Возникая на базе языка, письмо имеет свою специфику.

Глава 1. СУЩНОСТЬ ПИСЬМА, ЕГО ОТНОШЕНИЕ К ЯЗЫКУ И МЫШЛЕНИЮ

Первый важнейший вопрос теории письма - вопрос о сущности письма, т. е. о том, каково его назначение, используемые средства, отношение к языку и мышлению. Звуковой язык представляет собой необходимую материальную оболочку мышления, является, наряду с трудом, одним из условий возникновения мышления и служит основным орудием общения между людьми. Письмо - это вспомогательное к звуковому языку средство общения, способ "воспроизведения", "закрепления" языка.

Но в каком именно отношении находится письмо к языку? В чем главное назначение и особыефункции, выполняемыеписьмом?

У звуковой речи*, как у основного средства общения, при всех ее неисчерпаемых возможностях, есть все же два недостатка: ограниченность в пространстве (речь слышна на сравнительно малом расстоянии) и ограниченность во времени (речь слышна только в момент ее произнесения).

*(О разграничения понятий "язык" и "речь" и о соотношении каждого из этих понятий с письмом см. стр. 18.)

Правда, в наше время, в результате развития техники, эти два недостатка звуковойречи частично ликвидированы. Так, ограниченность речи в пространстве частично ликвидирована в результате изобретения репродукторов, телефона, патефона, радио; ограниченность во времени - в результате изобретения звукозаписи.

Но, во-первых, развитие техники лишь частично устранило или, вернее, ослабило эти два недостатка звуковой речи, так как перечисленные технические средства закрепления и передачи речи связаны со сложной аппаратурой и имеют по сравнению с речью более узкие сферы применения. Во-вторых, даже частичное устранение этих недостатков речи достигнуто лишь с конца XIX - начала XX в. Между тем потребность в передаче речи на большие расстояния и в закреплении ее во времени существовала с древнейших времен.

Эта потребность первоначально удовлетворялась различными способами. Для передачи сообщений на расстояние применялась сигнализация дымом, огнем костров, барабанным боем; для закрепления во времени использовались различные предметы, которым придавалось условное символическое значение, например, крест как знак захоронения, ограда как знак собственности, стрела как знак направления; в наиболее развитой форме - кипу перуанских инков, вампумыамериканских индейцев (см. гл. III).Однако постепенно наибольшее распространение получил самый удобный и точный, графический, способ передачи и закрепления речи - письмо*. Что же касается "предметных" способов передачи сообщений, то они сохранили ограниченное применение, преимущественно для сигнализации на расстоянии.

*(Условиям возникновения письма посвящена гл. 3 настоящей работы.)

Таким образом, письмо может быть определено как вспомогательное к звуковой речи средство общения, служащее главным образом для передачи речи на расстояние и закрепления ее во времени и осуществляемое при помощи начертательных знаков или изображений, обозначающих те или иные элементы речи.

Возникая на базе языка, письмо имеет свою специфику.