IV. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
4.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий
для самостоятельной работы
Реализация задач курса «Социология массовых коммуникаций» подразумевает самостоятельное выполнение студентами ряда контрольных заданий.
1 Практическое задание «Социология массовых коммуникаций как отрасль социологического знания». От студентов требуется дать краткую характеристику современного рынка массовой информации; обосновать возможные методы социологического исследования различных видов СМИ. Представить перечень функций различных видов СМИ и способов их социологической фиксации
Проверка выполнения задания и публичное выступление студентов с подготовленным материалом осуществляется в рамках семинарских занятий «Основные направления социологических исследований средств массовой коммуникации».
2 Практическое задание «История развития социологических исследований средств массовой информации». Студентам необходимо подготовить обзор публикаций в специальных периодических изданиях о воздействии СМИ на личность: рубрики, разделы, в которых публикуются материалы о средствах массовой информации. Представить авторов публикаций, особенности рассмотрения темы. Требуется обозначить основные концепции исследования по схеме: а) характер восприятия информации: б) способ и формы передачи информации; в) эффект усвоения информации; г) оценка роли масс-медиа в жизни общества.
Проверка выполнения задания и публичное выступление студентов с подготовленным материалом осуществляется в рамках семинарских занятий «История развития социологических исследований средств массовой информации».
3 Практическое задание «Основные направления социологических исследований СМИ». Студентам необходимо: 1. Проанализировать материалы социологических исследований по социологии массовых коммуникаций, опубликованные в журнале «Социологические исследования» («СОЦИС»). Дать характеристику исследований по схеме: 1.1. Тема исследования. 1.2. Организация – инициатор исследования. 1.3. Сроки проведения исследования. 1.4. Состав участников исследовательской группы. 1.5. Вид исследования. 1.6. Цель и задачи исследования. 1.7. Масштабы, база исследования. 1.8. Круг исследуемых вопросов. 1.9. Основные этапы и исследовательские процедуры, 1.10. Основные результаты исследования. Характер представленных отчетных материалов. 1.11. Практическая значимость результатов исследования.
2. Подготовить выступление по выбранной статье.
Проверка выполнения задания и публичное выступление студентов с подготовленным материалом осуществляется в рамках семинарских занятий «Основные направления социологических исследований средств массовой информации».
4 Практическое задание «Контент-анализ средств массовой информации» Для выполнения данного задания студентам необходимо:
1. Разработать инструментарий контент-анализа периодических
изданий по самостоятельно выбранной теме.
2. Провести контент-анализ периодических изданий по разработанному инструментарию: 2.1. тематика издания, 2.2. выбор издания, 2.3. категории и единицы анализа.
3. Проанализировать полученные данные, сделать выводы.
Проверка выполнения задания и публичное выступление студентов с подготовленным материалом осуществляется в рамках семинарских занятий «Контент-анализ средств массовой информации».
5 Практическое задание «Рейтинговые исследования средств массовой информации». Для выполнения данного задания студентам необходимо осуществить анализ опубликованных данных рейтинговых исследований.
План анализа: 1.1. Исследователь. 1.2. Цель исследования. 1.3. Объект рейтинговой оценки. 1.4. Способ расчета рейтинга. 1.5. Единицы измерения рейтинга. 1.6. Практическая значимость рейтинговых данных.
2. Подготовить инструмент для определения рейтинга выбранного объекта (построение нескольких типов вопросов).
Проверка выполнения задания и публичное выступление студентов с подготовленным материалом осуществляется в рамках семинарских занятий «Рейтинговые исследования средств массовой информации».
6 Практическое задание «Фокус-групповое исследование». Студентам необходимо самостоятельно подготовить сценарий фокус-группы по следующей схеме: 1.1. изложение целей заседания; 1.2. обоснование размера и состава группы; 1.3. текст вступительного слова; 1.4. тематический план беседы с конкретизацией в вопросах (не менее четырех тем, содержащих не менее трех вопросов).
2. Оформить сценарий фокус-группы с распределением времени дискуссии.
Проверка выполнения задания и публичное выступление студентов с подготовленным материалом осуществляется в рамках семинарских занятий «Качественные методы исследования средств массовой информации».
4.2. Темы рефератов по курсу
1. Самоопределение социологии массовых коммуникаций как науки
2. Особенности организации исследований в области социологии массовых коммуникаций
3. Ведущие центры изучения общественного мнения
4. Массовые коммуникации в обществе
5. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема
6. Современная структура рынка массовой информации
7. Ведущие характеристики современного Интернет–сообщества
8. Преимущества и недостатки социологического исследования системы Интернет
9. Особенности существования человека в информационном обществе
10. Теории конструирования социальной реальности с помощью СМИ
11. Социология массовых коммуникаций в России
12. Модели коммуникативного процесса
13. Ведущие социальные функции СМИ и их социологический анализ
14. Общая характеристика основных направлений социологических исследований СМИ
15. Ведущие информационные ориентации потребителей
16. Тенденции информационного поведения аудитории современных российских СМИ
17. Контент-анализ средств массовой информации
18. История проведения анализа текстов в области СМИ
19. Особенности рейтинговых технологий СМИ
20. Медиаметрические исследования аудитории как направление социологии журналистики и информационного маркетинга
21. Тематические направления он-лайновых опросов
22. Особенности он-лайновых интервью
23. Особенности использования качественных методов при работе со СМИ.
24. История изучения журналиста и редакции
25. Социопсихологическое изучение личности журналиста
26. Черты социологического портрета современного российского журналиста
27. Основные требования к публикации социологической информации
28. Анализ документов как метод сбора социологической информации
29. Особенности применения анализа документов в исследовании СМИ
30. История и основные правила применения контент-аналитических процедур
Вопросы для подготовки к зачету
1. Журналистика и социология: сравнительный анализ дисциплин
2. Самоопределение социологии массовых коммуникаций как науки
3. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема. Современная структура рынка массовой информации и ее основные черты
4. Преимущества и недостатки социологического исследования системы Интернет
5. История развития социологических исследований масс-медиа на Западе
6. Социология массовых коммуникаций в России: традиции социологического изучения
7. Ведущие социологические модели коммуникации
8. Основные направления социологических исследований массовых коммуникаций
9. Аудитория средств массовой информации: общая характеристика и типология
10. Социальные функции СМИ и их социологический анализ
11. Социологические эффекты деятельности средств массовой информации
12. Количественные методы исследования средств массовой информации: общая характеристика.
13. Задачи и методы изучения текстов массовой информации: контент-аналитические процедуры
14. Медиаметрические исследования аудитории как направление социологии массовых коммуникаций и информационного маркетинга
15. Исследование российской аудитории Интернет-сайта
16. Тематические направления он-лайновых опросов
17. Возможности применения качественных методов исследования средств массовой информации
18. Методика фокус-групп в изучении проблем СМИ
19. Метод интервью и его использование в исследовании коммуникаторов и коммуникантов
20. Редакция и журналисты как объекты социологических исследований
21. Черты социологического портрета современного российского журналиста
22. Основные требования к публикации социологической информации
23. Принципы сотрудничества редакций и журналистов с социологической организацией
24. Тенденции информационного поведения аудитории современных российских СМИ
Список рекомендуемой литературы по дисциплине
4.4.1. Основная литература¯
1. Бакулев, Г.П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции: учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Г.П. Бакулев. – М., Аспект Пресс, 2005. – 176 с.
2. Бориснев, С.В. Социология коммуникации: учеб. пособие. – М., ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 270 с.
3. Журналистика в условиях общественного кризиса: материалы науч.-практ. семинара, 1 дек. 1998 г. [Текст]/ Редкол.: С. Г. Корконосенко и др.- СПб.: СПбГУ, 1999.- 204 с. *
4. Журналистика и социология, 2000. Журналистика как массовая коммуникация: [Текст]/Материалы научно-практического семинара, 7 декабря 2000 г. *
5. Кара-Мурза, С.Г. Манипуляция сознанием [Текст]/С.Г. Кара-Мурза.– М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс. – 2001. – 832 с. *
6. Конецкая, В. П. Социология коммуникации: учебник [Текст]/ В.П. Конецкая.- М.: Междунар. Ун-т Бизнеса и Управления, 1997.- 303 с. *
7. Массовая информация в современном промышленном городе: опыт комплексного социологического исследования [Текст]/ Под общ. ред. Грушина Б.А., Оникова Л.А. М.1980.
8. Моль, А. Социодинамика культуры. [Текст]/ А. Моль. – М. 1973.
9. Назаров, М.М. Массовые коммуникации в современном мире [Текст]/М.М. Назаров. – М., 1999. – 240 с. *
10. Прикладная социология: учебное пособие [Текст]/Под ред. д.э.н. проф. Ю.С. Колесникова. Серия «Учебники Феникса». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 320 с. *
11. Родионов, Б.А. Социология социальной коммуникации. – Ижевск: Изд-во Удм. Ун-та, 1996. – 166 с.
12. Социология журналистики: очерки методологии и практики [Текст]/ Под ред. С. Г. Корконосенко.- М.:Гендальф, 1998.- 256 с. *
13. Федотова, Л.Н. Анализ содержания – социологический метод изучения средств массовой коммуникации [Текст]/Л.Н. Федотова. – М.: Институт социологии РАН, 2001. – 202 с. *
14. Федотова, Л. Н. Социология массовой коммуникации [Текст]/ Л. Н. Федотова.- М.:Аспект Пресс, 2002.- 238 с. *
15. Харрис, Р. Психология массовых коммуникаций. [Текст]/ Р. Харрис. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 448 с.
16. Шампань, Д. Делать мнение: новая политическая игра: реф. ст. [Текст]/ Д. Шампань //Политические исследования (Полис). – 1992.- №3.
17. Элеазер, А.В. Исследование аудитории сайта в Интернете [Текст]/ А.В. Элеазер// Журналистика и социология, 2000. Журналистика как массовая коммуникация: материалы научно-практического семинара, 7 декабря 2000 г. – С.145-149. *
4.4.2.Дополнительная литература