Артикуляционная классификация согласных звуков

Метод проведения лабораторной работы: закрепление изученного материала, аудиторная работа.

Форма контроля: проверочная работа в форме «текста с намеренно допущенными ошибками».

План:

1. Старомосковское и ленинградско-петербургское произношение. (Горбачевич К.С.).

2. Артикуляционная классификация согласных звуков.

Задание. Затранскрибируйте предложения, отметьте примеры ассимиляции свистящих согласных звуков перед шипящими. Сделайте частичный фонетический разбор слов, характеризуя только согласные звуки.

1. Одна в пальто осеннем,

Без шляпы, без калош,

Ты борешься с волненьем

И мокрый снег жуёшь (Б. Пастернак).

2. Безжалостное солнце поджаривало нас на сковородке пустыни.

3. Лодка бесшумно двигалась по волнам, но резкий порыв ветра заставил всех насторожиться.

4. Подойдя к дому, он остановился и, набрав много воздуху в лёгкие, засвистел, чтобы расшевелить домашних.

5. Махова сторожка и правда оказалась не чем иным, как крепко сшитой, хотя и обветшавшей, бревенчатой избой (В. Солоухин).

6. Задребезжали стёкла от пролетевшего самолёта.

Проверочное задание. Исправьте ошибки, допущенные при транскрибировании следующих отрывков.

1. Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи (Н. Некрасов).

[н’ие – в’éтър бушýjьт н/\т – бóръм / н’ь – с – гóр / пъбиежáл’ъ руч’и//].

2. Слыхал ли в сумраке глубоком

Воздушной арфы лёгкий звон,

Когда полуночь. ненароком,

Дремавших струн встревожит сон? (Ф.И. Тютчев).

[слыхáл л’и ф – сýмрък’ь глубóк/\м / въздýшнъj áрфы лóх’к’иj звóн / к/\гдá пълýн/\ч / н’иен/\рóкъм / дрэмáвших стрýн фстр’ивóжыт сóн //].

Домашнее задание.

Задание 1.Сделайте транскрипцию следующих отрывков.

1. В тучу, в гулкие потёмки

Губы выкатил рожок,

С губ свисает на тесёмке

Звука сдавленный кружок (Э. Багрицкий).

2. Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда –

Слишком были такими недавними

Отзвучавшие в сумрак года (С. Есенин).

Задание 2.Изучите тему «Фонетический анализ слова», используя учебное пособие [1].

Литература.

1. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц. В 2-х частях. Часть 1. Фонетика и орфоэпия. Лексикология. Фразеология. Под ред. Е.И. Дибровой. – М., 2001. – С. 121 – 122..

 

Лабораторное занятие № 9