Младенческий возраст как отправной пункт сенсорного развития человека. Общепсихологическая характеристика младенчества.

Младенец интенсивно растет, начинает все более интенсивно и успешно двигаться и, значит, приобретает большие возможности познания окр.мира. Что касается познавательного развития ребенка, то здесь нужно рассмотреть в первую очередь развитие восприятия и тонких ручных движений.

Восприятие. Зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденности, совершенствуется. После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7 – 8 минут. Становится возможным прослеживание движущихся предметов. В 4 месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, двигается и повизгивает. К 2 – 3 месяцам младенцы обычно проявляют интерес к объектам, к-ые в какой-то мере отличаются от тех, что наблюдались ими раньше. Но реакция на новизну появляется только в относительно узком диапазоне изменений. Ребенок различает зрительно воспринимаемые объекты по форме, сложности и цвету. На цвет он может реагировать уже в 3 – 4 месяца, когда реакция вырабатывается по типу условнорефлекторных связей. Активный же интерес к цвету появляется позже, с 6 месяцев. Развивается также пространственное восприятие, в частности, восприятие глубины. Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, к-ые он получает.

Движение и действия. Движения рук младенца, направленные к предмету, ощупывание предмета появляются примерно на 4 месяце жизни. В 5 – 6 месяцев ребенок уже может схватить предмет, что требует сложной зрительно-двигательной координации. Во втором полугодии движения рук и соответствующие действия интенсивно развиваются. Ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т.д. После 7 месяцев встречаются «соотносящие» действия: ребенок вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек. После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых. Разнообразные действия приводят его к открытию все новых и новых свойств окружающих его объектов. Ориентируясь в окр. действительности, он интересуется не только тем, «что это такое», но и тем, «что с этим можно делать».

Память. Первым появляется узнавание. Уже в раннем младенчестве дети способны соотносить новые впечатления с имеющимися у них образами. Если ребенок, получив новую куклу, какое-то время рассматривает ее, на следующий день он может ее узнать. В 3 – 4 месяца он узнает ту игрушку, к-ую показывал ему взрослый, предпочитая ее остальным, находящимся в поле его зрения. 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого.

Эмоциональное развитие. Эта линия развития тоже непосредственно зависит от общения с близкими взрослыми. В первые 3 – 4 месяца у детей проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности. После 3 – 4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого ч-ка. В 7 – 8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Примерно в это же время, между 7 и 11 месяцами, появляется так называемый «страх расставания» – грусть или острый испуг при исчезновении мамы (когда ее долго нет или она просто на какое-то время вышла).

Речевое развитие. В первом полугодии форм-ся речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в к-ом можно различить нек-ые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10 – 20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи.