IV. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

4.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий
для самостоятельной работы

Реализация задач курса «Социология массовых коммуникаций» подразумевает самостоятельное выполнение студентами ряда контрольных заданий.

1 Практическое задание «Социология массовых коммуникаций как отрасль социологического знания». От студентов требуется дать краткую характеристику современного рынка массовой информации; обосновать возможные методы социологического исследования различных видов СМИ. Представить перечень функций различных видов СМИ и способов их социологической фиксации

Проверка выполнения задания и публичное выступление студентов с подготовленным материалом осуществляется в рамках семинарских занятий «Основные направления социологических исследований средств массовой коммуникации».

 

2 Практическое задание «История развития социологических исследований средств массовой информации». Студентам необходимо подготовить обзор публикаций в специальных периодических изданиях о воздействии СМИ на личность: руб­рики, разделы, в которых публикуются материалы о средствах массовой информации. Представить авто­ров публикаций, особенности рассмотрения темы. Требуется обозначить основные концепции исследования по схеме: а) характер восприятия информации: б) способ и формы передачи информации; в) эффект усвоения информации; г) оценка роли масс-медиа в жизни общества.

Проверка выполнения задания и публичное выступление студентов с подготовленным материалом осуществляется в рамках семинарских занятий «История развития социологических исследований средств массовой информации».

 

3 Практическое задание «Основные направления социологических исследований СМИ». Студентам необходимо: 1. Проанализировать материалы социологических исследований по социологии массовых коммуникаций, опубликованные в журнале «Социологические исследования» («СОЦИС»). Дать характеристику исследований по схеме: 1.1. Тема исследования. 1.2. Организация – инициатор исследования. 1.3. Сроки проведения исследования. 1.4. Состав участников исследовательской группы. 1.5. Вид исследования. 1.6. Цель и задачи исследования. 1.7. Масштабы, база исследования. 1.8. Круг исследуемых вопросов. 1.9. Основные этапы и исследовательские процедуры, 1.10. Основные результаты исследования. Характер представлен­ных отчетных материалов. 1.11. Практическая значимость результатов исследования.

2. Подготовить выступление по выбранной статье.

Проверка выполнения задания и публичное выступление студентов с подготовленным материалом осуществляется в рамках семинарских занятий «Основные направления социологических исследований средств массовой информации».

 

4 Практическое задание «Контент-анализ средств массовой информации» Для выполнения данного задания студентам необходимо:

1. Разработать инструментарий контент-анализа периодических
изданий по самостоятельно выбранной теме.

2. Провести контент-анализ периодических изданий по разра­ботанному инструментарию: 2.1. тематика издания, 2.2. выбор издания, 2.3. категории и единицы анализа.

3. Проанализировать полученные данные, сделать выводы.

Проверка выполнения задания и публичное выступление студентов с подготовленным материалом осуществляется в рамках семинарских занятий «Контент-анализ средств массовой информации».

 

5 Практическое задание «Рейтинговые исследования средств массовой информации». Для выполнения данного задания студентам необходимо осуществить анализ опубликованных данных рейтинговых исследований.

План анализа: 1.1. Исследователь. 1.2. Цель исследования. 1.3. Объект рейтинговой оценки. 1.4. Способ расчета рейтинга. 1.5. Единицы измерения рейтинга. 1.6. Практическая значимость рейтинговых данных.

2. Подготовить инструмент для определения рейтинга выбран­ного объекта (построение нескольких типов вопросов).

Проверка выполнения задания и публичное выступление студентов с подготовленным материалом осуществляется в рамках семинарских занятий «Рейтинговые исследования средств массовой информации».

 

6 Практическое задание «Фокус-групповое исследование». Студентам необходимо самостоятельно подготовить сценарий фокус-группы по следующей схеме: 1.1. изложение целей заседания; 1.2. обоснование размера и состава группы; 1.3. текст вступительного слова; 1.4. тематический план беседы с конкретизацией в вопросах (не менее четырех тем, содержащих не менее трех вопросов).

2. Оформить сценарий фокус-группы с распределением времени дискуссии.

Проверка выполнения задания и публичное выступление студентов с подготовленным материалом осуществляется в рамках семинарских занятий «Качественные методы исследования средств массовой информации».

 

4.2. Темы рефератов по курсу

1. Самоопределение социологии массовых коммуникаций как науки

2. Особенности организации исследований в области социологии массовых коммуникаций

3. Ведущие центры изучения общественного мнения

4. Массовые коммуникации в обществе

5. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема

6. Современная структура рынка массовой информации

7. Ведущие характеристики современного Интернет–сообщества

8. Преимущества и недостатки социологического исследования системы Интернет

9. Особенности существования человека в информационном обществе

10. Теории конструирования социальной реальности с помощью СМИ

11. Социология массовых коммуникаций в России

12. Модели коммуникативного процесса

13. Ведущие социальные функции СМИ и их социологический анализ

14. Общая характеристика основных направлений социологических исследований СМИ

15. Ведущие информационные ориентации потребителей

16. Тенденции информационного поведения аудитории современных российских СМИ

17. Контент-анализ средств массовой информации

18. История проведения анализа текстов в области СМИ

19. Особенности рейтинговых технологий СМИ

20. Медиаметрические исследования аудитории как направление социологии журналистики и информационного маркетинга

21. Тематические направления он-лайновых опросов

22. Особенности он-лайновых интервью

23. Особенности использования качественных методов при работе со СМИ.

24. История изучения журналиста и редакции

25. Социопсихологическое изучение личности журналиста

26. Черты социологического портрета современного российского журналиста

27. Основные требования к публикации социологической информации

28. Анализ документов как метод сбора социологической информации

29. Особенности применения анализа документов в исследовании СМИ

30. История и основные правила применения контент-аналитических процедур

 

 

Вопросы для подготовки к зачету

1. Журналистика и социология: сравнительный анализ дисциплин

2. Самоопределение социологии массовых коммуникаций как науки

3. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема. Современная структура рынка массовой информации и ее основные черты

4. Преимущества и недостатки социологического исследования системы Интернет

5. История развития социологических исследований масс-медиа на Западе

6. Социология массовых коммуникаций в России: традиции социологического изучения

7. Ведущие социологические модели коммуникации

8. Основные направления социологических исследований массовых коммуникаций

9. Аудитория средств массовой информации: общая характеристика и типология

10. Социальные функции СМИ и их социологический анализ

11. Социологические эффекты деятельности средств массовой информации

12. Количественные методы исследования средств массовой информации: общая характеристика.

13. Задачи и методы изучения текстов массовой информации: контент-аналитические процедуры

14. Медиаметрические исследования аудитории как направление социологии массовых коммуникаций и информационного маркетинга

15. Исследование российской аудитории Интернет-сайта

16. Тематические направления он-лайновых опросов

17. Возможности применения качественных методов исследования средств массовой информации

18. Методика фокус-групп в изучении проблем СМИ

19. Метод интервью и его использование в исследовании коммуникаторов и коммуникантов

20. Редакция и журналисты как объекты социологических исследований

21. Черты социологического портрета современного российского журналиста

22. Основные требования к публикации социологической информации

23. Принципы сотрудничества редакций и журналистов с социологической организацией

24. Тенденции информационного поведения аудитории современных российских СМИ

 

Список рекомендуемой литературы по дисциплине

 

4.4.1. Основная литература¯

1. Бакулев, Г.П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции: учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Г.П. Бакулев. – М., Аспект Пресс, 2005. – 176 с.

2. Бориснев, С.В. Социология коммуникации: учеб. пособие. – М., ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 270 с.

3. Журналистика в условиях общественного кризиса: материалы науч.-практ. семинара, 1 дек. 1998 г. [Текст]/ Редкол.: С. Г. Корконосенко и др.- СПб.: СПбГУ, 1999.- 204 с. *

4. Журналистика и социология, 2000. Журналистика как массовая коммуникация: [Текст]/Материалы научно-практического семинара, 7 декабря 2000 г. *

5. Кара-Мурза, С.Г. Манипуляция сознанием [Текст]/С.Г. Кара-Мурза.– М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс. – 2001. – 832 с. *

6. Конецкая, В. П. Социология коммуникации: учебник [Текст]/ В.П. Конецкая.- М.: Междунар. Ун-т Бизнеса и Управления, 1997.- 303 с. *

7. Массовая информация в современном промышленном городе: опыт комплексного социологического исследования [Текст]/ Под общ. ред. Грушина Б.А., Оникова Л.А. М.1980.

8. Моль, А. Социодинамика культуры. [Текст]/ А. Моль. – М. 1973.

9. Назаров, М.М. Массовые коммуникации в современном мире [Текст]/М.М. Назаров. – М., 1999. – 240 с. *

10. Прикладная социология: учебное пособие [Текст]/Под ред. д.э.н. проф. Ю.С. Колесникова. Серия «Учебники Феникса». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 320 с. *

11. Родионов, Б.А. Социология социальной коммуникации. – Ижевск: Изд-во Удм. Ун-та, 1996. – 166 с.

12. Социология журналистики: очерки методологии и практики [Текст]/ Под ред. С. Г. Корконосенко.- М.:Гендальф, 1998.- 256 с. *

13. Федотова, Л.Н. Анализ содержания – социологический метод изучения средств массовой коммуникации [Текст]/Л.Н. Федотова. – М.: Институт социологии РАН, 2001. – 202 с. *

14. Федотова, Л. Н. Социология массовой коммуникации [Текст]/ Л. Н. Федотова.- М.:Аспект Пресс, 2002.- 238 с. *

15. Харрис, Р. Психология массовых коммуникаций. [Текст]/ Р. Харрис. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 448 с.

16. Шампань, Д. Делать мнение: новая политическая игра: реф. ст. [Текст]/ Д. Шампань //Политические исследования (Полис). – 1992.- №3.

17. Элеазер, А.В. Исследование аудитории сайта в Интернете [Текст]/ А.В. Элеазер// Журналистика и социология, 2000. Журналистика как массовая коммуникация: материалы научно-практического семинара, 7 декабря 2000 г. – С.145-149. *

 

4.4.2.Дополнительная литература