I. Организационно-методический раздел

1.1. Цель курса –помочь студенту сформировать научные знания об институте праздника в синхронно-диахронном аспекте как уникальном знаке культуры.

1.2. Задачи курса:

– дать развернутую картину развития института праздника от эпохи палеолита до наших дней;

– сформировать представление об основных теоретических положениях функционирования института праздника в социо-культурном пространстве;

– научить выделять значимые события, требующие художественного осмысления и моделировать современные праздники, опираясь на знание основных морфологических единиц.

 

1.3. Роль и место курса в структуре подготовки специалиста. Курс тесно связан с режиссурой, сценарным мастерством, историей и теорией культуры, этнологией, культурологией, семиотикой.

 

1.4. Требования к знаниям и умениям, приобретаемым при изучении курса в соответствии с характеристикой выпускника конкретной специальности (с учетом квалификации) / направления:

– понимание знакового мира праздника (времени, пространстви, различных кодов действования: вербальных, акциональных, кинетических);

– знание классификационных единиц праздничного комплекса (структурно-типологический срез);

– выявление основных режиссерских приемов и ходов организации поведения праздничной общности, апробированных историческим опытом разных народов;

– владение репертуаром праздничной деятельности (обрядовыми песнями, игровыми действиями, хороводами, кадрилями, театрально-зрелищными сценками и т. п.).

 

1.5.Праздник как феномен культуры. Этимология и семантика понятия «культура». Основные концепции развития праздничной культуры. Зарождение, этапы становления и разнообразия праздничных форм. Связь праздников с социально-экономическими и политическими условиями конкретных стран, с духовными потребностями общества. Место массового праздника в духовной жизни современного общества.

Праздничная культура античности. Празднества древней Греции. Обрядово-праздничная культура древней Греции. Древнейшие празднества плодородия, их ярко выраженный мифологический характер. Олимпийские игры в Древней Греции. Зрелища в Древнем Риме. Сочетание феерии и натурализм в зрелищах. Массовые праздники средневекового города и эпохи Возрождения. Расслоение праздничной культуры в средние века. Официальные праздники государства и церкви. Смеховая культура эпохи возрождения. Европейский карнавал. Французский массовый революционный праздник как социальное художественное явление. Празднества Великой Французской революции.

Праздники на Руси. Праздничная культура России. Календарные и земледельческие циклы русских праздников. Русский площадной театр и скоморошество. Праздники и представления эпохи Петра I. Праздники гусарской России. Массовые народные гулянья и ярмарка конца XIX – начала ХХ веков как объединенная форма народно-обрядовых, церковных и государственных праздников России. Творчество А. Я. Алексеева-Яковлева. Возникновение пролетарских праздников. Праздники, обряды, театрализованные представления советского периода. Становление советского массового праздника. Основные направления массовых праздников в годы советской власти. Развитие фестивального движения. Всенародные юбилейные торжества и празднества 60 – 80-х годов. Праздники Олимпиад. Изменение характера праздников периода перестройки. Становление праздничного календаря новой России. Современное состояние праздничной культуры России.


II. Содержание дисциплины*

Тема 1. Определение праздника. Проблемы терминологии. Место праздника в тексте культуры

Термин «праздник» и его эквиваленты в разных языках. Научная литература об определительной базе этого феномена культуры. Определение праздника в толковых словарях. Понятие «праздник» в определениях ученых. Соотношение основных понятий, связанных с праздником: традиция, обычай, обряд, церемония, ритуал. Театрализованный праздник и театрализованное представление: общее и отличительное. Праздник в археологической классификации культуры.

 

Тема 2. Обзор научных концепций происхождения праздника

Сложность построения единой концепции происхождения и исторического развития праздника. Универсальность праздника как условия рождения новых теорий.

Описательная концепция. И. М. Снегирев, И. П. Сахаров, А. В. Терещенко. Идеализация праздничного быта. Отсутствие теории праздника. Первые попытки периодизации типов праздника по сезонам.

Мифологическая концепция. Ф. И. Буслаев, А. И. Афанасьев,
А. А. Потебня. Создание общей теории праздника. «Солярная» концепция как одна из разновидностей метеорологической (цикловой) теории. Создание новой типологизации празднеств. Привязанность праздничных дней к кризисным моментам в жизни природы. Влияние христианства на праздничный календарь. Сближение мифологических образов с христианскими именами.

Концепция заимствования. А. Н. Веселовский, Е. В. Аничков,
В. Ф. Миллер. Выведение изучения русских празднеств из рамок национальной замкнутости. Сходство славянских, румынских, византийских и античных календарных обрядов. Отсутствие историзма и социального подхода.

Антропологическая концепция. Д. Фрэзер. Связь праздника с религией умирающего и воскрешающего божества растительности. Магический акт ритуального убийства по принципам симильной (подражательной) магии. Миросозерцательный смысл праздника – возрождение на новых началах.

Социальная концепция. Адр. Пиотровский. Связь праздника с социальной средой, с социальной историей. Определение смысла преодоления бытовой повседневности. Диалектическая противоречивость праздничной победы и свободы. Момент протеста в празднике как результат его исторического развития.

Аграрно-продуцирующая концепция. В. И. Чичеров, В. Я. Пропп,
М. М. Бахтин. Теоретические предпосылки теории. Определяющее влияние труда на характер проведения свободного времени. Общественно-трудовая деятельность человека как основной и единственный источник праздника. Универсальность теории М. М. Бахтина. Опосредованность связей праздника с трудом. Определение социально-художественной основы праздника. Провозглашение народного идеала жизни праздничными формами. Вскрытие сущностных сил праздника. Двумирность праздника, находящегося на границе условного искусства и реальной жизни. Праздник как «вторая жизнь народа».

Коммуникативная концепция. А. И. Мазаев. Исходные предпосылки истолкования сущности праздника.

Иной взгляд на человека. Опора па понимание праздника как «первичной формы человеческой культуры» Основные характеристики человеческого труда. Человеческий труд и наличие культурных средств связи. Развитие общения. Общение как универсальная категория анализа общества. Пространственные и временные характеристики общения. Общение и праздник. Зарождение праздника как результат развития общения в сфере свободного времени. Пространственное обособление праздничного общения. К. Жигульский и его теория праздника. Связь праздника с системой ценностей. Система ценностей как основа взаимопонимания людей. Роль постоянных культурных связей между людьми как условие рождения праздника. Объективная ритмика будней и праздников. Связь праздника с радостью. Проблема происхождения праздника и его исторического изменения. Изменения в хозяйственном или культурном укладе жизни – условие изменения праздничных форм.

Концепция А. В. Бенифанда. Исходные положения теории. Способ производства – основа любого общества, таков способ производства – таково и общество. Соответствие типа праздника типу производства. Определение смены типа праздника сменой способа производства. Праздничный прогресс – фактор исторического прогресса общества.

 

Тема 3. История изучения календарных обычаев и обрядов

Объективная необходимость расширения хронологических рамок изучения календарных праздников. Сложность объекта изучения – календарного праздника.

Оригинальная концептуальная позиция Геродота.

Роль обычая в управлении образом жизни каждого народа. Гиппократ, Аристотель, Посидоний о значимости народных праздников от природной среды. Геродот, Страбон о заимствованиях обычаев одним народом у другого. Демокрит, Лукреций об эволюционной последовательности в развитии обычаев. Полибий, Таций о влиянии обычаев на политическую историю и международные отношения.

Начало средневековья и общий упадок культурного развития. Редкие упоминания в письменных источниках об обычаях и обрядах. Продолжение традиции идеализации первобытного человека.

Просветительская литература XVIII в.: Руссо, Дидро. Положительная оценка традиционных обычаев.

Конец XVIII – начало XIX вв. – проявление интереса к европейским народам. Романтическая идея о «духе народа». Оживленная работа по собиранию жанров народного творчества. Вовлечение широкой общественности в поисково-исследовательскую работу.

Первая в истории изучения обрядов систематическая публикация – сочинение И. М. Снегирева «Русские простонародные публикации и суеверные обряды» (1837 – 1839).

XIX в. – формирование различных научных школ. Вильгельм Маннхард «Ржаной волк и ржаная собака» (1865), Джеймс Фрэзер «Золотая ветвь» (1890). Арнольд Ван Геннеп «Обряды перехода» (1909).
А. Н Веселовский. «Три главы из исторической поэтики» (1894 – 1899). Карл фон Сюдов «Понятия первого и последнего в народной традиции с особым вниманием к жатвенным обычаям» (1939). Иохан Хейзинга «Homo ludens» («Человек играющий»).

Солидные исследования XX века. П. Г. Богатырев «Вопросы теории народного искусства» (1971). В. И. Чичеров «Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI – XIX веков» (1957).
В. Я. Пропп «Русские аграрные праздники» (1963). Необычность концептуального поиска В. В. Иванова и В. Н. Терещенко «Исследования в области славянских древностей» (1974).

Теория смеховой культуры М. М. Бахтина «Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса (1965).

 

Тема 4. Календарно-обрядовый праздник и календарь: феномен взаимообусловленности

Необходимость и возможность типологизации культурно-праздничных феноменов. Праздник и время. Категория времени и его предметные проявления. Понятие повторяемости и формирование ритма в природе и человеческой деятельности. Ритм как канва, основа формирования первых календарных систем мира. Ритмическая повторяемость празднично-обрядовых действ. Создание годового праздничного календаря. Процессы взаимовлияния календаря и праздника.

 

Тема 5. Праздничный календарь в семиотическом аспекте. Знаковый мир календарно-обрядового праздника

Русский обрядовый праздник – древнейший вид народного творчества. Тесная связь праздника с трудовой практикой человека. Земледелие («неолитическая революция») способствовало рождению новых типов праздников – календарно-обрядовых.

Структура праздника. Набор общих элементов, характерных для всех праздников. Разные сочетания элементов в обрядовых комплексах.

Календарный праздник – особое время и особое пространство взаимодействия людей. Знаковое значение структурных элементов праздника. Семиотика обрядового действа.

Кузьминки – праздник встречи зимы 1 – 3 ноября (14 – 16 ноября
н. ст.). Русская мифологическая традиция об образах Кузьмы и Демьяна. Многотемность и многофункциональность Кузьминок. Доминанта темы девушки в сюжетном повествовании. Девушка как лиминальное существо. «Внедомность» девушек. Морфологическая фактура праздника. Репертуар Кузьминок.

Колядки – праздник солнцеворота, 25 декабря. Переход от старого года к новому. Языческий характер празднования. Приурочивание к Колядкам христианского праздника Рождества Христова. Основные праздничные действа. Этимология слова «Коляда». Определение сакральных элементов праздника. Репертуарное наполнение.

Новый год – праздник начала нового астрономического года,
1 января. Знаковые аспекты Новогоднего празднования. Семиотика елки. Знак подарков. Мифологические и сказочные персонажи Новогоднего цикла.

Масленица – «проводы зимы», за 50 дней до Пасхи. Масленица как отражение природных и биологических циклов, определяющих жизнь крестьянского общества.

Архаичность двухнедельного масленичного гулянья: мясопуста и сыропуста. Сопряжение древнеславянской масленицы с датой Нового года и Комоедицей (22 марта). Переплетение разно-эпохальных элементов в фактуре праздника. Сложность предпраздничного подготовительного периода. Дедовская или Родительская суббота.

Роль детей и подростков в подготовке праздника. Драматургия масленичной недели. Культ молодоженов в масленичном гулянии. Аграрно-магическая направленность масленичного действа. Гармонизация в празднике человека и природы.

Встреча весны – праздник начала весны (март). Связь весны с природными явлениями. Знак весны в земледельческих культурах.

«Растяжка» (продолжительность) весенних обрядов во временном пространстве (март – июнь). Трехчастная модель встречи весны: Герасим Грачевник – 4 марта, День сорока сороков – 9 марта, День птиц – 25 марта. Наличие очистительных, апотропейных (защищающих) и продуцирующих ритуалов и обрядов. Территориальная распространенность песенных закличек. Выпекание «жаворонков».

Аграрные обряды, приуроченные к Великому посту (7 недель,
50 дней от Масленицы до Пасхи).

Соединение народных и православных традиций в обрядовом комплексе этого периода. Характер названий каждой недели поста.

Средокрестие. Обрядовое печенье в форме крестов. Исполнение «крестных» песенок. Обливание водой.

Вербное воскресенье. Обычай освящения вербы. «Вербохлест» людей и животных. Верба в системе народного семиотического знания. Девичий праздник «лазарование».

Чистый четверг. Связь четверга с идеей Нового года. Обряды четверга – профилактического, очистительного и предупредительного характера. Четверг как граница временного перелома. Магия начала. Культ умерших предков. Логика поста. Крашение яиц. Семиотика яйца в мифологической традиции.

Велик день (в церковном календаре – Пасха) – первое воскресенье после весеннего полнолуния, наступающего после равноденствия. Народные корни праздника. Окказиональность даты. Отсутствие целостного обрядового комплекса. Центральное обрядовое действо – хождение волочебников. Мотив любви и брака.

Праздник Красной горки – первое воскресенье после Велика дня. Фомина неделя. Центральный обряд Красной горки – вьюнины, обход дворов с поздравлениями. «Окликание» молодых. Сочетание календарной обрядности с элементами свадебной. Пространство проведения обряда. Развернутая драматургия обряда «опахивания села». Очистительные и охранительные функции обрядов Красной горки.

Радоница (Радуница) – день поминовения усопших, понедельник – вторник Фоминой недели, следующий за Красной горкой. Этимология слова «радуница». Сакрализация кладбища. Обычай «окликания покойников». Художественные особенности кличей и причетов. Поминальная трапеза.

Егорьев день (Юрьев день) – праздник наступления весеннего тепла, весенний Егорий – 23 апреля, осенний – 26 ноября).

Два образа святого Егория (Георгия) в народном сознании. Земледельческие функции святого. Пограничный характер даты празднования. Егорий как покровитель скота. Обряды «окликания». Распространенность «конского праздника». Егорьевские пастушеские и охотничьи обрядовые действа. Знаковость пастуха и охотника. Женские обычаи Егорьевского дня. Соединение скотоводческих и земледельческих функций святого Егория; бифункциональность обрядового комплекса.

Первое мая – праздник конца весны, начала лета. Первое мая как рубеж между зимой и летом. Морфология празднования. Схожесть элементов праздника. Первое мая с проводами масленицы. Традиция украшения зеленью домов и себя. Историческая эволюция праздника, преобразование его в общественно-политический праздничный акт. Новое звучание праздника на современном этапе.

Семик (зеленые святки) – праздник весенне-летнего календарного периода, четверг на седьмой неделе от Пасхи). Вхождение Семика в единый весенний праздничный цикл, который начинала Масленица и заканчивал Семик. Семик – маркер пограничного состояния природы. Переходная символика обрядового действа. Культ растительности. Обряды завивания венков. Кумовство. Ритуал «крещения кукушки». Поминовение «заложных» покойников.

Праздник Ярилы (Всесвятская неделя, Ярилина, русальная, духовская, гряная) – праздник расцвета весенних сил, праздник проводов весны, неделя, начинающаяся сразу после Троицы.

Понедельник – Духов день, воскресенье – День всех святых. Ярила как завершение праздничного цикла Семик – Троица. Центральный момент праздника – ряженье Ярилой парня. Антропоморфные изображения Ярилы и Ярилиха. Вакханальный характер народного гулянья. Место и роль образа Костромы в праздничном комплексе. Русалки – главные персонажи Всесвятской недели. Мужские и женские варианты русалок. Обрядовые действа с русалками.

Иван Купала (Иванов день) – праздник летнего солнцестояния,
22 – 24 июня.

Один из важнейших народных праздников. Глубокие древние основы обрядового действа. Обусловленность праздника рубежной отметкой солнечного годового цикла. Купала как единый праздничный цикл вместе с днями Аграфены Купальницы (23 июня) и святых апостолов Петра и Павла (29 июня). Этнографы о Купале как о девичьем празднике. Двойственный характер празднования. Проницаемость временных границ. Знак огня. Растительный мир в праздничном повествовании.

Петров день – праздник проводов весны, 29 июня.

Народная традиция отмечать 29 июня – Проводы весны, а 30 июня – поминки по весне. Петровка как граница, рубеж. Последний день девичьих и женских гуляний. Повторяемость обрядов Семика и Купалы. Обычай «караулить солнце». Почитание Петровок рыбаками и пастухами. Значительная роль девушек и женщин в обрядности.

Праздник жатвы (Оспожинки, Госпожинки, Осенины) – праздник урожая (август – сентябрь).

Отсутствие единой календарной приуроченности. Совпадение обряда с работой. Приоритет мужчины при севе, женщины – при уборке урожая. Деление жатвенных обрядов на три группы: зажиночные, собственно жнивные и дожиночные.

 


Тема 6. Морфология календарного праздника

Символико-смысловое значение структурных единиц праздника. Морфология праздника. Историческая детерминанта морфологического строения праздника.

Изменение состава первоэлементов. Основные знаковые элементы календарно-обрядового праздника.

Знак пространства. Связь календарного обряда с мифологической концепцией пространства – времени. Неоднородность пространства. Отсутствие представления о единой Вселенной, наличие только ее частей, кусков – «миров». Мирча Элиаде о неоднородности пространства, в котором много разрывов. Священные, «сильные», значимые пространства и неосвященные. Представления первобытными культурами мирового пространства как серии кругов или сфер, имеющих общий центр. Постоянное противопоставление между территорией обитания человека и неизвестным пространством: свое/чужое; культура/природа; космос/хаос. Мировое дерево в картине мира. Характеристика структуры пространства. Связь с моделью пространства мотива пути.

Знак времени. Специфика мифологического времени – неоднородность, небеспрерывность. Соотношение сакрального и профанного времени. Качество сакрального времени, в котором протекает праздник. Представление о ежегодном обновлении мира, об обретении каждого нового года исходного «начала», исходной «святости». Год как замкнутый круг, имеющий начало и конец, а также возможность «возрождаться». Ключевые точки годичного круга. Жизненное время как круг, имеющий сакральную и магическую силу. Мотив «жития» человека, растения или предмета. Обрядовое время – разрыв обыденного. Тесная взаимосвязь всех дней, создающая сплошной поток неспешного круговорота времени, выделяющая периоды – сакральный и профанный.

Солярный знак. Отсутствие солярной (солнечной) религии у славян. Известные в археологии и этнографии знаки, обозначавшие солнце. Солнечная природа древнерусских богов: Хорса, Даждьбога, Сварога. Связь солнечного бога с конями. Б. А. Рыбаков о солнечном культе. Славянское представление Солнца как разумного существа. Персонификация солнца в славянском фольклоре в мужском и женском образе. Наличие правил и запретов, связанных с почитанием солнца. Христианизация и новое истолкование солярных обрядов. Связь солярного культа и культа огня.

Знак огня. Одна из основных стихий мироздания. Присутствие огня во всех календарных обрядах. Двойственная символика огня. Фигурирование в обрядовых действах наиболее древнего вида ритуального огня-костра. Многоплановость толкования функций огня в научной литературе. Изменение функций огня в ходе историко-культурного развития.

Знак воды. Вода в мифологической традиции – опора, на которой держится земля, источник жизни, средство очищения. Водное пространство как граница между «этим» и «тем» светом. Ассоциирование воды с первобытным хаосом, первоначалом. Двойственная природа воды. Распространенность культа воды у всех народов мира. Историческая эволюция знаковости воды. Роль воды в обрядах «отправления» умерших на «тот» свет. Почитание источников. Обычай вызывания дождя. Древность института «делателей» дождя. Обычай «вспашки» дождя. Архаический характер ритуалов «пускания по воде» предметов. Река – один из наиболее емких и многозначных водных символов. Роль и место росы в календарной обрядности.

Динамика образа жертвоприношения воды: человек – животное – кукла – чучело. Роль воды в гаданиях. Женский образ воды: Елена, Ульяна, Иордана. Роль воды в жизни людей.

Знак растительности. Многообразие обрядового проявления зелени: майское дерево, елка, семицкая березка, венки, цветы, травы, снопы. Исторический и экологический фон взаимодействия человека с растительным миром. Лес как хранитель обрядовых тайн. Обрядовая функция деревьев. Присутствие зелени в календарных обрядах. Функции зелени. Наделение зелени знаковой символикой. Основные теории, объясняющие возникновение обычаев, связанных с растительностью. Растительные мотивы в современных празднично-обрядовых действах: соотношение магической и эстетической основ знака.

Знак ритуальной трапезы. Повседневная пища и обрядовая пища. Знаковый характер празднично-обрядовой пищи. Различные аспекты рассмотрения знаковости обрядовой пищи. Сакральность пищи в переломные моменты года. Характер еды как отражение представлений человека о магическом изобилии. Обрядовая трапеза как своеобразный ритуал, призванный выявить внутреннюю структуру коллектива. Хлеб – наиболее сакральный вид пищи. Этимологическая неясность слова «хлеб». Разновидности хлебных изделий. Магические действа с хлебом. Магическое и эстетическое значение этикетной формулы «хлеб-соль». Блины в русской традиционной культуре. Отражение в употреблении блинов двух систем духовного мироощущения русских: языческой и христианской. Символическое употребление каши. Сакральное значение яйца как символа Первотворения и возрождения жизни. Обрядовое печенье – символическое выражение пищи. Обрядовая еда как выражение определенных, регламентированных традиций взаимоотношений между людьми.

«Эндокухня» (еда для себя) и «экзокухня» (еда для гостей). Трапеза как минимум праздника, наиболее универсальный и обязательный его компоненты.

Знак даров и жертв. Дар – подношение, подарок. Жертва – разновидность дара. Состав даров и жертв в календарной обрядности. Генетическая и хронологическая классификация дарообмена: общинные виды дарений, семейные и семейно-индивидуальные. Приоритет семьи как главной дарительницы. Причины возникновения жертвоприношений. Жертвы и дары как объекты, наделенные магической (производственной) силой. Социальные функции даров и жертв.

Знак культа предков. Развитость представлений о взаимосвязанности загробного мира с миром живых. Двоякий смысл обрядов в честь предков. Привязка поминально-погребальных обрядов к определенным дням календаря – народного и церковного. Своеобразие обряда возжигания костров,носящих поминальный характер. Близость праздничных костров к языческим, погребальным кострищам. Разновидности поминальной символики. Тесная связь календарных и поминальных обрядов на протяжении всего годового цикла, связь поминальных обрядов с идеей плодородия.

Знак маскировки и ряженья. Ряженье – один из элементов традиционной культуры. Основная черта – изменение внешности. Маскирование – часть ряженья. Связь ряженья с календарной и семейной обрядностью. Основные наименования ряженых. Основа создания ряженого персонажа – соблюдение принципа противопоставления «своего-чужому». Реализация этого принципа в каждой группе признаков: по полу, по возрасту, по природе, по принадлежности к миру живых и миру мертвых, по принадлежности к миру людей и «иному» миру, по этнической принадлежности, по принадлежности к разным ступеням социальной иерархии. Суть ряженья. Насыщенность ряженья сексуальной символикой. Функции ряженья в современных обрядовых действиях.

Знак гаданий и примет. Цель гадания. Функциональная напряженность гадания. Символическое значение предметов гаданий как посредников между «этим» и «тем» миром. Деление гаданий по способу узнавания судьбы: гадания-истолкования и гадания-колдовство. Гадания истолкования – приметы. Классификация примет. Разноплановость поведения человека в гаданиях и приметах. Пространственно-временные точки проведения гаданий. Основные темы гадания. Состав участников гадания. Превращение гаданий в развлечение, игру.

Знак эротических действ. Обязательность присутствия в календарных обрядах эротических действ. Существенная роль разделения полов в истории человечества. Бытовой и праздничный ритуализм полов. Две формы проявления эротических действ. Обрядовый травестизм. Общинный дух эротических обрядов. Эротические действа – идея магического воздействия человеческой половой силы на производительность природы, в продолжении человеческого рода.

Знак смеха. Смех один из магических актов заклинания плодородия. Теория В. Я. Проппа о ритуальном, земледельческом характере смеха. Роль смеха как одного из способов создания и воссоздания жизни. Обычаи «запрета смеха». Смеховые возможности земледельческого сквернословия (эсхрологии), земледельческого заголения (раздевания), пения непристойных песен. Двойной аспект мировосприятия человека – серьезный и смеховой. Реализация смехового начала в народной игре, хороводе, плясках, заигрышах.

 

Тема 7. Календарный (архаичный) праздник как текст культуры

Связь праздника со сферой сакрального. Ключевое противопоставление праздника будням, Вторичность других признаков. Сакральность самого праздника и сакральность ядра праздника. Наличие в празднике профанических фрагментов. Сакрализация ценностей конкретного коллектива. Определение главного праздника конкретной традицией. Официальные и неофициальные праздники. «Закрытые» и «открытые». Существование разных типов праздников.

Создание единой последовательности праздников; образование праздничного «текста».

Смысл и функция главного праздника. Значение рубежа старого и нового. Борьба Хаоса и Космоса.

Необходимость воспроизведения инцидента первотворения. Определение пространственного центра и тоски во времени. Соответствующие действия всех членов коллектива. Выворачивание мира и его признаков наизнанку. Перемена субъекта и объекта. Формирование «антимира» с изнаночными характеристиками и «антиповедения». Инверсия элементов мира. Структура архаичного «первопраздника». Близость современного календарного праздника к архаичному «первопразднику». Единый общий смысл всей праздничной системы.

 

Тема 8. Православный обрядово-праздничный календарь

Соотношение христианского календаря с языческими представлениями о святости. Связь христианских святых с мифологическими представлениями. Деление христианских праздников по важности событий.

Рождество Христово (Рождество по плоти Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа) – 25 декабря (7 января н. ст.). Второй по значимости праздник после Пасхи. Наличие сорокадневного поста перед праздником. Канун праздника. Службы Царские часы в церкви. Совершение рождественской литургии. Совмещение праздника Рождества Христова с народным обрядовым праздником Колядой. Знаковая наполненность кануна праздника. Организация домашнего сочельника. Обряды возжигания костров. Ритуальная еда.

Крещение Господне (Богоявление) – 6 января (19 января н. ст.). Крещение Господне – одно из важнейших событий в земной жизни Иисуса Христа. Первое упоминание праздника в 360 г. н.э. Отличие праздника в разных местах и в разное время. Совершение царских часов. Осмысление Крещения в крестьянском календаре. Рубежность времени. Обряд «великого водоствятия». Многочисленные действия с водой. «Хождение на Иордань» и водосвятие.

Соединение элементов языческой и христианской культуры. Повсеместность традиции «смотрины девушек». После Крещения – время свадеб.

Сретенье Господне (Громницы) – 2 февраля (15 февраля н. ст.). Связь праздника с темой послеродового ритуального очищения и посвящения ребенка-первенца Богу. Встреча Симеоном младенца Иисуса. Сретенье как завершающий праздничный рождественский цикл. Сретенье в народном сознании. Встреча зимы и лета. Отсутствие почитания праздника. Малочисленность обрядов. Свечи-«громницы». Обычай поджигания волос.

Вход Господен в Иерусалим (Вербное воскресенье) – последнее воскресенье перед Пасхой. Содержательная основа праздника. Праздничность Лазаревской субботы накануне праздника. Кульминация праздника – крестный ход. Упрощение ритуала празднования. Ритуальная трапеза. Обычай посвящения вербы.

Пасха (Пасха, Христов день, Великдень) – первое воскресенье после полнолуния, которое наступает после весеннего равноденствия. Праздник праздников. «Царь дней». «Торжество торжеств». Пасха – символ обновления и спасения мира и человека. Окказиальная (подвижная) дата праздника. Определение сакральности времени проведения службы. Структура полунощницы. Пасхальное освящение снеди. Традиция разговления и «христосования». Поминовение усопших. Знак яйца. Связь идеи Пасхи с обновлением жизни.

Благовещение – 25 марта (7 апреля н. ст.). Богородичный праздник – Благовещение Пресвятой Богородицы. Третий по важности праздник после Пасхи и Рождества. Разная продолжительность празднования. Период «рубежного» времени, одна из ключевых точек года. Обычай «гукать» весну. Молодежные заигрыши. Доминантная роль девушек. Магия «первого дня». Место и роль благовещенской просфоры. Распространенность гаданий о погоде.

Вознесенье (Вознесеньев день, Ушестие) – сороковой день после Пасхи, в четверг шестой послепасхальный седьмицы. Праздник окончания пасхального периода, период растворения границ божественного и человеческого. Ход праздника. Ярмарки и гуляния. Совместное гостевание. Обычай ходить на поля. Выпечка «лесенок». Связь праздника с представлениями о посмертном пребывании души на земле и вознесении ее на небо через сорок дней. Ассоциация праздника с концом весны, началом лета. Обряд «вождение стрелы». Традиция закапывания в землю хлеба, ленточек, денежек, других предметов.

Вознесение как граница, завершающая Пасху и открывающая период Троицкой обрядности.

Троица (Пятидесятница, День сошествия Святого Духа на апостолов) – пятидесятый день после Пасхи. Момент сошествия Святого Духа на апостолов как проявление божественной сущности Святой Троицы. Основное положение христианской веры – учение о Троице. Популярность культа Троицы в России. Деятельность святого Сергия Радонежского. Тесная связь праздника с вселенской субботой (накануне Троицы) и Днем Святого Духа (понедельник, следующий за Троицей). Ход праздника. Украшение храмов зеленью. Знак зелени в церковной традиции. Народные традиции празднования. Культ растительности. Девичий праздник. Структура основных действ праздника. Обычай опахивания деревни. Традиция обходов домов. Заключительный этап празднования – обряд проводов.

Пребражение (Второй Спас, Второй Калинник, «Спас на горе», Яблочный Спас) – 6 августа (19 августа н. ст.). Праздник утвержден в
IV веке. Народные традиции празднования. Традиция освящения плодов в церкви. «Горохов день». Начало посева озимой ржи. Организация «ярмарок». Обычай «столованья». Обряд «провожание заката». Первая встреча осени.

Успенье Богородицы (Первая пречистая, Госпожа Первая, Дожинки, Первые осенины) – 15 августа (28 августа н. ст.). Утверждение праздника в IV веке. Название праздника в народном календаре: Госпожинки, Госпожин день. Поворот лета на осень. Обычай «вдувать огонь», Осенние посиделки.

Воздвиженье (Капустки) – 14 сентября (27 сентября н. ст.). Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Народная версия праздника. Символ праздника — страдание. Пост. Ход праздника. Крестные ходы, молебны, обходы полей с иконками. Третья встреча осени. День овинника – «овинные именины». Обычай обработки льна. Рубка капусты – капустный праздник. Варка пива.

Введение – 21 ноября (4 декабря н. ст.). Введение во храм Пресвятой Богородицы. Праздник установлен в VII – VIII веках. Служба в церкви. Народная интерпретация Введения. Введение зимнего периода. Начало зимних гуляний. Санные выезды. Обряд «казать молодуху».

 

Тема 9. Соотношение народных и церковных праздников

Автономное изучение праздников народного и церковного календарей. Ошибочность, односторонность такого подхода. Б. А. Рыбаков об исторической эволюции язычества и появлении культа Иисуса Христа. Базирование сонма святых на культуре мифологического сознания. Модификация языческих форм обрядности. Первичность формирования календарно-обрядового праздника (эпоха неолита 8 – 6 тыс. лет до н. э.). Утверждение морфологической конституции народного праздника. Появление христианства в начале нашей эры. Формирование символа веры и художественной атрибутики. Наложение церковных праздников на даты народного календаря (354 г. н. э.). Синкретизм (двоеверие) праздничного календаря. Тождество структурных элементов обеих групп праздников.

 


Тема 10. Родильно-крестильные обряды

Отсутствие шумных праздников по случаю рождения ребенка. Наличие целой серии характерных обрядов. Обряды и обычаи, предшествующие родам и связанные с ними. Смысловой фон ритуальной нечистоты женщины. Близость новорожденного к мертвецу. Сложное ритуальное поведение отца. Традиция кувады. Кувада как кодекс ограничений и запрещений для отца.

Обряды принятия новорожденного в общину. Обрядовое переодевание и пострижение. Переодевание при рождении, свадьбе и похоронах. Смысловая функция пострига. Традиции наделения ребенка именем. Обычай скрывать имя. Институт кумовьев.

«Бабина каша». Обряд «овса». Доминантная роль повитухи в родильных обрядах.

Обряды очищения роженицы и бабы-повитухи. Роль воды в обряде и ее особенность. Особая смысловая нагрузка обрядов очищения. Кувада – фр., высиживание яиц; обрядовая симуляция отцом родового акта при рождении ребенка.

Знаковость колыбельных имен. Колыбельные песни с накликанием смерти ребенку. Разность толкования. Связь колыбельных песен с заговорной поэзией. Система оберегов.

 

Тема 11. Свадебный обряд. Знаковый мир русской свадьбы

Свадьба как вторая критическая точка жизни, кульминация, время наибольшей полноты жизненных сил. Определение сакрального времени для свадьбы. Два основных признака традиционного свадебного обряда – диалогичность и переходный характер. Осмысление свадьбы в рамках традиционной модели мира через бинарные оппозиции свой/чужой.

Свадебное действо как переменные между двумя полками. Пространство невесты – пространство жениха. Полисемантическая сложность обрядового свадебного комплекса. Предсвадебные, свадебные, послесвадебные обряды. Институт действующих лиц на свадьбе. Древнейшие представления о невесте. Обычай «скрывания» невесты. «Уход» невесты в «иной» мир.

Специфическое обрядовое оформление рождения замужней женщины – обряд «поиски молодой». Многочисленные запреты послесвадебного периода. Сознательное продление лиминального состояния невесты. Знаковость молодоженов в календарной обрядности.

 

Тема 12. Похоронные обрядовые действа

Глубокая архаичность похоронного обряда. Общие мировые представления о круговороте жизненных форм. Формы перевоплощения всего живого.

Мысль о возрождении человека в разных жизненных формах. Представления о смерти. Персонификация смерти. Смерть – женщина. Логическая цепочка: горе – смерть – женщина (Морена, Мара, Куга).

Зооморфная метаморфоза как одна из основных форм посмертного перевоплощения. Представление об реинкарнации покойного в тотемных животных или сакральные предметы. Единая сакральная община предков и потомков.

Изменения в погребальной обрядности в середине I тысячелетия нашей эры. Основная цель похоронных обрядов – защита живых от злого влияния мертвых. Существование у славян двух вариантов обряда похорон. Двойственное отношение к умершим. Основные этапы похоронного обряда. Сопровождение похорон причитаниями. Магическое воздействие на умершего через слезы. Слеза как эквивалент «живой» воде. Воскрешающее действие слезы. Изменение статуса человека в похоронной поэзии.

«Переходный»период для умершего. Распространенность мотива переправы через реку смерти. Река как граница между состояниями, разделяющими «этот» и «тот» свет.

 

Тема 13. Праздничный календарь Древней Греции

Историко-этнографическая справка. Развитие традиций календарно-обрядового праздника. Введение древних земледельческих обрядов в круг официального церемониала.

Праздничный мир Дионисия. Дионисийский праздничный календарь: Осхофории, Малые Дионисии, Леней, Антестерии, Великие Дионисии. Сценарно-режиссерский ход каждого праздника. Рождение первого в истории культуры театра. Театр Дионисия – хороводный театр, основанный на триединой хорее. Звуковое искусство греческого театра. Знаковость костюма и актерской игры. Историческая эволюция театрального организма.

Панафинеские праздники в честь богини Афины-Паллады. Драматургия шествия. Праздники в честь Деметры и ее дочери Персефоны.

Утверждение христианских праздников. Синкретизм народных и христианских праздничных действ.

Сакральный характер агона. Агониальный характер празднеств. Олимпийский спортивный театр. Знаковая система олимпийских игр. Делийские игры.

Связь праздника с укреплением общественных идеалов. Создание государственной системы ценностей.

 

Тема 14. Праздники и зрелища Древнего Рима

Историческая справка. Исторический путь Рима. Создание римского календаря. Развитие обрядового праздника. Отсутствие антропоморфизма в культуре древних италийцев. Обедненность художественных традиций. Восприятие Римом всего пантеона греческих богов. Жреческая коллегия «Арвальские братья» и ее деятельность по организации зрелищ.

Праздник Амбарвалий. Ход праздничного действа в честь Януса. Февральские Луперкалии. Своеобразие календарных праздников.

Идеологические реформы Августа. Введение в государственную религию нового элемента – культа императора. Появление праздников нового типа – триумфов. Триумф как парад-спектакль. Малые и Большие триумфы.

Место и роль театра в зрелищной культуре Рима. Уникальность архитектуры театральных зданий. Сценическая техника. Создание театров музыки и танца. Зрелища амфитеатра и цирка.

Колизей и его система зрелищ. Навмахии, водные потехи – инсценировки сражений. Зрелищная культура цирка. Существование площадного искусства шутов, акробатов и фокусников. Самодеятельный театр.

Роль праздника в ослаблении социальной напряженности. Политика «хлеба и зрелищ». Праздник как важный политический инструмент.

 

Тема 15. Праздничный мир эпохи средневековья в Западной Европе
V – XVI вв
.

Историческая справка. Хронологические рамки средневековья. Характеристика мировоззрения. Существование общей идеи миропорядка.

Праздничная культура эпохи раннего феодализма. Носители праздничного начала в средневековом обществе. Церковные театрализованные действа. Формирование культа веры. Развитие феодально-монастырской культуры. Связь монастырей с обменом, с товарными отношениями. Церковь и ярмарка. Зависимость театральных постановок от места торговли. Инсценировки в церквях. Музыкально-лирический характер представления. Разнообразие инсценировок. Усложнение сценографии. Использование горизонтального и вертикального планов церкви. Особенности актерской игры. Условная символика жестов.

Инсценировки на церковной площади. Традиция «дьяблерии». Активное включение светского элемента в представление.

Город и городские празднества. Шествия и процессии. Шествия-карнавалы. Праздничная цензура. Режиссерские разработки.

Развитие мистериальных действ. Создание профессиональных органов, занимающихся постановками. Традиционные приемы постановки. Самодеятельные кружки и театральные ассоциации. XV – XVI вв. – развитие театра буржуа. Риторические камеры. Искусство риторов. «Мейстерзингеры» в Германии. Театральные кооперации и шутовские общества во Франции.

Театральные празднества аристократии. Рыцарские турниры. Три типа рыцарских празднеств. Придворные представления. Разработка постановочных приемов. «Междуяствия» и интермедии.

Масленичные празднества в городах. Развитие карнавала.

 

Тема 16. Праздничный площадной театр средневековой России
X – XVII вв
.

Русское средневековье. Феодальная раздробленность. Характеристика раннего, зрелого и позднего средневековья. Время вытеснения языческих представлений. Синкретизм культуры. Активное существование обрядово-зрелищных форм деятельности. Взаимодействие праздника и театра. Понятие «праздничный площадной театр». Определение площадного театра. Художественная специфика. Соотношение празднично-календарного театра и условного. Природа условного театра. Истоки народного площадного театра. Тесная связь с празднично-игровым театром скоморохов. Этимология слова «скоморох». Классификация русских скоморохов.

Виды народного площадного действа. Художественный «скомороший» язык. Обогащение площадного театра новой лексикой. Основной принцип построения «смеховых» произведений – выворачивание наизнанку системы знаков.

Представления устной драмы. Балаганные действия. Раек (косморама). Кукольные театры: Петрушка, Вертеп. Медвежьи потехи.

Суть средневековой культуры – соперничество двух традиций. Мир святости и мир толпы, стихии. Мир и «антимир». Законы и принципы организации «антимира». Д. С. Лихачев о «смеховом мире» средневековья. Смех и скоморохи.

 

Тема 17. Массовые праздничные действа эпохи Петра I (1672 – 1725 гг.). Новое «лицо» праздничного календаря

Становление новой культуры. Смена «системы знаков». XVII век – переходный период российской истории от эпохи средневековья к Новому времени. Светскость культуры. Новый характер связей с культурами других стран. Полоса модернизации. Автономизация личности. Секуляризация всех сфер сознания и жизни.

Бурное развитие традиций народного площадного театрального действа. Социальное расслоение в сфере потребления искусства.

Придворные праздники. Режиссерский ход и структура праздничных действ при дворе. Викториальные празднества. Развитие пиротехники и фейерверочных зрелищ. Развитие декоративного оформления праздничного пространства. Ход викториальных празднеств.

Развитие театрального искусства. Новые формы праздников и празднования. Создание двух национальных культур.

 


Тема 18. Русские народные праздники, увеселения и зрелища конца XVIII – начала XX вв.

XVIII в. – время нового культурного переворота в истории России. Принцип свободы творчества.

Рождение представления о личности человека. Процесс церковной секуляризации. Создание охранительной идеологии. Начало систематического изучения народного творчества. Конец XIX – начало
XX вв. – время социальных потрясений. Многонациональность русской культуры. Трагизм культуры Новой эпохи. Смена ценностей.

Площадь – главное место проведения праздников. Устройство площадных гуляний. Знаковость времени и пространства. Катальные горы как увеселения и как место выступления актеров. Принцип «сита» площадного гуляния.

Театрализованные действа и реклама. Виды рекламы. Балаганы и их театральные постановки. Практика организации батальных представлений.

Развитие парковых представлений. Развитие садово-парковых аттракционов. Популярность народных игр. Дивертисментные номера. Медвежьи школы. Специфика кукольных представлений.

Раешные действа. Художественные приемы раешника. Русское балагурство в лице балконных дедов. Раус как особый балаганный жанр. Карнавальность площадного смеха.

Введение строгой цензуры площадных действ.

 

Тема 19. Празднества Великой Французской революции (1789 – 1794 гг.)

Историческая справка. Основные этапы Французской революции. Празднества первого этапа. Сценарно-режиссерский ход праздника Федерации. Структура шествия. Массовые действа на Марсовом поле. Художественные особенности праздника «Отечество в опасности». Знаковый мир новых праздников.

Праздничные действа второго этапа революции. Революционный праздник как система, разработанный регламент. Создание проекта национальных празднеств. Учреждение комитета по организации и проведению праздничных церемоний.

Третий этап революции и его празднества. Режиссура кортежей-шествий. Праздник Разума и Праздник Верховного Существа как отражение идеологии буржуазной революции.

Правовые акты революции о праздниках. Новая система праздников. Новые принципы их организации. Принцип плановости проведения праздников.

Создание нового типа праздников. Праздник как проявление активной жизни.

 


Тема 20. Праздники Октябрьской социалистической революции (1917 – 1920 гг.): тематическое и жанровое многообразие

Культурная революция – главная социокультурная составляющая. Процесс коренной ломки общественного сознания. Изменение социального состава интеллигенции. Идеологическая перестройка.

Революция и праздник. Понятие «праздничности» революции. Двойное значение времени в светском празднике. Формы первых светских праздников. Церемониалы революционных торжеств. Разработка действий самой массы. Структура шествий. Проблемы разработки зрелищных компонентов праздника. Массовые инсценировки. Особенности драматургии инсценировок.

Создание революционного площадного театра. Основные театрализованные постановки под открытым небом. Традиционность сюжетной линии. Внутренняя фактура театрализованных зрелищ. Массовые гуляния с элементами карнавала. Профессиональные силы площадного театра.

Попытки создания теории революционного праздника. Рождение новых форм площадного действа. Два принципа организации праздничного пространства.

Революционный праздник как пример синтеза праздников Французской революции и русского площадного театра. Эстетические противоречия советского праздника.

 

Тема 21. Праздничная культура в советской стране в предвоенные годы (1920–1940 гг.)

Утверждение мировоззренческих основ нового строя. Бурное развитие художественного творчества, создание тысяч творческих кружков. Продолжение традиций инсценировок. Малые формы праздничной деятельности. Политкарнавал – вершина клубной самодеятельности. Карнавализация светского праздника. Традиции маскарада. Режиссура больших парковых представлений и карнавалов-маскарадов.

Индустриальные зрелища. Первые советские фейерверочно-световые пантомимы. Оригинальность сценических площадок.

Роль праздника в приобщении народных масс к «высокому» (профессиональному) искусству. Праздники литературы. Первая Всесоюзная хоровая олимпиада. Развитие физкультурных праздников.

Влияние художественной самодеятельности на фактуру праздника. Режиссерские поиски форм праздничной культуры. Споры о природе праздника и театрализованного представления.

 

Тема 22. Советские массовые празднества в послевоенный период (1945 – 1985 гг.)

Замедление процесса развития праздников в годы войны. Праздник как идеологическое мероприятие. Особое отношение советского правительства к культуре и образованию. Перелом в культуре с середины 60-х годов. Молодежные движения. 80-е годы – противостояние двух общественных сил: сторонников обновления и их противников.

Праздники начала этого периода. Парады Победы. Митинги-концерты. Международные фестивали демократической молодежи. Юбилеи республик и городов. Расширение тематики советских праздников. Певческие и музыкальные празднества. Проведение Первого Всесоюзного фестиваля театрализованных праздников (1964 г.).

Декады национального искусства как уникальная форма культурного обмена и взаимовлияния народного творчества разных республик. Фестивали искусств (70-е годы). Праздники профессий. Молодежные и юношеские празднества. Юморины.

Детские театрализованные праздники и концерты. Пионерские и комсомольские праздники. Праздники творчества, научного поиска, дружбы.

Реабилитация календарного (архаичного) праздника. Активная пропаганда народного творчества. Усиление фольклорно-этнографической работы в стране.

Актуальность теоретического и практического осмысления праздников. Главный вопрос – современная и будущая роль праздника. Связь праздника с системой ценностей. Глобальная проблема – реальное участие масс в праздничном творчестве.

Открытие специальных учреждений, готовящих кадры режиссеров праздника.

 

Тема 23. Развитие праздничной культуры в годы перестройки и постсоветский период (1985 – 2000 гг.)

Новый этап развития культуры. Интенсивная ломка сложившихся стереотипов. 1992 г. – настоящее время – переходный период. 1988 – 1997 гг. – Всемирное десятилетие развития культуры (Постановление ЮНЕСКО). Культура – цель и средство саморазвития, предпосылка единения людей.

Эпохальный период от индустриального типа развития к информационному. Современный период – период культурной революции. Обвал созидательных ценностей. «Перенастройка» общественного сознания с коллективного на индивидуальное. Раздел между элитарными и массовыми формами культуры.

Праздник – часть культуры. Опора на ценности. Реагирование праздничного календаря на социально-политические и экономические изменения. Попытки сохранения «красных дат». Рождение новых праздников: День независимости России (12 июня), День государственного Флага Российской Федерации (22 августа), День единения народов
(2 апреля).

Активное возрождение церковных праздничных традиций. Взаимодействие народно-традиционных и церковных праздников.

Возрождение традиционных праздников разных народов, проживающих в конкретных ойкуменах.

Развитие профессиональных праздников. Детское праздничное движение. Популярность новых праздников в молодежной среде: Татьянин день (25 января), День Святого Валентина (14 февраля), Хеллоуин
(31 октября).

Формирование праздничного календаря. Формирование ценностей.

 

Тема 24. Научные концепции современного праздника

Научная исследовательская база. Отсутствие значимых работ по праздникам. Общий интерес к теории и практике праздничной культуры.

Философская концепция функционирования праздника в современных условиях С. Солдаткина. Философия праздника – философия творчества и новизны. Соотношение праздник – творчество. Творчество как порождение нового.

Праздник и праздничность.Наивность как источник открытия, как способность удивляться. Аристотелевское определение удивления как начала науки и искусства.

Космос и Хаос в празднике. Традиция как основа упорядочения и устойчивости. Бинарные оппозиции праздника: новизна/традиция; творчество/традиция; новое/вечное.

«Дух», «душа» и «тело» праздника. Тождество праздника и творчества. Человек – творец мира и себя самого. Праздничность каждого дня, «снятие» разделения жизни на будни и праздники.

Концепция игрового оформления праздников. В. Панфилов о функциональной роли игры в праздничном пространстве. Суть игровой стихии. Основные роли игрового оформления праздника.

Пассивное втягивание людей в атмосферу праздника. Создание праздничного настроения. Развивающее просветительное начало.

Организация игрового пространства – организация игровой периферии. Концентрация игровых форм и зон. Игровое действо главной сценической площадки. Праздник как вселенское игровое действие.

В. М. Григорьев о технологических ошибках праздника. Главная ошибка – нежелание народа участвовать в праздничном мире. Необходимость включения масс в подготовку праздника. Система игровых технологий.

Организационные и содержательные аспекты праздника в теоретических положениях И. Захарова. Формирование легенды праздника. Изобретение игрушки-сувенира и символов праздника. Продумывание мероприятий для всех возрастов и вкусов. Нахождение мотиваций для новых ритуалов.

Формирование праздника в новых социальных условиях. Постепенное создание системы ценностей как основы развития праздничной культуры.

 

Тема 25. Календарно-обрядовый праздник в тексте современной культуры

Календарно обрядовый праздник как отражение модели мира, как оригинальный канал сбора, аккумуляции системы ценностей и их трансляции. Важность понимания структуры празднования и процессов моделирования празднично обрядовых форм в современных условиях.

 

Тема 26. Календарно-обрядовый праздник как проявление традиции в культуре

Макс Вебер о традиции как источнике значимостей. Наличие традиций в разных современных субкультурных образованиях. Традиция как категория, посредством которой формируется, цементируется система ценностей в социокультурных образованиях. Ценности как ядро любой культуры, проявляющиеся в традиции. Традиции как система связей настоящего с прошлым. Цепочка развития традиции: установка → кризис (вариативные процессы) → разрешение кризиса (инновации) → новая установка. Связь праздника с традицией. Праздник как своеобразный институт традиции и традиции в празднике. Разный уровень глубины памяти традиции – условие и предпосылка развития вариативности праздника.

 

Тема 27. Игровой универсализм календарного праздника

Игра как антропологический феномен. Этимология слова «игра». Архетипические проявления игры во взаимодействии человека и природы. Формирование человека и культуры как двуединый процесс. Место и роль мифотворчества в процессах постижения человеком природы. Создание первых картин мира, отражающих взаимодействие человека и окружающей действительности. Создание первых знаковых систем, позволяющих соотносить человеческую деятельность и природу. Игра как «язык» взаимодействия человека и космоса. Праздник, ритуал, обряд как частные проявления игры, общее ее проявление – культура.