Возможности слова. Каковы они?
Уроки литературоведения.
Учебно-методическое пособие
для студентов-филологов заочной формы обучения, учащихся гуманитарных классов гимназий и школ.
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ.
Мурманск
Литература как искусство.
Литературоведение как наука.
Вступление.
Если Вы избрали филологический факультет педагогического института (университета), значит,заранее готовы к тому, что преподавание литературы станет вашей профессией, основным делом жизни. Это серьёзный шаг. Отныне Вам предстоит изменить своё отношение к книгам и тем, кто их создаёт – писателям и поэтам. Вы должны будете читать не только с удовольствием (так сказать, для себя), но с ясным пониманием того, по каким законам существует и воспринимается литература – одна из самых древних, но всегда остающихся таинственной сфер приложения человеческого таланта. Научиться понимать, ценить и по-настоящему любить литературу – задача не из лёгких. Курс «Введения в литературоведение» поможет вам в этом.
Пособие «Уроки литературоведения» - своего рода конспект лекций, перечень заданий, контрольных вопросов, методических рекомендаций по основным разделам вузовской учебной программы: «Анализ художественного текста», «Сюжет и композиция», «Основы поэтики», «Художественный образ» и др.
Вашему вниманию предлагается терминология, образцы аналитического разбора текстов.
Литература как искусство.
Литература (от франц. Literature0-ВОСХОДЯЩЕГО К ЛАТ.LITERA- БУКВА –
в широком смысле вся письменность, обладающая общественным значением ; в узком и более употребительном смысле – сокращенное обозначение художественной литературы ,качественно отличающейся от других видов литературы: научной,философской,информационной и т д. Литература в этом смысле есть письменная форма искусства слова («Краткая литературная энциклопедия» М, Сов. Энциклопедия,1967,т.4,стр.219).
Литература – вид искусства.
Искусство- а, ср. 1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах (…) 2. Умение, мастерство, знание дела(…). 3. Само дело, требующее такого умения, мастерства.(«Толковый словарь русского языка» под ред. Ожегова).
Образ художественный –всеобщая категория творчества, специфические для него способ и форма освоения жизни. «язык» искусства и вместе с тем его высказывание («Краткая литературная энциклопедия» , М., Сов. Энциклопедия» ,т. 5, стр. 363) .
Отличайтелитературу от других видов искусства : музыки, живописи, театра, и т. д. Основным средством создания художественного образа в литературе является слово. В музыке – звук, в живописи – цвет. Театр , как известно, универсален и использует слово (драматургию) как литературную основу для сценического воплощения идей.
Возможности слова. Каковы они?
v Словом можно назвать все: предметы, процессы,явления, факты,события…
v с помощью слова действительность может быть описана всесторонне и многогранно.
v Слово передаёт внутреннее, психологическое состояние человека. С помощью слов выражаются эмоции: гнев, радость, печаль, нежность и т.д.
v Слово описывает процессы и состояния не только в статике, но и в динамике – движении. Это отличает литературу от живописи, где по одному запечатлённому художником мгновению мы события… С помощью слова действительность может быть описана вынуждены произвольно (в силу воображения) судить о начале, ходе и завершении изображённого явления. Писатель способен показать жизнь в движении: как в простом физическом, так и в глубоко скрытом: внутреннем, психологическом.
v Слово активно воздействует на наше сознание и подсознание, воображение, эмоции. Читая, мы развиваемся умственно. Сопереживаем прочитанному. Созданные писателем сюжеты и образы надолго запечатлеваются в нашей памяти.
Обратимся к художественному тексту. Перед нами начало известной купринской повести «Гранатовый браслет». Описание морского курорта в начале осени. На эту тему могло быть написано музыкальное произведение или живописное полотно. Но ни музыка, ни живопись не сообщили бы нам столь многогранные представления об изображаемом времени года.