Социологические модели коммуникации
Двухступенчатая модель коммуникации П. Лазарсфельда: передача информации и передача влияния. Особенности изучения воздействия лидеров мнений. Спираль молчания Э. Ноэль-Нойман. «Модель привратника» К. Левина: принципы отбора новостей. Модель коммуникативного процесса Г. Лассуэлла: анализ управления, анализ содержания, анализ средств, анализ аудитории, анализ эффекта коммуникации. Теория многоступенчатого потока информации Д. Клаппера: продукция СМИ как зависимая переменная в ряду «факторов-посредников». Три типа результатов коммуникации: изменения в знаниях, установках и поведении. Теория унифицированных последствий (поведенческие, установочные, когнитивные и физиологические последствия).
Современные концепции сбалансированного подхода к анализу взаимовлияния СМК и аудитории. Теория социального научения (А. Бандура). Теория культивирования (Дж. Гербнер). Теории социализации, использования и удовлетворения, информационного дефицита.
Социальные функции и эффекты деятельности средств массовой информации
Полифункциональность СМИ. Ведущие социальные функции СМИ и их социологический анализ. Краткая характеристика основных исследований воздействия масс медиа на общественное сознание (Г. Шиллер, С. Кара-Мурза, Н. Хомский). Влияние коммуникативных технологий на массовое сознание – технологии управления информацией в современных СМИ. Интерактивность. Изучение поведенческих концепций в работах бихевиористов. Основные эффекты восприятия информации масс-медиа.
Деятельность средств массовой информации как реализация интересов разных социальных субъектов; формы регуляции отношений: законодательство, профессиональные кодексы этики, неформализованные способы; влияние форм собственности на деятельность информационных органов; гарантии плюрализма мнений, проблема финансовой свободы и зависимости информационного канала; коммерческая, политическая и социальная реклама в средствах массовой информации
Раздел 3. Методические основы социологического исследования средств массовой коммуникации