Классический период развития социологии.

Предыстория социологии.

Этапы становления социологии как научной дисциплины.

Классический период развития социологии.


ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ
Этап Период Наименование
этап период древности - по 30-е гг. XIX в.) Донаучный
этап (1830-40-е гг.– конец XIX в.) Зарождение и начальное развитие научной социологической мысли
этап (конец XIX в. – 20-е гг. XX в.) Формирование предмета социологии: ранняя теоретико-методологическая классика
этап (начало XX в. – 70 гг. XX в.) Становление и развитие социологии - зрелая теоретико-методологическая классика
этап (1970 гг. – н/вр.) Современный – постклассический - время методологического плюрализма

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ
1 ЭТАП Донаучный (период древности и Средневековья – до по 30-е гг. XIX в.)
2 ЭТАП Зарождение и начальное развитие научной социологической мысли (1830-40-е гг.–конец XIX в.)
3 ЭТАП Формирование предмета социологии: ранняя теоретико-методологическая классика (конец XIX в. – 20-е гг. XX в.)
4 ЭТАП Становление и развитие социологии - зрелая теоретико-методологическая классика (начало XX в. – 70 гг. XX в.)
5 ЭТАП Современный – постклассический - время методологического плюрализма (1970 гг. – н/вр.)

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ
1 этап – Донаучный
1. Теологическая стадия (период древности и Средневековья – до 1300 года)
Фетишизм - обожествление окружающих людей предметов, считая их живыми;
Политеизм- эпоха Др. Греции, Др. Рима, обожествление природных явлений, многобожие;
Монотеизм - эпоха христианства
2. Метафизическая стадия (с 1300 по1800 гг.) переходная стадия - разрушение старых верований – фундамента общественного порядка  
3. Позитивная стадия (с 1800 г.- по 30-е гг. XIX в.) стадия новой идеологии – позитивизм: время распространения наук, и промышленного производства  
2 этап - Зарождение и начальное развитие научной социологической мысли (1830-40-е гг.–конец XIX в.)
О.Конт, К.Маркс, Г.Спенсер. Распространение получили направления: органицизм, марксизм, социогеография, социальный дарвинизм, расово-антропологические теории, психологические школы. При всех различиях эти школы обладали общими методологическими чертами. Существенная из них - эволюционизм.

3 этап - Формирование предмета социологии: ранняя теоретико-методологическая классика (конец XIX в. – 20-е гг. XX в.)
Ф.Теннис, Э.Дюркгейм, М.Вебер. Появление социологии в университетах - в Зап.Европе, затем в Сев. Америке, России и др. странах, научных журналов, профессиональных, национальных и международных сообществ (Международный институт социологии в Париже /1893/, Русская высшая школа общественных наук /1901/ в Париже, выход журналов «L'AnneeSociologique» и «TheAmericanJournalofSociology» и т.д.).
4 этап - Становление и развитие социологии - зрелая теоретико-методологическая классика (начало XX в. – 70 гг. XX в.)
Между двумя мировыми войнами П.Сорокин, Т.Парсонс, Р.Мертон и др. Осмысление итогов 1 мировой войны и альтернатив развития общества в связи с победой Октябрьской революции в России, период формирования предмета социологии и утверждения плюралистического подхода в социологии.
Послевоенная социология (конец 1940-х – конец 1960-х гг.). Этап развития «теорий среднего уровня» (Р.Мертон), социометрии (Я.Морено) и исследований радио как средства массовых коммуникаций (П.Лазарсфельд)
5 этап - Современныйпостклассический - время методологического плюрализма(1970 гг. – н/вр.)
Переход во 2-й пол. XX в. промышленно развитых стран в постиндустриальную стадию. Новые задачиперед социологией: • выявить механизм структурирования социальных групп, формы их взаимодействия и согласования разнородных интересов, поведение индивида в условиях нарастающей неоднородности; • определить причины и механизмы обеспечения стабильности, поддержания динамического равновесия, выявления и предупреждения социальных конфликтов.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ
1 этап – Донаучный
Теологическая стадия (период древности и Средневековья – до 1300 года)
Фетишизм - обожествление окружающих людей предметов, считая их живыми;
Политеизм- эпоха Др. Греции, Др. Рима, обожествление природных явлений, многобожие;
Монотеизм - эпоха христианства
Метафизическая стадия (с 1300 по1800 гг.) переходная стадия - разрушение старых верований – фундамента общественного порядка
Позитивная стадия (с 1800 г.- по 30-е гг. XIX в.) стадия новой идеологии – позитивизм: время распространения наук, и промышленного производства
2 этап - Зарождение и начальное развитие научной социологической мысли (1830-40-е гг.–конец XIX в.)
О.Конт, К.Маркс, Г.Спенсер. Распространение получили направления: органицизм, марксизм, социогеография, социальный дарвинизм, расово-антропологические теории, психологические школы. При всех различиях эти школы обладали общими методологическими чертами. Существенная из них - эволюционизм.
3 этап - Формирование предмета социологии: ранняя теоретико-методологическая классика(конец XIX в. – 20-е гг. XX в.)
Ф.Теннис, Э.Дюркгейм, М.Вебер. Появление социологии в университетах - в Зап.Европе, затем в Сев. Америке, России и др. странах, научных журналов, профессиональных, национальных и международных сообществ (Международный институт социологии в Париже /1893/, Русская высшая школа общественных наук /1901/ в Париже, выход журналов «L'AnneeSociologique» и «TheAmericanJournalofSociology» и т.д.).
4 этап - Становление и развитие социологии - зрелая теоретико-методологическая классика (начало XX в. – 70 гг. XX в.)
Между двумя мировыми войнами П.Сорокин, Т.Парсонс, Р.Мертон и др. Осмысление итогов 1 мировой войны и альтернатив развития общества в связи с победой Октябрьской революции в России, период формирования предмета социологии и утверждения плюралистического подхода в социологии.
Послевоенная социология (конец 1940-х – конец 1960-х гг.). Этап развития «теорий среднего уровня» (Р.Мертон), социометрии (Я.Морено) и исследований радио как средства массовых коммуникаций (П.Лазарсфельд)
5 этап - Современныйпостклассический - время методологического плюрализма(1970 гг. – н/вр.)
Переход во 2-й пол. XX в. промышленно развитых стран в постиндустриальную стадию. Новые задачиперед социологией: • выявить механизм структурирования социальных групп, формы их взаимодействия и согласования разнородных интересов, поведение индивида в условиях нарастающей неоднородности; • определить причины и механизмы обеспечения стабильности, поддержания динамического равновесия, выявления и предупреждения социальных конфликтов.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
1. ПОЗИТИВИЗМ (О.Конт)  
2. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (К.Маркс)  
3. БИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (Г.Спенсер, Л.Гумплович) -органицизм, - социал-дарвинизм
4. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ - социогеография (Г.Бокль, Ф.Ратцель, И.Мечников, Ф.ЛеПле)  
5. АНТИПОЗИТИВИЗМ (В.Виндельбанд, Г.Риккерт, В.Дильтей)
- Антропологическое направление (М.Шеллер)
- Расово-антропологическое направление (Ж.А. де Гобино, Ж.Ляпуж, О.Аммон, Ш.Летурно)
6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОДПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
- Психологический эволюционизм (Л.Ф.Уорд, Ф.Г.Гиддинс)
- Инстинктивизм (У.Мак-Дуголл)
- «Психология народов» (М.Лацирус, В.Вундт)
- Групповая психология (Г.Лебон, Г. де Тард)
- Теория подражания (Г. де Тард, Дж.Болдуин, Ч.Х.Кули)
- Социальный психоанализ (З.Фрейд)
- Неофрейдизм (Э.Фромм)
- Бихевиоризм (Э.Торндайк, Д.Уотсон)  
7. КЛАССИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
- Социологизм (теория социального реализма) Э.Дюркгейма - Понимающая социология М.Вебера - Социологическая теория Ф.Тенниса - Формальная социология Г.Зиммеля - Социологическая теория В.Парето - Социологическая теория Г.Моска - Политическая социология Р.Михельса
  8. НЕОПОЗИТИВИЗМ (1920-50-е гг.) (П.Лазарсфельд, Г.Зеттербергер, Г.Блейлок, К.Поппер, Дж.Холтон)  

ПЛАТОН

ПЛАТО́Н (др.-греч. Πλάτων) (428 или 427 до н.э., Афины - 348 или 347 до н.э.) - древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.

Основу воззрений на общество у него составляет категория "идеального государства", которое отождествляется с понятием "общество":

¨ идеальное государство – это отражение вечных идей (эйдосов) - идей справедливости, всеобщего блага. Справедливость состоит в том, чтобы каждому гражданину было отведено занятие, наиболее соответствующее его природе;
¨социальные различия между людьми носят характер иерархии (социальная стратификация). Все население делится на 3 сословия согласно 3-х начал человеческой души: разумного, яростного,вожделеющего: ü философы-правители - управляют государством, ü воины-стражи - охраняют государство от беспорядков и агрессии, ü ремесленники/земледельцы - обеспечивают жизненные условия первым сословиям;
¨ развитие и функционирование идеального государства обусловлено наличием 4-х добродетелей у граждан: мудрости (ее носители - философы-правители); мужества (ее олицетворяют воины-стражи); рассудительности и справедливости (свойственны всем гражданам);
¨ назначение государства - создание условий для добродетельной жизни граждан. В идеальном государстве отсутствуют частная собственность, имущественное неравенство, поскольку их наличие противопоставляет частный и общественный интересы и приводит к конфликтам.

АРИСТОТЕЛЬ (Ἀριστοτέλης)

 

АРИСТО́ТЕЛЬ (др.-греч. Ἀριστοτέλης; 384 до н.э., Стагир - 322 до н.э., Халкида, остров Эвбея) - древнегреческий философ и учёный. Ученик Платона, воспитатель Александра Македонского.

¨ анализировал общество на примере городов-полисов, которые описал в работе "Политика";

¨ выдвинул тезис о человеке как существе общественном ("политическое животное");
¨ государство считал самой совершенной формой человеческого общения, которое ограничивало проявления животных инстинктов у людей. Государство первично по отношению к индивиду и семье;
¨ первичная "клеточка" государства - гражданин - свободные люди, которые занимаются управлением, военными и судебными делами. Им противопоставлялись рабы, удел которых - физический труд;
¨ выявил обусловленность форм государства социальными различиями между людьми, общественным разделением труда;
¨ выделял разные формы правления, разделяя их на
«правильные» монархия аристократия полития
«неправильные» тирания олигархия демократия
Демократия лучшая из худших форм правления, ее слабость состоит в том, что она может переродиться в охлократию;
¨ определил форму стабильного государства – полития, основанной на добродетели аристократии, богатстве олигархии и свободе демократии. Её социальная база - средний класс, объединяющий интересы бедных и богатых, предохраняя тем самым общество от социальных конфликтов

 

 

Христианский теолог и философАврелий АВГУСТИН (Августин Блаженный; 354-430) в трактате «О Граде Божием» (ок. 413-426) выдвинул идею о единстве человеческого рода, обосновав ее общностью происхождения от единого предка - Адама. При этом человечество разделено на два «царства» (общества) - «Град Земной», основанный на грехе и насилии, и «Град Божий», где царствуют божественная правда и добро.

Христианский мыслитель, философ-схоласт Фома АКВИНСКИЙ (1225/1226-1274) в трактатах «Сумма теологии» (1266-1273) и «О правлении государей» (1265-1266) вслед за Аристотелем подчеркивал, что человек по своей природе существо социальное, а общество - естественное образование. Лучшей светской формой правления он считал монархию.

В людях изначально заложено стремление объединиться (индивид не может в одиночку удовлетворить свои потребности). По этой естественной причине и возникает политическая общность – государство, целькоторого - «общее благо», обеспечение условий для достойной, разумной жизни на основе права. При этом Аквинат различал

вечное право (божественный разум),

божественное право (библейские заповеди),

естественное право (природные права человека) и

позитивное право, устанавливаемое в стране монархом ради обеспечения мира и предотвращения зла.

 

Николло ди Бернардо МАКИАВЕЛЛИ

(1465-1527)

- ит. общественный деятель, политический мыслитель, историк, военный теоретик.

Основные произведения: «Государь», «Рассуждения на I декаду Тита Ливия», «История Флоренции».

Продолжая направление рассуждений античных философов о государстве, формах правления и «правильном» общественном устройстве, акцентирует свое внимание на роли политического лидера. В работах Макиавелли заложен новый срез исследований в социальных науках - изучение поведения людей. В «Государе» итальянский ученый создал образ идеального правителя и технологию удержания власти. Прототипом такого правителя для него был Цезарь Борджиа, коварство которого долго считалось непревзойденным. Макиавелли утверждал, что правитель, желающий добиться успеха, в своих действиях должен руководствоваться тремя ключевыми принципами:

1) человеческими действиями правят честолюбие и стремление к власти;

2) умный правитель не должен выполнять все свои обещания;

3) творить зло сразу, а добро - постепенно.


Томас ГОББС (Thomas Hobbes)

Английский философ Томас Гоббс (1588-1679) сформулировал теорию общественного договора. Он считал, что все люди рождаются равными. Но человек по своей природе эгоист, поэтому естественным состоянием для человеческих существ является «война всех против всех». Люди вынуждены позаботиться о своем собственном выживании, страх смерти заставляет их объединиться. Они учреждают общественный договор, чтобы преодолеть исходное состояние «всеобщей войны» друг против друга и создают государство в качестве лучшего гаранта их безопасности. Сообщество людей, основанное на общественном договоре, есть гражданское общество. Благодаря общественному договору распри прекращается. Граждане добровольно ограничивают свою свободу, свое естественное «право на все», взамен получая государственную гарантию своей безопасности.

 

Джон ЛОКК (John Locke)

«Два трактата о правлении» (1690-е гг.) английского мыслителя Джона Локка (1632-1704) считаются манифестом либерализма. В нем философ концептуально раскрыл идею неотъемлемых, естественных прав человека, которые не могут попираться кем бы то ни было, в т.ч. властью, в противном случае граждане имеют право отстаивать свои права даже посредством свержения этой власти, впервые разделил понятия личность, общество и государствои провозгласил приоритет личности над обществом и государством. Он рассматривал развитие человеческого общежития от естественного состояния до гражданского общества, в котором роль государства сводится к защите естественных прав граждан на жизнь, свободу и собственность.


Жан-Жак РУССО

Жан-Жак Руссо́ (фр. Jean-Jacques Rousseau; 28 июня 1712, Женева - 2 июля 1778, Эрменонвиль, близ Парижа) - французский писатель, мыслитель, композитор. Разработал прямую форму правления народа государством - (прямую демократию), которая используется и по сей день,

 

В отличие от Гоббса Руссо рассматривал человека как доброе по природе существо. Но человек, поставленный в несправедливые условия общественной жизни, озлобляется: «Все выходит хорошим из рук Творца, все вырождается в руках человека».