Комплексная оценка физического развития

Биологический уровень Схема Морфофункциональное состояние Масса тела, окружность грудной клетки Функциональный показатель
Соответствует возрасту   Гармоничное М± d R и более (за счет развития мускулатуры) М+ d и выше
Опережает возраст Дисгармоничное От М -1d R До М-2d R ; От М+1,1d R До М+2d R за счет повышенного жироотложения От М-1,1d до М-2d
Отстает от возраста Резко дисгармонич­ное От М-2,1 d R и ниже; от М+2,1 d R и выше за счет избыточного жироотложения От М-2,1d и ниже

 

 

Морфофункциональное состояние оценивается как гармоничное, дисгармоничное или резко дисгармоничное (табл. 7).

Гармоничным следует считать состояние физического развития, при котором масса тела и окружность грудной клетки соответствует длине тела или отличается на 15 и более за счет развития мускулатуры.

Дисгармоничным нужно считать состояние, при котором масса тела и окружность грудной клетки менее должных на 1,1 - 2d, а также более должных на ту же величину за счет повышенного жироотложения. Резко дисгармоничным следует признать состояние, при котором масса тела и окружность грудной клетки отстают от должных на 2,1 d и более или превышают должные на ту же величину за счет избыточного жироотложения. При дисгармоничном и резко дисгармоничном развитии функциональные показатели, как правило, ниже возрастной нормы.

Неравномерность темпа роста и развития организма на этапе созревания является общей закономерностью. Однако в этот период проявляются и некоторые индивидуальные особенности. Встречаются индивидуумы, темп развития которых ускорен и по уровню зрелости они опережают свой хронологический (календарный) возраст, может наблюдаться обратное соотношение.

Поэтому важно знать, что хронологический возраст – это период, прослеживаемый от рождения до момента обследования, биологический возраст определяется совокупностью морфофункциональных особенностей организма и зависит от индивидуальных темпов роста и развития. Разница между хронологическим и биологическим возрастом может достигать пяти лет.

Дети с замедленным темпом развития называются «отстающими», число их относительно невелико (10-20%). Дети с замедленным темпом биологического развития менее активны, у них повышена отвлекаемость, выраженное напряжение зрения, двигательной системы анализаторов и ССС.

Причинами отставания могут быть недоношенность, родовые травмы, заболевания в раннем возрасте (рахит, хроническая пневмония, специфические кишечные болезни, частые ОРЗ, хронические интоксикации или болезни). Известно также неблагоприятное влияние социальных условий микросреды (безнадзорность, неполная семья, пьянство родителей). Отставание биологического развития сочетается со сниженными показателями антропометрических признаков и более частыми отклонениями со стороны опорно-двигательного аппарата, нервной и сердечно-сосудистой системы, наиболее выраженными изменениями работоспособности и состояния здоровья.

Ускоренный темп индивидуального развития ребенка приводит к опережению биологического развития по сравнению с хронологическим. Данные дети встречаются реже. Чаще эти дети имеют избыточную массу тела за счет жироотложения. Среди них больше страдающих гипертонией, хроническим тонзиллитом, у них выше показатели заболеваемости, чаще и резче проявляются функциональные изменения. Детей с несоответствием биологического возраста хронологическому необходимо своевременно выявлять, т. к. они нуждаются в медико-социальной охране здоровья на протяжении всего этапа созревания организма.

Для определения биологического возраста можно использовать разные показатели (морфологические, нейрофизиологические, гематологические, гормональные и др.), которые отражают зре­лость систем организма.

При комплексной оценке физического развития детей и подростков учитывают морфофункциональные показатели, которые наиболее информативны, постоянны и отражают возрастное развитие организма. К ним относятся: длина тела, характер годового прироста, развитие зубной системы, степень полового созревания.

В разные возрастные периоды одни показатели биологического уровня развития являются ведущими, другие играют второстепенную роль.

Так, в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте (5 – 10 лет) ведущими показателями биологического возраста являютсярост, годовая прибавка длины тела, число постоянных зубов.

В среднем школьном возрасте, начиная с 10 - 11 лет у мальчиков и 9 - 10 лет у девочек, наибольшее информативное значение приобретаютстепень полового созревания и показатели годовой прибавки длины тела,зато теряют свою информативность длина тела и развитие зубной системы.

В 15 лет и позднее ведущим признаком становится развитие вторичных половых признаков, а длина тела утрачивает свою информативность.

Оценка уровня биологической зрелости по срокам прорезывания постоянных зубов

Общее количество постоянных зубов подсчи­тывают на верхней и нижней челюстях. Суммарно учитывают зубы всех стадий прорезывания: от четкого выступания режущего края зуба над десной до полностью сформировавшегося зуба. Возраст­ные нормативы дают представление о диапазоне наличия посто­янных зубов (М±σ) детей, развитие которых соответствует ка­лендарному возрасту (табл. 8). Детей с замедленным и ускорен­ным темпом прорезывания постоянных зубов направляют на кон­сультацию к детскому эндокринологу.

Меньшее количество зубов (менее М - lσ) свидетельствует о замедленном развитии, большее (более М + 1σ) - об ускоренном.

Оценка уровня биологической зрелости по вторичным половым признакам (табл. 8)

По возрастным нормативам устанавливают следующие вари­анты возрастного развития биологической зрелости:

1) развитие соответствует календарному возрасту (выражен­ность вторичных половых признаков соответствует возрастному нормативу);

2) развитие ускоренное (опережение по выраженности вто­ричных половых признаков составляет 1 год и более);

3) развитие замедленное (отставание по выраженности вто­ричных половых признаков составляет 1 год и более).

Детей с замедленным и ускоренным развитием направляют на консультацию к эндокринологу.

С помощью таблицы можно определить, соответствует ли развитие индивидуума календарному возрасту, опережает или отстает от него.

Лишь при отставании или опережении большинства показателей на 1 или 2 года следует констатировать большую задержку или ускорение темпов возрастного развития на соответствующий срок.

 

Таблица 8