Композиционные принципы построения сюжета

Композиционная единица – эпизод. Эпизоды в произведении (как и другие элементы: акты, главы, части и т.д.) могут располагаться по принципу контраста, принципу дополнения, фрагментарному (мозаичному принципу).

 

Принцип контраста. Контрастируют смысл, эмоциональная насыщенность, размер, родовые характеристики (эпос – драма - лирика), жанровые особенности (комедия – трагедия) и т.д.

По смысловому контрасту (сцены войны и мира) располагаются эпизоды в «Войне и мире» Толстого. По жанровому контрасту – повести в «Миргороде» Н.В. Гоголя («Тарас Бульба» и «Старосветские помещики»).По различной эмоциональной насыщенности – главы в «Кому на Руси жить хорошо», в одной главе частушка может соседствовать с тоскливой песней.

 

Принцип дополнения. Согласно этого принципа один эпизод (или элемент) дополняет другой. Это происходит, как правило, в хронологически последовательных сюжетах, где главы или части дополняют (расширяют) наше представление об изображаемом в произведении.

Часто принцип дополнения и контраста совмещаются. Трудно сказать наверняка, каков принцип расположения повестей в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Каждая повесть дополняет наши представления о Печорине, но в то же время психологически углублённый «Дневник Печорина» контрастирует с поверхностным взглядом на героя Максима Максимовича («Бэла»).

 

Фрагментарный (мозаичный) принцип. Фрагментарная композиция характерна для романтических произведений или циклов, сюрреалистических, модернистских, постмодернистских. Писатель, прибегая к такому композиционному принципу, утверждает мысль о недетерминированности, дискретности описываемых им явлений.

Каждый композиционный принцип не просто формальность, он несёт на себе эстетическую, смысловую, философскую нагрузку.