаимоотношений между промышленностью, войной и институтами, складывающихся в ответ на разворачивание повстанческих и освободительных движений-'7. Таким образом, некритическое упоминание военно-промышленного комплекса в популистском смысле (что порой отдает антисемитизмом, если вспомнить старые стереотипы о «еврейских банкирах» как «дельцах от войны») стало некой формой чрезмерного исторического упрощения. В результате при политико-теоретическом анализе войны, ее причин и социальных измерений за скобки выводятся все реальные соображения, касающиеся классовых конфликтов и общественных беспорядков, а на нынешнем этапе - и массовых движений. Речь идет о движениях, на которые суверенная власть должна реагировать и которые она обязана контролировать во всем объеме их жизненных проявлений. Ведь мы уже убедились, что война, направленная лишь на уничтожение врага, сегодня не может служить опорой новой формы господства. Ей следует не только разрушать жизнь, но и создавать ее. Возможно, вместо «военно-промышленного комплекса» мы должны теперь говорить о «военно-
1.2. Подавление мятежей
жизненном комплексе». Важно признать, сколь тесно связана биовласть с войной как на практике, так и на каждом уровне предпринимаемого нами анализа.
Революция в военном деле
Наличие тесной связи между развитием технологий экономического производства и вооруженного уничтожения признают не только критики военной машины. Важные представления относительно ее происхождения - пусть в неполном и искаженном виде - мы получаем дополнительно на основании того, как сами военные круги, прежде всего американские, трактуют изменения, ведущие к новому состоянию военного дела. После 1989 года и завершения «холодной войны» началось то, что многие военные аналитики окрестили «революцией в военном деле» (РВД), или просто «трансформацией обороны», понимая под таковой крупные подвижки в военной стратегии США58. Понятие РВД исходит из трех основных предпосылок: из того, что новые технологии создают возможность для новых форм ведения боя; что ныне Соединенные Штаты располагают подавляющим преимуществом в военной силе над всеми другими государствами; и что с концом «холодной войны» утратила смысл парадигма войны как предсказуемого массового конфликта. Американская военная машина была настроена на обеспечение участия ведущих держав в противостоянии на двух фронтах одновременно. Однако отныне уже нет более необходимости готовиться к длительному, крупномасштабному ведению боевых действий высокой интенсивности даже на одном фронте. Вооруженные силы США, объединенные в огромные подразделения, с тысячами солдат в одной отдельно взятой дивизии, необходимо полностью реорганизовать. Теперь требуются небольшие части; они Должны совмещать сухопутный, воздушный и морской потенциал, а также быть готовыми к осуществлению миссий разного типа - начиная с поиска и спасения, а также гуманитарной помощи и заканчивая активным ведением боев малого или среднего масштаба. РВД не только реорганизует армии, но и приводит к максимальному использованию новых информа-
61Часть 1.Война
ционных и коммуникационных технологии, что дает американским военным гигантское превосходство и ставит их в асимметричное положение по отношению ко всем их союзникам и врагам. РВД создает новую стандартную формулу военных операций США, включающую в себя использование почти абсолютного американского превосходства в воздухе, дополняемое морскими силами и управляемыми ракетами, интеграцию всевозможных разведывательных органов, максимальное применение информационно-коммуникационных технологий и тому подобное59. В таких условиях армии и ее наземным частям отводится явно подчиненная роль относительно военно-воздушных и военно-морских сил и, в особенности, разведывательных и информационных технологий, которые обеспечивают эффективную доставку боезарядов к любой цели при сниженном риске. Обычно наземные силы не задействованы в бою с самого начала. Вместо этого они разворачиваются мелкими, мобильными группами, чтобы в оперативном и техническом плане обеспечить координацию воздушных, морских и разведывательных служб. В этих рамках боевые операции стали чем-то вроде «системы систем» военной силы. Считается, что подобные новые стратегии и технологии делают войну занятием, которое для американских солдат практически лишено риска, поскольку защищает их от угрозы со стороны любого противника.