Шарль Луи де МОНТЕСКЬЁ(Charles-Louis de Montesquieu)
ШарльЛуи Монтескье (1689-1755) в трактате «О духе законов» (1748), в частности, заложил основы «теории факторов» в общественной жизни. Так, например, он считал, что ликвидация нищеты, бесправия, повышение образовательного и культурного уровня населения являются факторами снижения преступности. Он был убежден, что общественный мир законосообразен, общественные явления детерминированы.
В целях эффективного управления обществом он выдвинул теорию разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви, которые бы уравновешивали друг друга и препятствовали бы сосредоточению власти в одних руках, диктатуре и беззаконию.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ
|
1 ЭТАП
Донаучный
(период древности и Средневековья – до по 30-е гг. XIX в.)
|
2 ЭТАП
Зарождение и начальное развитие научной социологической мысли
(1830-40-е гг.–конец XIX в.)
|
3 ЭТАП
Формирование предмета социологии: ранняя теоретико-методологическая классика
(конец XIX в. – 20-е гг. XX в.)
|
4 ЭТАП
Становление и развитие социологии - зрелая теоретико-методологическая классика
(начало XX в. – 70 гг. XX в.)
|
5 ЭТАП
Современный – постклассический - время методологического плюрализма
(1970 гг. – н/вр.)
|
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ
|
1 этап – Донаучный
|
1. Теологическая стадия
(период древности и Средневековья – до 1300 года)
|
Фетишизм - обожествление окружающих людей предметов, считая их живыми;
|
Политеизм- эпоха Др. Греции, Др. Рима, обожествление природных явлений, многобожие;
|
Монотеизм- эпоха христианства
|
2. Метафизическая стадия
(с 1300 по1800 гг.)
переходная стадия - разрушение старых верований – фундамента общественного порядка
|
3. Позитивная стадия
(с 1800 г.- по 30-е гг. XIX в.)
стадия новой идеологии – позитивизм: время распространения наук, и промышленного производства
|
2 этап - Зарождение и начальное развитие научной социологической мысли
(1830-40-е гг.–конец XIX в.)
|
О.Конт, К.Маркс, Г.Спенсер. Распространение получили направления: органицизм, марксизм, социогеография, социальный дарвинизм, расово-антропологические теории, психологические школы. При всех различиях эти школы обладали общими методологическими чертами. Существенная из них - эволюционизм.
|
3 этап - Формирование предмета социологии: ранняя теоретико-методологическая классика
(конец XIX в. – 20-е гг. XX в.)
|
Ф.Теннис, Э.Дюркгейм, М.Вебер. Появление социологии в университетах - в Зап.Европе, затем в Сев. Америке, России и др. странах, научных журналов, профессиональных, национальных и международных сообществ (Международный институт социологии в Париже /1893/, Русская высшая школа общественных наук /1901/ в Париже, выход журналов «L'AnneeSociologique» и «TheAmericanJournalofSociology» и т.д.).
|
4 этап - Становление и развитие социологии - зрелая теоретико-методологическая классика
(начало XX в. – 70 гг. XX в.)
|
• Между двумя мировыми войнамиП.Сорокин, Т.Парсонс, Р.Мертон и др. Осмысление итогов 1 мировой войны и альтернатив развития общества в связи с победой Октябрьской революции в России,период формирования предмета социологии и утверждения плюралистического подхода в социологии.
|
• Послевоенная социология (конец 1940-х – конец 1960-х гг.). Этап развития «теорий среднего уровня» (Р.Мертон),социометрии (Я.Морено) и исследований радио как средства массовых коммуникаций (П.Лазарсфельд)
|
5 этап - Современный – постклассический - время методологического плюрализма(1970 гг. – н/вр.)
|
Переход во 2-й пол. XX в. промышленно развитых стран в постиндустриальную стадию. Новые задачиперед социологией:
• выявить механизм структурирования социальных групп, формы их взаимодействия и согласования разнородных интересов, поведение индивида в условиях нарастающей неоднородности;
• определить причины и механизмы обеспечения стабильности, поддержания динамического равновесия, выявления и предупреждения социальных конфликтов.
|
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ
|
1 этап – Донаучный
|
Теологическая стадия (период древности и Средневековья – до 1300 года)
|
Фетишизм - обожествление окружающих людей предметов, считая их живыми;
|
Политеизм- эпоха Др. Греции, Др. Рима, обожествление природных явлений, многобожие;
|
Монотеизм- эпоха христианства
|
Метафизическая стадия (с 1300 по1800 гг.)
переходная стадия - разрушение старых верований – фундамента общественного порядка
|
Позитивная стадия (с 1800 г.- по 30-е гг. XIX в.)
стадия новой идеологии – позитивизм: время распространения наук, и промышленного производства
|
2 этап - Зарождение и начальное развитие научной социологической мысли (1830-40-е гг.–конец XIX в.)
|
О.Конт, К.Маркс, Г.Спенсер. Распространение получили направления: органицизм, марксизм, социогеография, социальный дарвинизм, расово-антропологические теории, психологические школы. При всех различиях эти школы обладали общими методологическими чертами. Существенная из них - эволюционизм.
|
3 этап - Формирование предмета социологии: ранняя теоретико-методологическая классика(конец XIX в. – 20-е гг. XX в.)
|
Ф.Теннис, Э.Дюркгейм, М.Вебер. Появление социологии в университетах - в Зап.Европе, затем в Сев. Америке, России и др. странах, научных журналов, профессиональных, национальных и международных сообществ (Международный институт социологии в Париже /1893/, Русская высшая школа общественных наук /1901/ в Париже, выход журналов «L'AnneeSociologique» и «TheAmericanJournalofSociology» и т.д.).
|
4 этап - Становление и развитие социологии - зрелая теоретико-методологическая классика (начало XX в. – 70 гг. XX в.)
|
• Между двумя мировыми войнамиП.Сорокин, Т.Парсонс, Р.Мертон и др. Осмысление итогов 1 мировой войны и альтернатив развития общества в связи с победой Октябрьской революции в России,период формирования предмета социологии и утверждения плюралистического подхода в социологии.
|
• Послевоенная социология (конец 1940-х – конец 1960-х гг.). Этап развития «теорий среднего уровня» (Р.Мертон),социометрии (Я.Морено) и исследований радио как средства массовых коммуникаций (П.Лазарсфельд)
|
5 этап - Современный – постклассический - время методологического плюрализма(1970 гг. – н/вр.)
|
Переход во 2-й пол. XX в. промышленно развитых стран в постиндустриальную стадию.Новые задачиперед социологией:
•выявить механизм структурирования социальных групп, формы их взаимодействия и согласования разнородных интересов, поведение индивида в условиях нарастающей неоднородности; • определить причины и механизмы обеспечения стабильности, поддержания динамического равновесия, выявления и предупреждения социальных конфликтов.
|
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
КЛАССИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
|
1. ПОЗИТИВИЗМ(О.Конт)
|
2. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ(К.Маркс)
|
3. БИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ(Г.Спенсер, Л.Гумплович)
-органицизм,
- социал-дарвинизм
|
4. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
- социогеография (Г.Бокль, Ф.Ратцель, И.Мечников, Ф.ЛеПле)
|
5. АНТИПОЗИТИВИЗМ(В.Виндельбанд, Г.Риккерт, В.Дильтей)
|
- Антропологическое направление (М.Шеллер)
|
- Расово-антропологическое направление (Ж.А. де Гобино, Ж.Ляпуж, О.Аммон,Ш.Летурно)
|
6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД – ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
|
- Психологический эволюционизм(Л.Ф.Уорд, Ф.Г.Гиддинс)
|
- Инстинктивизм(У.Мак-Дуголл)
|
- «Психология народов» (М.Лацирус, В.Вундт)
|
- Групповая психология (Г.Лебон, Г. де Тард)
|
- Теория подражания(Г. де Тард, Дж.Болдуин, Ч.Х.Кули)
|
- Социальный психоанализ (З.Фрейд)
|
- Неофрейдизм (Э.Фромм)
|
- Бихевиоризм(Э.Торндайк, Д.Уотсон)
|
7. КЛАССИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
|
- Социологизм (теория социального реализма) Э.Дюркгейма
- Понимающая социология М.Вебера
- Социологическая теория Ф.Тенниса
- Формальная социология Г.Зиммеля
- Социологическая теория В.Парето
- Социологическая теория Г.Моска
- Политическая социология Р.Михельса
|
8. НЕОПОЗИТИВИЗМ (1920-50-е гг.) (П.Лазарсфельд, Г.Зеттербергер, Г.Блейлок, К.Поппер, Дж.Холтон)
|