История письма народов Индии изучена недостаточно.

До сравнительно недавнего времени большинство историков считало, что развитие древней культуры Индии начинается лишь с середины II тысячелетия до н. э., со времени предполагаемого завоевания Индии кочевыми племенами, говорившими на индоевропейских языках. Произведенные в 20 - 30 годах раскопки в северо-западной Индии показали, что такое предположение неверно. Здесь на большой глубине были обнаружены развалины древних городов - Мохенджо Даро, Хараппы и других - с укрепленными цитаделями, двухэтажными домами, канализацией, банями и т. д. Культура Мохенджо Дарои Хараппы, видимо, существовала с середины III тысячелетия до н. э. и была уничтожена, как полагает большинство исследователей, в результате нашествия кочевых индоарийских племен*.

*(Э. Маккей. Древнейшая культурадолины Инда. Перевод с англ. М., 1951.)

В городах Мохенджо Даро и Хараппы открыты многочисленные печати, медные клинки, вазы и т. п. с нанесенными на них иероглифическими надписями. Надписи эти, большинство которых относится к III тысячелетию до н. э., еще не расшифрованы, хотя над расшифровкой их работали многие ученые, в том числе чешский ученый Б. Грозный *.

*(Б. Грозный. Протоиндийские письмена и их расшифровка. "Вестник древней истории", 1940, № 2.)

Надписи Мохенджо Даро и Хараплы включают сравнительно много разных знаков - до 400, причем знаки эти имеют картинный характер (рис. 42). Как то, так и другое доказывает, что письмо Мохенджо Даро и Хараппы было логографическим или же логографически-слоговым. Кроме того, по форме знаки эти напоминают древнейшие (доклинописные) шумерские иероглифы. Отсюда делается вывод, что развитие письма Мохенджо Даро и Хараппы, возможно, происходило под влиянием письменности шумеров, с которыми, как показали раскопки, древнюю Индию соединяли торговые и культурные связи.

Со II тысячелетия до н. э. и вплоть до середины III в. до н. э. точных сведений оналичии в Индии письма не имеется. Более того, мореход Неарх, сопровождавший Александра Македонского в его походе в Индию, утверждал, что около 325 г. до н. э. население Индии письма не знало; о том же свидетельствовал греческий географ Мегасфен, приезжавший в Индию около 300 г. до н. э. в качестве посла от Селевка Никатора к царю Чандрагупте. Многие исследователи делали отсюда вывод, что индоарийские племена, завоевавшие в середине II тысячелетия до н. э. Индию и уничтожившие культуру Мохенджо Даро и Хараппы, письменности не имели или же, если имели, то очень ограниченно ее использовали, довольствуясь устными преданиями, передаваемыми из поколения в поколение.

Однако сообщения Неарха и Мегасфена вряд ли соответствуют действительности. Дошедшие до нас древние индийские источники, например, джатаки и иные ранние буддийские сочинения, произведение ("Аштадхьян" - "Восемь разделов") великого индийского грамматика Панини, жившего не позже IV в. до н. э., и др., содержат немало данных, свидетельствующих о существовании в Индии письменности во всяком случае не позже V - IV вв. до н. э. К числу таких данных относятся упоминания о различных письменных документах, об обмене письменными посланиями, встречающееся у Панини слово 'письмо'- и т. п.

Следующие после Мохенджо Даро и Хараппы датированные памятники письма Индии относятся к середине III в. до н. э., т. е. ко времени на 70 - 75 лет более позднему, чем индийский поход Александра Македонского (327 - 323 гг. до н. э.), к эпохе расцвета в Индии буддийской религии и культуры. Памятники эти выполнены двумя близкими друг к другу слоговыми системами письма - брахми и кхарошти.

Название брахми происходит от имени бога Брамы, которому приписывалось изобретение этого письма. Древнейшие датированные памятники брахми представляют собой составленные на среднеиндийских языках - пракритах* и высеченные на скалах 'буддийские эдикты индийского паря Ашоки, вступившего на престол в 268 г. Письмо брахми получило распространение почти по всей Индии и явилось родоначальником всех последующих систем индийского письма вплоть до современного государственного письма Индии деванагари. Выдвигался ряд гипотез о происхождении брахми (южносемитская, греко-арамейская и др.). В настоящее время наибольшим признанием пользуется гипотеза А. Вебера, Г. Бюлера** и других; согласноэтой гипотезе, брахми представляет собой вокализацию финикийского алфавита и сформировалось около VIII в. до н. э., когда торговые корабли финикийцев часто посещали берега Индии. Согласно другой гипотезе (К. Шамашатри, С. К. Чаттерджи, Г. X. Оджха*** и др.),брахми имеет местное индийское происхождение и, возможно, ведет свою родословную через какие-то не дошедшие до нас системы индийского письма от письменности Мохенджо Даро и Хараппы; но даже эта гипотеза не исключает влияния на брахми семитского консонантного письма.

*(Пракриты - среднеиндийские индоевропейские языки, сменившие в I тысячелетии до н. э. древнеиндийский язык - санскрит и в свою очередь перешедшие впоследствии в современные, новоиндийские языки.)

**(G. Вuler. Indische Palaeographie. Strassburg, 1896.)

***(G. H. Ojha. The palaeography of India. Ajmer, 1918.)


43. Алфавит брахми. Наверху слева - знаки изолированных гласных;справа - основные слоговые знаки (согласная + гласная 'а'); внизу, под чертой - сложные слоговые знаки (согласная + какая-либо гласная, кроме 'а'); в нижнем правом углу - образец применения знака 'анусвара'

Древнейшие памятники кхарошти (происхождение названия этого письма точно не установлено) представляют собой надписи на монетах и воспроизведения эдиктов Ашоки. В отличие от брахми кхарошти применялось только на северо-западе Индии (Индо-Бактрия, Пенджаб) и к V в. н. э. было вытеснено письмом брахми (последняя надпись кхарошти относится к середине V в. н. э.). Согласно мнению большинства исследователей (А. Томас, И. Тейлор и др.), кхарошти возникло на основе персидско-арамейского консонантного письма в результате вокализации последнего под влиянием и по образцу брахми.


44. Генеалогическая схема развития важнейших систем письма, возникших на основе брахми

Алфавит брахми (рис. 43) включает 4 знака для изолированных гласных (как правило, для начальных), 31 слоговой знак (согласная + краткое а) и специальный знак - анусвара, указывающий на носовое произношение конечной согласной. Для передачи слога с какой-либо иной гласной, кроме к соответствующему слоговому знаку присоединялся сверху или снизу особый значок, указывающий на эту гласную (например, слоговой знак . Аналогично для передачи слога, включающего два смежных согласных звука, соединялись по вертикали в один сложный лигатурный знак два соответствующих основных слоговых знака (например,

Таким образом: 1) каждый слог всегда обозначался в брахми одним знаком - основным или лигатурным, что придавало этой системе письма последовательно слоговой характер; 2) для обозначения одинаковых звуков во всех слоговых знаках (основных и лигатурных) использовались одинаковые графические элементы, что акцентировало звуковую базу этой слоговой системы; 3) композиционной основой каждого слогового знака всегда являлся графический элемент, обозначавший согласный звук данного слота, что указывало на консонантно-звуковое происхождение брахми.

На тех же принципах строилось и письмо кхарошти. От брахми кхароштиотличалось только несколько иным алфавитным составом, иной графической формой знаков ииным направлением письма (в брахми слева направо, в кхарошти справа налево).

В основном те же принципы были сохранены и в построении многочисленных производных от брахми слоговых систем письма (рис. 44), применявшихся как в собственно Индии, так и в Индо-Китае (Бирма, Таи и т. д.)*, в Центральной Азии (Китайский Туркестан, Монголия, Тибет) и на островах Тихого океана (Филиппины, Индонезия и др.).

*(В том числе буддийское богослужебное письмо пали.)