Он-лайновые опросы как технология сбора массовой информации

Интернет – новая опросная технология. Трудности широкого использования: низкий уровень Интернет-плотности в России, неравномерность интернетизации, невысокий уровень компьютерной культуры населения, плохое качество сетей, высокая стоимость связи, правовая незащищенность информации о респонденте и др. Проблемы репрезентации и контроля выборки. Практика проведения он-лайновых опросов: специализированные Web-опросы, голосование и «вывешивание» опросников на сайтах. Комплектация респондентской панели, переход к квотной выборке. Web-панели добровольцев. Локальные, общенациональные и глобальные панели. Процедура Internet Survey – опросная технология нового века. Тематические направления он-лайновых опросов. Изучение сетевого поведения (оценка дизайна, качества провайдерских услуг, рейтинг сайтов, время просмотров, регулярность выходов в сеть). Исследование потребительских установок и поведения на рынке товаров и услуг (отношение к обслуживанию, привлекательность товаров, восприятие рекламы, предпочтительность брендов). Изучение социальных и политических установок, электоральные предпочтения пользователей. Особенности он-лайновых интервью. Проведение Web – фокус-групп и open-ended дискуссий. Лидеры он-лайновых опросов пользователей Интернета: Nielsen//NetRating, Media Metrix и Jupiter Communications, DiscoverWhy.com, Harris Interactive, Angus Reid Group, Forrester Research, Decision Analyst и др. Преимущества и перспективы использования он-лайновых опросов для исследователей и респондентов.

Качественные методы исследования средств массовой информации

Особенности использования качественных методов при работе со СМИ. Границы применения биографического метода. Метод интервью и его использование в исследовании коммуникаторов и коммуникантов. Групповая дискуссия или метод «фокус-групп». Процедура проведения групповых дискуссий при исследовании СМИ: наличие демонстрационных элементов. Определение состава группы: полярная и гомогенная группа. Численность группы. Основные условия проведения: обеспечение взаимодействия участников, вовлечение респондентов в общую дискуссию, использование сценария, контроль хода обсуждения модератором. Распределение времени дискуссии. Манера поведения ведущего в ходе групповой дискуссии. Анализ основных позиций респондентов при проведении «фокус–групп». Конструктивные и деструктивные роли. Оформление заседаний фокус–группы.