Шарль Луи де МОНТЕСКЬЁ(Charles-Louis de Montesquieu)

ШарльЛуи Монтескье (1689-1755) в трактате «О духе законов» (1748), в частности, заложил основы «теории факторов» в общественной жизни. Так, например, он считал, что ликвидация нищеты, бесправия, повышение образовательного и культурного уровня населения являются факторами снижения преступности. Он был убежден, что общественный мир законосообразен, общественные явления детерминированы.

В целях эффективного управления обществом он выдвинул теорию разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви, которые бы уравновешивали друг друга и препятствовали бы сосредоточению власти в одних руках, диктатуре и беззаконию.

 


ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ
1 ЭТАП Донаучный (период древности и Средневековья – до по 30-е гг. XIX в.)
2 ЭТАП Зарождение и начальное развитие научной социологической мысли (1830-40-е гг.–конец XIX в.)
3 ЭТАП Формирование предмета социологии: ранняя теоретико-методологическая классика (конец XIX в. – 20-е гг. XX в.)
4 ЭТАП Становление и развитие социологии - зрелая теоретико-методологическая классика (начало XX в. – 70 гг. XX в.)
5 ЭТАП Современный – постклассический - время методологического плюрализма (1970 гг. – н/вр.)

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ
1 этап – Донаучный
1. Теологическая стадия (период древности и Средневековья – до 1300 года)
Фетишизм - обожествление окружающих людей предметов, считая их живыми;
Политеизм- эпоха Др. Греции, Др. Рима, обожествление природных явлений, многобожие;
Монотеизм- эпоха христианства
2. Метафизическая стадия (с 1300 по1800 гг.) переходная стадия - разрушение старых верований – фундамента общественного порядка  
3. Позитивная стадия (с 1800 г.- по 30-е гг. XIX в.) стадия новой идеологии – позитивизм: время распространения наук, и промышленного производства  
2 этап - Зарождение и начальное развитие научной социологической мысли (1830-40-е гг.–конец XIX в.)
О.Конт, К.Маркс, Г.Спенсер. Распространение получили направления: органицизм, марксизм, социогеография, социальный дарвинизм, расово-антропологические теории, психологические школы. При всех различиях эти школы обладали общими методологическими чертами. Существенная из них - эволюционизм.

3 этап - Формирование предмета социологии: ранняя теоретико-методологическая классика (конец XIX в. – 20-е гг. XX в.)
Ф.Теннис, Э.Дюркгейм, М.Вебер. Появление социологии в университетах - в Зап.Европе, затем в Сев. Америке, России и др. странах, научных журналов, профессиональных, национальных и международных сообществ (Международный институт социологии в Париже /1893/, Русская высшая школа общественных наук /1901/ в Париже, выход журналов «L'AnneeSociologique» и «TheAmericanJournalofSociology» и т.д.).
4 этап - Становление и развитие социологии - зрелая теоретико-методологическая классика (начало XX в. – 70 гг. XX в.)
Между двумя мировыми войнамиП.Сорокин, Т.Парсонс, Р.Мертон и др. Осмысление итогов 1 мировой войны и альтернатив развития общества в связи с победой Октябрьской революции в России,период формирования предмета социологии и утверждения плюралистического подхода в социологии.
Послевоенная социология (конец 1940-х – конец 1960-х гг.). Этап развития «теорий среднего уровня» (Р.Мертон),социометрии (Я.Морено) и исследований радио как средства массовых коммуникаций (П.Лазарсфельд)
5 этап - Современныйпостклассический - время методологического плюрализма(1970 гг. – н/вр.)
Переход во 2-й пол. XX в. промышленно развитых стран в постиндустриальную стадию. Новые задачиперед социологией: • выявить механизм структурирования социальных групп, формы их взаимодействия и согласования разнородных интересов, поведение индивида в условиях нарастающей неоднородности; • определить причины и механизмы обеспечения стабильности, поддержания динамического равновесия, выявления и предупреждения социальных конфликтов.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ
1 этап – Донаучный
Теологическая стадия (период древности и Средневековья – до 1300 года)
Фетишизм - обожествление окружающих людей предметов, считая их живыми;
Политеизм- эпоха Др. Греции, Др. Рима, обожествление природных явлений, многобожие;
Монотеизм- эпоха христианства
Метафизическая стадия (с 1300 по1800 гг.) переходная стадия - разрушение старых верований – фундамента общественного порядка
Позитивная стадия (с 1800 г.- по 30-е гг. XIX в.) стадия новой идеологии – позитивизм: время распространения наук, и промышленного производства
2 этап - Зарождение и начальное развитие научной социологической мысли (1830-40-е гг.–конец XIX в.)
О.Конт, К.Маркс, Г.Спенсер. Распространение получили направления: органицизм, марксизм, социогеография, социальный дарвинизм, расово-антропологические теории, психологические школы. При всех различиях эти школы обладали общими методологическими чертами. Существенная из них - эволюционизм.
3 этап - Формирование предмета социологии: ранняя теоретико-методологическая классика(конец XIX в. – 20-е гг. XX в.)
Ф.Теннис, Э.Дюркгейм, М.Вебер. Появление социологии в университетах - в Зап.Европе, затем в Сев. Америке, России и др. странах, научных журналов, профессиональных, национальных и международных сообществ (Международный институт социологии в Париже /1893/, Русская высшая школа общественных наук /1901/ в Париже, выход журналов «L'AnneeSociologique» и «TheAmericanJournalofSociology» и т.д.).
4 этап - Становление и развитие социологии - зрелая теоретико-методологическая классика (начало XX в. – 70 гг. XX в.)
Между двумя мировыми войнамиП.Сорокин, Т.Парсонс, Р.Мертон и др. Осмысление итогов 1 мировой войны и альтернатив развития общества в связи с победой Октябрьской революции в России,период формирования предмета социологии и утверждения плюралистического подхода в социологии.
Послевоенная социология (конец 1940-х – конец 1960-х гг.). Этап развития «теорий среднего уровня» (Р.Мертон),социометрии (Я.Морено) и исследований радио как средства массовых коммуникаций (П.Лазарсфельд)
5 этап - Современныйпостклассический - время методологического плюрализма(1970 гг. – н/вр.)
Переход во 2-й пол. XX в. промышленно развитых стран в постиндустриальную стадию.Новые задачиперед социологией: •выявить механизм структурирования социальных групп, формы их взаимодействия и согласования разнородных интересов, поведение индивида в условиях нарастающей неоднородности; • определить причины и механизмы обеспечения стабильности, поддержания динамического равновесия, выявления и предупреждения социальных конфликтов.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
1. ПОЗИТИВИЗМ(О.Конт)  
2. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ(К.Маркс)  
3. БИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ(Г.Спенсер, Л.Гумплович) -органицизм, - социал-дарвинизм
4. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ - социогеография (Г.Бокль, Ф.Ратцель, И.Мечников, Ф.ЛеПле)  
5. АНТИПОЗИТИВИЗМ(В.Виндельбанд, Г.Риккерт, В.Дильтей)
- Антропологическое направление (М.Шеллер)
- Расово-антропологическое направление (Ж.А. де Гобино, Ж.Ляпуж, О.Аммон,Ш.Летурно)
6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОДПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
- Психологический эволюционизм(Л.Ф.Уорд, Ф.Г.Гиддинс)
- Инстинктивизм(У.Мак-Дуголл)
- «Психология народов» (М.Лацирус, В.Вундт)
- Групповая психология (Г.Лебон, Г. де Тард)
- Теория подражания(Г. де Тард, Дж.Болдуин, Ч.Х.Кули)
- Социальный психоанализ (З.Фрейд)
- Неофрейдизм (Э.Фромм)
- Бихевиоризм(Э.Торндайк, Д.Уотсон)  
7. КЛАССИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
- Социологизм (теория социального реализма) Э.Дюркгейма - Понимающая социология М.Вебера - Социологическая теория Ф.Тенниса - Формальная социология Г.Зиммеля - Социологическая теория В.Парето - Социологическая теория Г.Моска - Политическая социология Р.Михельса
  8. НЕОПОЗИТИВИЗМ (1920-50-е гг.) (П.Лазарсфельд, Г.Зеттербергер, Г.Блейлок, К.Поппер, Дж.Холтон)