Развитие общения (отношений) младшего школьника со взрослыми и сверстниками

Общение (отношений) младшего школьника со взрослыми

Во время обучения в начальной школе меняется характер взаимоотношений детей и родителей. Дети уже не ведут себя столь непосредственно с родителями, как это было ранее (не будут кричать или плеваться, чтобы добиться своего от родителей). Родители теперь меньше озабочены приучением детей к самостоятельности, поиском домашних дел, которые им можно было бы поручить; их больше заботят учебные достижения ребенка. В младшем школьном возрасте поведение детей требует более тонкого руководства, однако контроль родителей продолжает сохранять свою важность. Исследованиями показано, что дети, находящиеся под постоянным наблюдением родителей, учатся лучше, чем те, за которыми контроль не достаточно выражен.

Современные исследования показывают, что для родителей важной целью является развитие у своих детей саморегулируемого поведения, т.е. их способности контролировать, направлять свои действия и выполнять требования, предъявляемые к ним окружающими.

Ранее нами говорилось, что наиболее оптимальной моделью отношений между родителями и ребенком является авторитетная модель. Это связано с тем, что, когда родители прибегают к словесным аргументам и предложениям, ребенок склонен договариваться с ними, вместо того, чтобы демонстрировать открытое неповиновение.

Родители чаще достигают успеха в развитии у детей саморегулиремого поведения, если постепенно увеличивают степень их участия в принятии семейных решений. Такие родители привлекают детей к сотрудничеству и разделяют с ними ответственность.

Общение (отношения) младшего школьника со сверстниками

Отношения со сверстниками в течение среднего детства становятся все более важными и оказывают практически основное влияние на социальное и личностное развитие ребенка.

Концепция дружбы (по Роберту Селману). Р. Селман изучал дружеские отношения детей в возрасте от 7 до 12 лет. Для изучения он использовал методику по аналогии с той, которую применял Л.Колберг (решение дилеммы см. на стр. 478 у Г. Крайга и Д.Бокума, 2007: история про девочек Кэтти, Дэбби и Жанет).